Правовое воспитание и обучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 20:45, курсовая работа

Описание

В своей работе я попытаюсь разобраться в :
- самом понятии правового воспитания и его связи с правовым обучением
- какие методы правового воспитания существуют
- в роли правового воспитания в формировании законопослушной личности
- правовом состоянии общества, как следствии правового воспитания
- таком методе правового воспитания, как правовое просвещение
- перспективах правового просвещения в России

Содержание

1. Введение………………………………………………………….. с.3
2. Глава 1. Понятие правового воспитания………………................с.4
3. Глава 2. Методы правового воспитания………………... ……… с.6
4. Глава 3. Правовое просвещение населения, как один из методов правового воспитания……………………………………………………………с.10
5. Глава 4. Роль правового воспитания в формировании законопослушной личности………………………………………………………………с.14
6. Глава 5. Правовое состояние общества как следствие правового воспитания…………………………………………………………….с.20
7. Глава 6. Перспективы правового просвещения в России……… с.23
8. Заключение……………………………………………………… с.25
9. Список используемой литературы……………………………… с.26

Работа состоит из  1 файл

гот.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

      Так, достаточно частым явлением стал самосуд, который, к сожалению, находит оправдание и даже поддержку в разочаровавшимся в торжестве справедливости и верховенстве закона общественном мнении.

      Ярким примером этому стал случай, произошедший недавно в селе Краснополье Свердловской области, когда уральские жители, не дождавшись надлежащего правосудия, самостоятельно выследили, неформально  осудили и казнили двух правонарушителей. Алгоритм действий «Ворошиловского стрелка» из известного одноименного фильма Станислава Говорухина становится уже привычной нормой людей, отчаявшихся найти справедливость в официальных правоохранительных структурах.

      В этой связи широкое введение в России судов присяжных делает эту проблему ещё более острой. Известно, что вновь созданные из представителей самых широких слоёв населения суды, отобранные случайным образом, нередко выносят в России самые непредсказуемые вердикты. По аналогии с давно опротестованным феноменом «протестного голосования» некоторые эксперты предлагают называть подобные странные вердикты проявлением «протестного правосудия», дискредитирующего саму идею проводимой в стране судебной реформы. В результате уже появились высказывания о необходимости сократить перечень дел, подсудных суду присяжных, а то и совсем отменить эту форму осуществления правосудия.

      Однако  проблема кроется в совершенно другом. Необходимо не свёртывать пока ещё  шаткие демократические формы правосудия, а сконцентрировать внимание на повышении уровня правосознания наших граждан, так как недостаточная правовая информированность населения, пассивность в этом вопросе некоторых должностных лиц, а также невысокий уровень правовой культуры – главная причина грубых нарушений закона, ущемления прав и свобод граждан.

      Всё вышеперечисленное может служить  угрозой безопасности страны, поскольку  препятствует эффективному использованию  правовых средств для управления государственными и общественными  делами. Особенно недопустимо, когда лица с низким уровнем правосознания и правовой культуры допускаются к осуществления правосудия, например в качестве присяжных заседателей. Нередко такие случайные «судьи из народа» руководствуются даже не корыстными мотивами, а синдромом «халифа на час», жаждой самоутверждения и мести за ранее нанесенные подлинные или мнимые обиды со стороны органов власти.

      Только  правовая информированность и правовая культура, способствуют добросовестному  выполнению юридических обязанностей, реальному воплощению законов в практические дела и поступки людей. Эффективные двусторонние связи дают возможность компетентно судить обо всех процессах и явлениях правовой жизни, воспитывают уважение к закону и людям, формируют правовую культуру и обеспечивают гражданскую активность личности.

      Сегодня судебные и правоохранительные органы стали активно разрабатывать  новые принципы своего участия в  информационных обменах. Приоритетом  является подход, учитывающий интересы общества и гарантии качественного  решения ведомственных вопросов. Постепенно понятие «пропаганда правовых знаний» перестаёт быть ругательным и ему возвращается его забытый, позитивный смысл.

      Исследования  показывают, что сегодня многие общественные объединения и СМИ в России не только провозглашают, но и фактически занимают позицию максимального содействия правоохранительным органам, прокуратуре, суду в укреплении законности. И если контактирующие стороны находят общее понимание целей и методов взаимодействия и сотрудничают в режиме диалога, то эффективность работы значительно возрастает.

      В рамках конструктивного диалога  с общественными объединениями  и СМИ суды и прокуратура и  другие правоохранительные органы могут  сегодня эффективно решать следующие  задачи:

      - принятие мер по предупреждению, пресечению и устранению правонарушений Конституции и законов, прав и свобод человека и гражданина;

      - привлечение к ответственности  лиц, нарушивших закон, совершивших  преступления;

      - принятие мер к возмещению  материального и иного ущерба, причинённого правонарушителем;

      - выявление потребностей правового  регулирования в различных сферах  общественных отношений;

      - информирование широких слоёв  населения о деятельности органов  правосудия по обеспечению законности;

      - правовое просвещение, пропаганда  действующего законодательства, содействие воспитанию законопослушной гражданской позиции;

      - формирование положительного образа  судов и органов прокуратуры   её сотрудников в общественном  сознании.

