Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:12, курсовая работа
Цели курсовой работы – проанализировать современный конституционно-правовой институт российского парламента, раскрыть характерные признаки и черты Федерального Собрания РФ как парламента демократического государства.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………... 2
Глава 1. Исторические корни российского парламентаризма
3
II. Федеральное Собрание – парламент России 5
2.1 Парламент РФ – общенациональный законодательный и представительный орган государственной власти……………………………………………….
5
2.2 Порядок формирования палат Федерального Собрания…………………..… 8
2.2.1 Порядок формирования Совета Федерации…………………………….….. 8
2.2.2 Порядок формирования и основания роспуска Государственной Думы… 10
2.3 Структура Федерального Собрания………………………………………….. 14
2.3.1 Структура Совета Федерации……………………………………………….. 14
2.3.2 Структура Государственной Думы………………………………………….. 19
2.4 Полномочия палат Федерального Собрания………………………………… 23
ГЛАВА III. Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ………………………………………….
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….. 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………
3. В начале второго чтения законопроекта в Государственной Думе с докладом выступает представитель ответственного комитета. При согласии Думы с мнением ответственного комитета об отклонении поправок председательствующий ставит на голосование поправки, против отклонения которых у авторов поправок были возражения. По окончании голосования по поправкам председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет. После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения.
4. Принятие законопроекта Государственной Думой.
Совет Государственной Думы назначает третье чтение законопроекта для голосования в целях его принятия в качестве закона.
При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей. Если законопроект не принят Думой в третьем чтении, он дальнейшему рассмотрению не подлежит. В исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения.
Одобренные
Государственной Думой
Федеральный
закон принимается Думой
Федеральные конституционные законы, в соответствии с Конституцией РФ, принимаются по следующим вопросам: об условиях и порядке введения на территории РФ или в ее отдельных местностях чрезвычайного положения (ст.56, 88); о принятии и образовании в составе РФ нового субъекта (ст.65); об изменении статуса субъекта Федерации (ст.66); о порядке изменения Конституции в связи с изменением состава РФ (ст. 137); о государственных флаге, гербе и гимне Российской Федерации, их описании и порядке официально о использования (ст. 70); о референдуме (ст.84); о режиме военного положения (ст.87); об Уполномоченном по правам человека (ст.103); о порядке деятельности Правительства РФ (ст.114); о судебной системе РФ (ст.118); о полномочиях, порядке образования и деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда и иных федеральных судов (ст.128); о Конституционном Собрании (ст.135).
Согласно Конституции РФ41 федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Следовательно, для принятия федерального конституционного закона требуется не менее 134 голосов в Совете Федерации и не менее 300 голосов в Государственной Думе.
5. Рассмотрение и одобрение принятого закона Советом Федерации.
После того, как федеральный закон был принят в Государственной Думе, он в течение пяти дней передается на рассмотрение в Совет Федерации. Федеральный закон направляется на имя Председателя Совета Федерации.
Совет Федерации должен рассмотреть федеральный закон, поступивший из Государственной Думы, в течение 14 дней. Этот срок исчисляется со дня, следующего за днем регистрации этого федерального закона в Совете Федерации.
Комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона, рассматривает его и принимает по нему заключение. Заключение комитета представляется Председателю Совета Федерации.
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со ст. 106 Конституции РФ подлежат следующие федеральные законы:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров РФ;
д) статуса и защиты государственной границы РФ;
е) войны и мира.
По результатам обсуждения федерального закона Совет Федерации принимает одно из следующих решений: одобрить или отклонить принятый Государственной Думой федеральный закон.
Для преодоления разногласий по федеральному закону, принятому Государственной Думой, но отклоненному Советом Федерации, может быть на паритетных началах создана согласительная комиссия из представителей Совета Федерации и Государственной Думы. Согласительная комиссия рассматривает каждое возражение Совета Федерации в отдельности, стремясь выработать единый текст федерального закона.
Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Дума не приняла его в редакции согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении федерального закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. В этом случае федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 общего числа депутатов. Принятый в указанном порядке федеральный закон Председатель Государственной Думы в течение пяти дней направляет Президенту для подписания и обнародования и уведомляет об этом Председателя Совета Федерации. 42
Одобренный Советом Федерации федеральный закон вместе с текстом постановления Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия постановления направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и официального опубликования. Если федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в Совете Федерации, не был рассмотрен в течение четырнадцатидневного срока, он также направляется Президенту РФ.
6. Подписание Президентом РФ закона и его обнародование.
Совет Федерации обязан в течение пяти дней направить Президенту для подписания и обнародования федеральный закон независимо от того, одобрен он Советом Федерации путем голосования или без рассмотрения. Только в случае, если федеральный закон, отклоненный Советом Федерации, повторно принят Государственной Думой в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции, Дума сама в указанный срок направляет этот федеральный закон Президенту.
Президент РФ в течение 14 дней подписывает и обнародует федеральный закон.
Ч.3, ст. 107 Конституции РФ предусматривает, так называемое право вето Президента РФ в отношении поступивших к нему на подпись федеральных законов и возможность его преодоления Федеральным Собранием. Из Конституции следует, что, даже если Президент, не согласен с каким-то отдельным положением федерального закона, отклоняет закон целиком.
Вето Президента
считается преодоленным, а сам
он обязывается подписать
Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.43
Глава III. Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ
Для повышения эффективности работы депутатов в представительных органах государственной власти российским законодательством установлен статус депутата.
Статус депутата – это закрепленные законодательством права и обязанности депутата, а также основные правовые, социальные и организационные гарантии осуществления ими депутатской деятельности.
"Федеральный
закон "О статусе члена Совета
Федерации и статусе депутата
Государственной Думы
1. Право законодательной инициативы члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, которое осуществляется в форме внесения в Государственную Думу законопроектов и поправок к ним.
Группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы может вносить предложения о поправках к Конституции РФ и пересмотре положений Конституции РФ.
2. Право члена
Совета Федерации, депутата
Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответствующей палатой Федерального Собрания РФ, а также комитетом, комиссией данной палаты Федерального Собрания РФ, согласительной и специальной комиссиями, членами которых они являются. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы принимают личное участие в заседании соответствующей палаты Федерального Собрания РФ, комитета, комиссии, согласительной и специальной комиссии, членами которых они являются, в порядке, установленном регламентами палат.
3. Право на
обращение с депутатским
Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы (инициатор запроса) вправе направить запрос Председателю Правительства РФ, членам Правительства РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка РФ, Председателю Центральной избирательной комиссии РФ, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц.
4. Право члена
Совета Федерации, депутата
По вопросам своей деятельности член Совета Федерации, депутат Государственной Думы пользуются правом на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил РФ и других войск.
5. Право члена
Совета Федерации, депутата
"Федеральный
закон "О статусе члена Совета
Федерации и статусе депутата
Государственной Думы
1. Депутат
Государственной Думы
2. Депутат
Государственной Думы
3. Депутат
Государственной Думы
4. Член Совета
Федерации, депутат
5. Член Совета
Федерации, депутат
Осуществление Членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий было бы невозможно без закрепления в законодательстве гарантий их деятельности. Под гарантиями депутатской деятельности следует понимать условия, способствующие наиболее эффективной работе депутата в соответствующем представительном органе государственной власти.
Выделяются
три основные группы гарантий: правовые,
социальные и организационные.
Важнейшей правовой гарантией является неприкосновенность депутата, закрепленная, как в Конституции РФ, так и в Федеральном Законе.46 Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий.
Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ не могут быть: привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке; задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу; подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания РФ и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Государственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.