Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:12, курсовая работа

Описание

Цели курсовой работы – проанализировать современный конституционно-правовой институт российского парламента, раскрыть характерные признаки и черты Федерального Собрания РФ как парламента демократического государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………... 2
Глава 1. Исторические корни российского парламентаризма
3
II. Федеральное Собрание – парламент России 5
2.1 Парламент РФ – общенациональный законодательный и представительный орган государственной власти……………………………………………….
5
2.2 Порядок формирования палат Федерального Собрания…………………..… 8
2.2.1 Порядок формирования Совета Федерации…………………………….….. 8
2.2.2 Порядок формирования и основания роспуска Государственной Думы… 10
2.3 Структура Федерального Собрания………………………………………….. 14
2.3.1 Структура Совета Федерации……………………………………………….. 14
2.3.2 Структура Государственной Думы………………………………………….. 19
2.4 Полномочия палат Федерального Собрания………………………………… 23
ГЛАВА III. Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ………………………………………….
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….. 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………

Работа состоит из  1 файл

Федеральное Собрание.doc

— 254.50 Кб (Скачать документ)

 Вопрос о  лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания РФ. Совет Федерации, Государственная Дума рассматривают представление Генерального прокурора РФ в порядке, установленном регламентом соответствующей палаты Федерального Собрания, принимают по данному представлению мотивированное решение и в трехдневный срок извещают о нем Генерального прокурора РФ. В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания РФ вправе участвовать член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, в отношении которых внесено представление. Отказ соответствующей палаты Федерального Собрания РФ дать согласие на лишение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, и влекущим прекращение таких дел.

 Член Совета Федерации, депутат Государственной  Думы также вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или по уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением ими своих полномочий.

 Федеральный Закон предусматривает следующие  социальные гарантии депутатской деятельности:47

 1. Ежемесячное  денежное вознаграждение и иные  выплаты, предусмотренные Федеральным законом.

 Членам Совета Федерации независимо от занимаемой в Совете Федерации должности, за исключением Председателя Совета Федерации, и депутатам Государственной Думы независимо от занимаемой должности, за исключением Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ, устанавливается одинаковое ежемесячное денежное вознаграждение в размере ежемесячного денежного вознаграждения федерального министра.

 Председателю  Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Председателю Государственной Думы Федерального Собрания РФ устанавливается ежемесячное денежное вознаграждение в размере ежемесячного денежного вознаграждения Председателя Правительства РФ.

 Члену Совета Федерации, депутату Государственной  Думы и членам их семей возмещаются расходы, связанные с переездом в город Москву для осуществления членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий, а также расходы, связанные с переездом члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы и членов их семей к постоянному месту жительства члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы после прекращения их полномочий.

 2. Ежегодный  оплачиваемый отпуск;

 3. Зачисление  времени осуществления полномочий  члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в стаж федеральной государственной службы.

 Срок полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной  Думы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии их поступления на работу или на службу в течение шести месяцев после прекращения полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

 Члену Совета Федерации, депутату Государственной  Думы, работавшим до избрания (назначения) по трудовому договору, после прекращения их полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с их согласия в другой организации.

 4. Медицинское,  санаторно-курортное обслуживание члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы и членов их семей.

 5. Пенсионное  обеспечение, в том числе пенсионное  обеспечение членов их семей  в случае смерти члена Совета  Федерации, депутата Государственной  Думы;

 6. Обязательное  государственное страхование члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы за счет средств федерального бюджета на сумму годового денежного вознаграждения депутата Государственной Думы в случае: гибели (смерти), если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью; причинения увечья или иного повреждения здоровья.

 7. Жилищно-бытовое  обеспечение члена Совета Федерации,  депутата Государственной Думы, не обладающих жилой площадью в городе Москве.

 8. Освобождение  члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы от военных сборов.

 9. Предоставление  члену Совета Федерации, депутату  Государственной Думы служебного помещения.

 10. Право члена  Совета Федерации, депутата Государственной  Думы на транспортное обслуживание.

 Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы на территории РФ имеют право бесплатно пользоваться воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, за исключением такси, а также право внеочередного приобретения проездных документов.

 11. Право члена  Совета Федерации, депутата Государственной  Думы на внеочередное поселение в гостинице.

 12. Иные социальные  гарантии, предусмотренные для федеральных  министров.

 Важнейшей организационной гарантией является право депутата (члена) палат Федерального Собрания иметь помощников.48

 Член Совета Федерации, депутат Государственной  Думы вправе иметь до пяти помощников, работающих по трудовому договору, и до сорока помощников, работающих на общественных началах, по работе в Совете Федерации, Государственной Думе, а также по работе в субъекте РФ (для членов Совета Федерации), в избирательном округе (для депутатов, избранных по одномандатным избирательным округам), в субъекте (субъектах) РФ, определяемом соответствующей депутатской фракцией (для депутатов, избранных по общефедеральному избирательному округу).

 Число помощников члена Совета Федерации, депутата Государственной  Думы, работающих по трудовому договору (контракту), по работе в Совете Федерации, Государственной Думе соответственно не может быть более двух.

 Помощник  члена Совета Федерации, депутата Государственной  Думы:49

  1. Ведет запись на прием к члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы и проводит предварительный прием;
  2. Готовит аналитические, информационные, справочные и другие материалы, необходимые члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий;
  3. Получает по поручению члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в органах государственной власти, избирательных комиссиях и комиссиях референдума, органах местного самоуправления, организациях, общественных объединениях документы необходимые члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий;
  4. Организует встречи члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы с избирателями;
  5. Ведет делопроизводство;
  6. Выполняет другие поручения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, предусмотренные трудовым договором (контрактом).

 Закрепленные  в законодательстве правовые, социальные и организационные гарантии способствуют повышению эффективности депутатской деятельности.

 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

 Исходя из всего выше изложенного, можно определить сущность и роль Федерального Собрания  в системе органов государственной власти РФ.

 Федеральное Собрание – Парламент России, высший законодательный и представительный орган государственной власти, состоящий  из двух палат – Государственной  Думы и Совета Федерации. Конституция  РФ не называет палаты верхней и нижней, однако, проведя аналогию с мировой практикой можно говорить о том, что Совет Федерации формально является верхней палатой.

 Анализируя  способы формирования палат Федерального Собрания можно говорить об оптимальном на сегодняшний день порядке выборов Государственной Думы – сочетании пропорциональной и мажоритарной избирательных систем. Новый федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации" устранил недостатки предыдущего законодательства по этому вопросу, и сделал возможным функционирование "верхней" палаты на постоянной основе.

 Конституционная компетенция палат Федерального собрания характеризуется тремя группами полномочий: относящиеся к исключительному ведению палаты; связанные с организацией деятельности палаты; по принятию федеральных законов. Следует отметить, что законодательная деятельность сконцентрирована главным образом в Государственной Думе: законопроекты вносятся в "нижнюю" палату; существует возможность преодоления несогласия Совета Федерации по законом, принятому Думой; ограничены сроки, в течение которых Совет Федерации обязан рассмотреть законы, переданные ему Государственной Думой. Совет Федерации фактически рассматривает законы, принятые Думой, одобряет или не одобряет их. Из этого можно делать вывод о том, что Совет Федерации, является контролирующей и сдерживающей, по отношению к Государственной Думе палатой российского Парламента.

 Говоря о  депутатах (членах) Федерального собрания очень важно отметить их особый правовой статус, закрепленный в законодательстве, т.е. их права, обязанности, а также гарантии – без которых осуществление депутатской деятельности было бы невозможно.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

    Нормативные акты:

  1. Конституция РФ. 1993 год.
  2. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ" от 5 июля 1999 г. N 133-ФЗ (с изменениями от 12 февраля, 4 августа 2001 г., 9, 25 июля 2002 г., 10 января, от 15.12.2010.).
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
  4. Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ" от 5 августа 2000 года N 113-ФЗ.
  5. Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ" (с изменениями от 12 февраля, 4 августа 2001 г., 9, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г.)
  6. Федеральный закон “О счетной палате РФ” от 11.01.1995 года, № 4-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  7. Постановление Конституционного Суда от 11 декабря 1998 г. N 28-П по делу о толковании положений ч. 4 ст. 111 Конституции (ВКС РФ, 1999, N 2)
  8. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ (утв. постановлением Думы от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД. - СЗ РФ, 1998, N 7) (с изменениями от 15 апреля, 19 июня, 16 июля, 23 октября, 4 декабря 1998 г., 21 апреля, 21, 29 сентября, 26 ноября 1999 г., 19 января, 15 марта, 19 мая, 2 июня, 28 июня, 7 июля, 4, 27 октября, 6, 15, 22 декабря 2000 г., 14 марта, 5 апреля, 13, 22 июня 2001 г., 8 февраля, 20 марта, 20, 27 сентября, 23 октября, 15 ноября, 15 декабря 2002 г.)
  9. Регламент Совета Федерации (в ред. постановления палаты от 9 июня 1999 г. N 259-СФ. - СЗ РФ, 1999, N 24, ст. 2921)

    Литература:

 
  1. Баглай М. В., Габричидзе А.Б. Конституционное право РФ. М.: 2000.
  2. Комментарий  к  Конституции  Российской  Федерации, подготовлен  Институтом  законодательства  и  сравнительного правоведения, М.: Изд. БЕК, 1994.
  3. Комментарий к Конституции РФ. Под общ. ред. Абрамова А.И. М., 1994.
  4. Комментарий к Конституции РФ. Под общ. ред. Кудрявцева Ю.В. М.: Изд. БЕК, 1996.
  5. Конституция РФ: Проблемный комментарий / отв. редактор В.А. Четвернин. М., 1997.
  6. Кутафин О.Е. Государственное право РФ. М.: Юридическая литература, 1996.
  7. Кутафин О.Е., Козлова Е.И. Конституционное право РФ. М.: Юристъ, 1998.
  8. Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Конституционное право России. М.: Изд. МГЭИ, 1997.
  9. Теория государства и права. Учебник. / Под ред. М. Н. Марченко. – М.: ИКД ЗЕРКАЛО-М, 2001.
  10. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юристъ, 2000.

Информация о работе Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