      При этом общественные организации и  СМИ выступают как равноправные партнёры, сотрудничающие в решении задач, общественно значимых.»10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Глава 3. Роль правового  воспитания в формировании законопослушной  личности.

Анализируя  результативность и содержание процесса правового воспитания молодежи, следует отметить, что правильность определения его целей и задач имеет первостепенное значение. Бесспорно, что воспитание всегда связано с целенаправленным, организованным воздействием на всю личность, и правовое воспитание следует понимать в этом же значении. Оно представляет собой последовательное и систематическое воспитательное воздействие на молодых людей с целью формирования и поступательного развития их правовой культуры.

     Цели  и специфические особенности  правового воспитания, прежде всего, связаны с формированием правопослушной позиции в повседневных правоотношениях, с пониманием личностных правовых и морально-нравственных обязанностей, личной ответственности за те или иные действия, то есть воспитанием законопослушной личности.

     Исходя  из вышеизложенных целей и специфики правового воспитания, решающего проблему формирования законопослушной личности, в качестве его практических задач можно предложить следующее:

организация комплексной системы пропаганды с

целью правовой информированности молодежи;

формирование уважительного отношения молодых

людей к правовым нормам как к социальным ценностям,

целесообразному продукту цивилизации;

формирование стойкой убежденности в значимо-

сти законов  и форм их применения;

воспитание осознанности личной ответственности

за свое поведение;

воспитание и развитие в мировоззрении молодого человека стереотипов правомерного поведения;

интернализация основных принципов и особенностей системы правоотношений в обществе;

формирование стойкой жизненной позиции определяющей стремление активно участвовать в защите законности и правопорядка;

культивирование в молодежной среде идей уважения закона, противостояния правовому нигилизму, противоправному поведению.

Состояние правопорядка и защищенности граждан, глобализация процессов, определяющих отклоняющееся поведение молодежи, масштабность маргинальных явлений в обществе все это является факторами, объясняющими актуальность того, что правовое воспитание в современной России по праву должно претендовать на роль одного из ведущих разделов в общей системе воспитания всего населения, всех его слоев, социальных и профессиональных групп. В свою очередь, формирование основных элементов правовой культуры граждан происходит во всех социальных системах и структурах чаще всего по механизму научения неосознанного формирования

их у граждан.11 Следует отметить, что в процессе формирования законопослушной личности наибольшее значение имеют основные педагогические системы, в которых влияние

элементов правовой культуры носит осознанный, целеустремленный и продуманный характер, приобретая форму правового всеобуча. Данное утверждение разделяется многими исследователями.

Так, например, С.В. Кара пишет: «Важное место в правовом воспитании занимает изучение основ права и правового поведения в обществе, на производстве, в гражданских и экономических делах.

У него большой воспитательный потенциал».12

     Основное  звено в воспитании, развитии и становлении мировоззрения подрастающего поколения и, в частности, его правовом воспитании образовательные учреждения. В них молодежь должна осваивать основы государственного строя, права гражданина и его обязанности, роль законодательства и права, основные его начала. Безусиления роли системы образования в правовом и нравственном воспитании молодежи преодоление правокультурных кризисов невозможно.

Предание образовательным  учреждениям главенствующей роли в  процессе воспитательного воздействия  на личность вполне может рассматриваться  в исторической ретроспективе. Еще в начале прошлого века известный исследователь проблем воспитания В.В. Зеньковский отмечал, что перед лицом фактов, которые накопила психология и особенно психопатология, совершенно ясно, что

задачи воспитания не только сложнее и труднее, но и важнее, чем задачи обучения. Криминологический опыт,– по мнению автора, – все более обильный и все более жуткий, вскрывает в детях целые сферы движений, требующих воспитательного воздействия старших, в том

числе в стенах школы.13 Накопление правовых знаний обучающихся и выработка соответствующих правовых воззрений должны осуществляться на занятиях при изучении различных учебных дисциплин. Возможности обычных занятий (в школах, техникумах, вузах) по дисциплинам, не являющихся юридическими истории, литературе, обществоведению и др., – огромны. Есть много

известных молодежи исторических периодов, позволяющих убедительно показать роль права в изменении и совершенствовании социальной ситуации в обществе и связать их с современной правокультурной проблематикой.

В тоже время, ряд исследователей в данной области подвергают критике деятельность образовательных учреждений по правовому воспитанию. Так, Л.Н. Николаева пишет: «Ощущается очевидный разрыв между новым демократическим законодательством и должным уровнем правовой культуры молодежи и всех граждан. Право так и не утвердилось в качестве самостоятельного школьного предмета в базисном учебном плане, нет системы подготовки и переподготовке учителей по правовым дисциплинам, преподавание права недостаточно связывается с правовоспитанием. Даже в федеральных правовых документах (постановлениях, планах, директивах и других документах правительства и Министерства образования) по вопросам модернизации образования до 2010 года, совершенствования воспитания школьников и студентов вопросам правовой культуры и правовоспитания почти не уделяется внимания.14

Информация о работе Правовое воспитание и обучение