Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 20:45, курсовая работа
В своей работе я попытаюсь разобраться в :
- самом понятии правового воспитания и его связи с правовым обучением
- какие методы правового воспитания существуют
- в роли правового воспитания в формировании законопослушной личности
- правовом состоянии общества, как следствии правового воспитания
- таком методе правового воспитания, как правовое просвещение
- перспективах правового просвещения в России
1. Введение………………………………………………………….. с.3
2. Глава 1. Понятие правового воспитания………………................с.4
3. Глава 2. Методы правового воспитания………………... ……… с.6
4. Глава 3. Правовое просвещение населения, как один из методов правового воспитания……………………………………………………………с.10
5. Глава 4. Роль правового воспитания в формировании законопослушной личности………………………………………………………………с.14
6. Глава 5. Правовое состояние общества как следствие правового воспитания…………………………………………………………….с.20
7. Глава 6. Перспективы правового просвещения в России……… с.23
8. Заключение……………………………………………………… с.25
9. Список используемой литературы……………………………… с.26
Таким образом, следует констатировать, что интересы воспитания молодежи определяют необходимость создания системы поэтапного правового обучения, разработки его четкой, комплексной программы в соответствии с уровнем развития личности молодых людей, их правовой осведомленности и возрастных особенностей. Анализируя особенности правового воспитания,
следует отметить, что оно является частью общей системы воспитания молодого поколения и сохраняет его общие принципы. То есть, правовое воспитание, прежде всего, основывается на общечеловеческих нравственных позициях, гуманистическом подходе к взаимоотношениям с личностью, уважении ее прав на самореализацию. В тоже время, принцип целостности и всесторонности воспитательного процесса предполагает использование средств и методов правовоспитательного влияния с тем, чтобы обеспечить взаимосвязанное и взаимоподкреп-
ляющее воздействие на основные сферы человеческой психики – на сознание, чувства и волю. Этот принцип основан на важнейшем положении педагогики о том, что человек воспитывается не «по частям», воспитание не до пускает белых пятен.15 Это, в свою очередь, дает основание утверждать, что одним из наиболее важных аспектов является необходимость систематического, последовательного и непрерывного воспитательного воздействия на молодежь. Следует отметить, что существенную роль в правовом воспитании населения играет социальная среда. По особенностям своей природы все правовоспитательные факторы социальной среды можно разделить на две группы:
– собственно педагогические – особенности функционирования различных педагогических систем;
– педагогически значимые – не являясь педагогическими по своей природе, они, тем не менее, сказываются на правовоспитании всего населения.
Рассматривая проблему воспитания законопослушной личности сквозь призму правовой культуры, нам хотелось бы сформулировать основные составляющие данной теоретической концепции.
1) Молодежь активна по своей природе, склонна к более интенсивному присвоению определенных культурных стереотипов личностно-поведенческой модели, и эти объективные ее качества необходимо в полной мере учитывать и использовать в правовоспитательной деятельности по формированию законопослушной личности.
2) Основная цель процесса правового воспитания – способствовать определенным позитивным изменениям в культурном мировоззрении и поведении представителей молодого поколения с уже имеющимися пониманием миропорядка, взглядами, поведенческими стереотипами.
3) Правовое воспитание должно представлять собой комплекс мероприятий, обязательно включающий в себя изучение индивидуальных особенностей личности, степени педагогической запущенности, уровня правового нигилизма, основных причин и условий, определивших отклонения от общественно-одобряемой модели поведения. Персонифицированный подход в данном случае во
многом определяет как содержание, так и организацию
всего процесса.
4) Правовое воспитание как элемент целостной системы формирования личности, наиболее тесно взаимодействующий с негативными проявлениями в обществе, не может основываться лишь на словесных методах.
Важную роль может сыграть практическое столкновение молодого человека с правоприменительной практикой. Социальным институтам, участвующим в организации правового воспитания следует активно искать формы участия молодежи в практической деятельности по организации правопорядка и правовоспитания населения. Характеризуя проблемы правового воспитания в современной России, следует отметить, что сегодняшние социальные условия и уровень правовой культуры молодежи требуют создания дополнительных элементов системы правовоспитанности, соответствующих нынешнему развитию науки и практики, повышения эффективности высшего юридического образования, развития системы общественных объединений, участвующих в правовом воспитании.16
Глава 5. Правовое состояние общества как следствие правового воспитания.
В
современной России в области
правосознания сложилась
Знания о праве рядового гражданина сводятся к тому, что юрист назвал бы обычным правом – т.е. те нормы, которые соблюдались давно, всегда и которые актуальны и верны именно потому, что им беспрекословно следовали все члены общества, не задумываясь об их истоках. Это, например, твердая уверенность и знание того, что выход на работу в законный выходной день оплачивается особо, что в подтверждение покупки продавец должен давать товарный/кассовый чек, что если вас затопили соседи сверху – они должны возместить ущерб, и что если вас грабят – нужно звонить 02. Это те знания, которые усваиваются из поколения в поколение и считаются обыденными.
Юридические знания человека должны быть связаны с его профессиональной деятельностью. Если человек занимается бизнесом – в его же интересах разбираться в содержании сделок, понимать суть отношений. Экономика – это форма, а юридическая подноготная – это конструкция. Если человек военный – здесь ли ни быть юридически подкованным?! Если он преподаватель или социальный работник – он всегда должен знать, как защитить интересы свои и своих подопечных, и это актуально для любой профессии и деятельности.
Как ни жаль, но в нашем российском обществе с начала перехода к демократической форме правления формируется нигилистическое отношение к праву, его реализации. Правовой нигилизм означает не только отрицание права как социальной ценности в обществе, но и неуважительное отношение к нему, к деятельности органов государственной власти и правоохранительных органов.
Причиной
правового нигилизма можно
Поясним: мнение о законодательстве этих людей не изменится, останется осадком в памяти. Когда законодатель принимал очередной нормативный акт, реакция общества была различной: но чтобы окончательно утвердится в мысли каждому человеку какое отношение имеет этот документ к нему лично должно было пройти время – чтобы сложилась практика применения данного акта, чтобы были очевидны этапы и механизмы реализации заложенных в него норм, чтобы сделать для себя субъективный вывод: хорошо или плохо. Но в итоге, граждане разочаровывались отсутствием реализации закрепленного на бумаге, «законодательной чехардой». Их отношение к законотворческому прочесу близко к полному безразличию, за исключением тех случаев, когда закон ухудшает их материальное положение. Причем, именно материальное – а не, например, лишение политических прав и свобод. Монетизация льгот вызвала несанкционированные забастовки по всей стране, отнятие же фактически избирательного права по избранию глав субъектов федерации было проигнорировано…
Существуют и другие виды деформаций правосознания:
· правовой фетишизм - это преувеличение, абсолютизация роли и значения правового регулирования в жизни общества;
· правовой инфантилизм - это недооценка роли права, плохое знание права;
· перерождение правосознания – это такая форма его деформации, которая проявляется в осознанном игнорировании и отрицании закона и сопровождается наличием у носителей умысла на совершение правонарушений. Перерожденное правосознание проявляется в различных формах и, прежде всего, в виде умышленных нарушений законов и иных нормативно-правовых актов, сопровождающихся совершением преступлений и иных правонарушений.
По мнению Баранова В.К 18 «перерожденческое» сознание следует рассматривать как крайнюю степень искаженного, дефектного правосознания или же как явление, хотя и находящееся за пределами последнего, но где-то совсем рядом с ним. Перерожденческое правосознание основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, жестокости, алчности и т.п. Основной формой перерождения правосознания индивидов является совершение ими различных преступлений.
Количество совершаемых
в РФ преступлений – лучший показатель
деформации правосознания…
Глава 6. Перспективы
правового просвещения в России.
На эту тему высказываются авторы уже ранее приводимой статьи журнала «Человек и закон» : «Мы глубоко убеждены, что создание в России эффективно работающего агентства правовой информации (АПИ) повысит правовую культуру граждан и сформирует позитивное отношение к правоохранительным органам и судебной системе. Деятельность АПИ будет включать в себя 3 обязательных элемента:
Популяризация
проекта будет достигаться за
счёт широкого обсуждения в СМИ правовых
проблем и распространения