Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:12, курсовая работа
Цели курсовой работы – проанализировать современный конституционно-правовой институт российского парламента, раскрыть характерные признаки и черты Федерального Собрания РФ как парламента демократического государства.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………... 2
Глава 1. Исторические корни российского парламентаризма
3
II. Федеральное Собрание – парламент России 5
2.1 Парламент РФ – общенациональный законодательный и представительный орган государственной власти……………………………………………….
5
2.2 Порядок формирования палат Федерального Собрания…………………..… 8
2.2.1 Порядок формирования Совета Федерации…………………………….….. 8
2.2.2 Порядок формирования и основания роспуска Государственной Думы… 10
2.3 Структура Федерального Собрания………………………………………….. 14
2.3.1 Структура Совета Федерации……………………………………………….. 14
2.3.2 Структура Государственной Думы………………………………………….. 19
2.4 Полномочия палат Федерального Собрания………………………………… 23
ГЛАВА III. Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ………………………………………….
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….. 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………
Регламент СФ выделяет полномочия Председателя Совета Федерации, основными из которых являются:
Совет Федерации вправе отменить любое распоряжение или поручение Председателя Совета Федерации, противоречащее законодательству РФ и Регламенту палаты.
Совет Федерации принимает решение о количестве заместителей Председателя Совета Федерации, которые замещают Председателя Совета Федерации в его отсутствие, имеют право по его поручению подписывать постановления палаты, издавать распоряжения, а также организуют взаимодействие комитетов, комиссий Совета Федерации. 19 Они могут быть освобождены от занимаемой должности на основании решения Совета Федерации, принимаемого большинством голосов от общего числа членов "верхней" палаты.
В Совете Федерации создается Совет палаты, который образуется для обеспечения оперативного и коллегиального обсуждения неотложных вопросов деятельности Совета Федерации, связанных с его постоянным функционированием. Совет палаты является постоянно действующим коллегиальным органом.
В соответствии с Конституцией РФ в Совете Федерации образуются комитеты и комиссии.20
Комитеты Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты. Каждый член Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации, обязан состоять в одном из комитетов Совета Федерации. Численный состав комитетов определяется палатой, однако комитет должен насчитывать не менее 8 членов. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты.
В Совете Федерации
действуют следующие комитеты:2
Совет Федерации может ликвидировать отдельные комитеты или образовать новые.
Регламентом также предусмотрена постоянная комиссия Совета Федерации по регламенту и парламентским процедурам.22
Эта комиссия:
Кроме того, Советом Федерации могут быть образованы и другие комиссии (например, комиссия по реформе меж бюджетных отношений в РФ (4 апреля 2001 г.) и др.)
Заседание комитета, комиссии Совета Федерации правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии. Заседание проводит председатель или заместитель председателя комитета, комиссии Совета Федерации. Заседания комитета, комиссии Совета Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Заседания комитета палаты могут проводиться непосредственно в субъектах Российской Федерации. Место проведения заседания определяется соответствующим комитетом, о чем уведомляются члены Совета Федерации. Внеочередное заседание комитета, комиссии Совета Федерации созывает председатель комитета, комиссии либо по своей инициативе, либо по поручению Председателя Совета Федерации или заместителя Председателя Совета Федерации, координирующего работу данного комитета, либо по предложению не менее одной четверти от общего числа членов комитета, комиссии.23
Деятельность комитетов и комиссий осуществляется на принципах гласности и свободного обсуждения вопросов. Совет Федерации заслушивает отчеты своих комитетов и комиссий по вопросам их ведения.
Процедурные решения комитета, комиссии принимаются большинством голосов присутствующих членов, решения комитета о созыве внеочередного заседания Совета Федерации - 2/3 общего числа членов комитета, остальные решения - большинством общего числа членов комитета, комиссии.
В отличие от Совета Федерации Конституция РФ закрепляет численный состав Государственной Думы – 450 депутатов.24
Общие положения, касающиеся структуры Государственной Думы, так же, как и структуры Совета Федерации закрепляется в ст. 101 Конституции РФ.
Подробно же, она изложена в Регламенте Государственной Думы.25
Для совместной деятельности и выражения единой позиции, по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, депутаты образуют депутатские объединения – фракции и депутатские группы.
Государственную Думу возглавляет Председатель. Кандидатов на должность Председателя Государственной Думы вправе выдвигать депутатские объединения и депутаты Государственной Думы. В ходе обсуждения, кандидаты, давшие согласие баллотироваться на должность Председателя Государственной Думы, выступают на заседании палаты и отвечают на вопросы депутатов. Представители каждого депутатского объединения и депутаты, выдвинувшие своего кандидата, имеют право высказаться за или против кандидата, после чего обсуждение прекращается. В список для голосования вносятся все кандидаты, выдвинутые на должность Председателя Государственной Думы, за исключением лиц, взявших самоотвод, который принимается без голосования.26 В случае если на должность Председателя Государственной Думы было выдвинуто более двух кандидатов, и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов (т. е. более половины от общего числа депутатов), проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. При этом каждый депутат Государственной Думы может голосовать только за одного кандидата. Избранным на должность Председателя Государственной Думы по итогам второго тура голосования считается кандидат, за которого проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. Если во втором туре голосования ни один из двух кандидатов не набрал требуемого для избрания числа голосов депутатов Государственной Думы, Государственная Дума проводит повторные выборы. 27
Государственная Дума принимает решение о числе заместителей Председателя Государственной Думы. Кандидатов на должности заместителей Председателя могут выдвигать депутатские объединения, депутаты Государственной Думы. Кандидаты, не заявившие самоотвод, включаются в список для тайного голосования. Избранными на должности заместителей Председателя Государственной Думы считаются кандидаты, за которых проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.28 Решение об освобождении от должности Председателя Государственной Думы, его первого заместителя и заместителей принимается большинством голосов общего числа депутатов.
Регламент Государственной Думы закрепляет полномочия Председателя Государственной Думы. Он:
В Государственной Думе создается Совет для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты.
В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума образует из числа депутатов палаты комитеты и комиссии.30 Они формируются, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Государственной Думой, но не может быть, менее 12 и более 35 депутатов палаты. Каждый депутат Государственной Думы, за исключением Председателя Государственной Думы, его заместителей, руководителей депутатских объединений, обязан состоять в одном из комитетов Государственной Думы. Депутат Государственной Думы может быть членом только одного ее комитета.
Государственная Дума в соответствии с Регламентом ГД учреждает следующие комитеты:31
В случае
необходимости могут
Государственная Дума также формирует следующие комиссии: