Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:04, курсовая работа
На сегодняшний день компетенция Президента РФ неоднозначно оценивается российскими и зарубежными государствоведами [1]. Вместе с тем очевидно, что большую часть своих функций глава государства реализует посредством взаимодействия с другими органами государственной власти и путем издания различных актов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….
1. РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ…………………..
1.1. Значение института президентства……………………………..
1.2. Соотношение ветвей власти и Президента…………………….
2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ВЛАСТИ……………..
2.1. Компетенция Президента Российской Федерации……………
2.2. Акты Президента Российской Федерации и проблемы их совершенствования…………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………
ЧЕБОКСАРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»
Кафедра государственного и муниципального права
по дисциплине «Конституционное (государственное) право России»
на тему: « Президент Российской Федерации в системе разделения властей »
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ…………………..
1.1. Значение института президентства……………………………..
1.2. Соотношение ветвей власти и Президента…………………….
2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ВЛАСТИ……………..
2.1. Компетенция Президента Российской Федерации……………
2.2. Акты Президента Российской Федерации и проблемы их совершенствования…………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………
ВВЕДЕНИЕ
В своем развитии институт президентства претерпел определенные изменения. После принятия Конституции РФ произошло изменение не только статуса, но и компетенции Президента РФ, так например, из главы исполнительной власти он превратился в главу государства.
На сегодняшний день компетенция Президента РФ неоднозначно оценивается российскими и зарубежными государствоведами [1]. Вместе с тем очевидно, что большую часть своих функций глава государства реализует посредством взаимодействия с другими органами государственной власти и путем издания различных актов.
Если, на сегодняшний день, проблема компетенции Президента достаточно хорошо освящена, то в науке конституционного права попытки анализировать акты Президента РФ, носят преимущественно несистематизированный, характер и касаются в основном указов главы государства, хотя Президент РФ подписывает и издает также распоряжения, различного рода письма, заключения и запросы, издает документы программно - политического содержания - послания, программы, заявления.
Остается недостаточно изученной роль главы государства в законодательном процессе. В своих посланиях Федеральному Собранию Президент неоднократно обращал внимание парламента на необходимость срочного заполнения правовых пробелов по самым важным вопросам государственного строительства. Именно от качества работы Государственной Думы в немалой степени зависит становление юридической базы правового государства, и именно медлительность российского парламента побуждает Президента к изданию указов законодательного характера. Поэтому остается актуальной проблема «указного права» в России.
Не до конца выявлены критерии соотношения актов Президента и решений Правительства РФ. Объяснение этому следует искать в новизне институтов государственной власти Российской Федерации, находящихся в процессе развития. Аналогичными причинами обусловлена недостаточная разработанность проблемы соотношения актов Президента РФ и нормативно-правовых актов органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.
Приведенные выше аргументы позволяют обозначить цель работы – рассмотрение вопросов компетенции президента Российской Федерации, выделение проблематики реализации главой государства своих полномочий в системе государственных органов.
Объектом данной курсовой работы является институт Президента в Российской Федерации.
Предмет исследования – Президент Российской Федерации в системе разделения властей.
Для достижения цели работы необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти РФ;
- проанализировать функции, полномочия, взаимодействие Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти.
1. РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ
1.1. Значение института президентства
24 апреля 2012 исполняется 21 лет со дня учреждения в России института президентства.
24 апреля 1991 г. законом "О президенте РСФСР" в России был веден институт президентства. Решение о введении поста всенародно избираемого президента РСФСР было принято на референдуме РСФСР 17 марта 1991 г. За его введение высказалось около 70% избирателей, принявших участие в голосовании.
В настоящее время правой статус и полномочия главы государства определен в четвертой главе Конституции РФ.
Президент Российской Федерации является главой государства.
Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент РФ как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации.
Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
Одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд.
Согласно Федеральному закону "О выборах президента Российской Федерации" от 10 января 2003 г., не имеет права быть избранным президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Не имеет права быть избранным президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации:
- осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;
- осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;
- подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений экстремисткой направленности, если голосование на выборах президента Российской Федерации состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
- в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений при проведении предвыборной агитации (предвыборная программа кандидата, выступления кандидатов и его доверенных лиц, не должны содержать призывы к совершению деяний экстремисткой направленности, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм) либо совершения действий экстремистской направленности, если указанные нарушения либо действия совершены в период, не превышающий четырех лет до дня голосования;
- гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказание предусмотрено федеральным законом, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на должность президента Российской Федерации, если голосование на выборах президента Российской Федерации состоится до истечения установленного судом срока.
1.2. Соотношение ветвей власти и Президента
В российской научной литературе существуют различные взгляды на место Президента РФ в системе разделения властей. Некоторые лишь констатируют, что он не входит ни в какую ветвь власти, не определяя его место, другие говорят, что Президент РФ относится к исполнительной власти, третьи характеризуют его как главу государства, что соответствует ч. 1 ст. 80 Конституции РФ, но не решают вопрос о соотношении данного института с тремя традиционными ветвями власти.
Как глава государства Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, осуществляя в том числе согласительные процедуры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. Он обладает и другими полномочиями главы государства (ч. 2 - 4 ст. 80 Конституции РФ), рассматриваемыми ниже. Наряду с полномочиями Президента РФ как главы государства он наделен полномочиями исполнительной власти. Согласно Закону о Правительстве РФ 1997 г., а также другим актам ему непосредственно подчинены около 10 важнейших федеральных министерств и ведомств, и только он руководит ими (МВД, МИД, МЧС, Минюст России, ФСБ и др.). Правительство лишь координирует их деятельность с другими министерствами и ведомствами. Таким образом, в России Президент соединяет полномочия главы государства и некоторые важнейшие полномочия исполнительной власти, тесно связанные с прерогативами главы государства (защита суверенитета государства, его целостности и независимости, гарантии прав и свобод человека и гражданина и др.).
Как уже говорилось, Президент РФ сочетает два качества: органа государства (президентство федеративной республики) и высшего должностного лица. Как орган государства Президент РФ, например, подписывает или отклоняет законы, распускает при определенных условиях Государственную Думу (с назначением даты выборов), назначает судей, осуществляет помилование. В качестве высшего должностного лица он председательствует на заседаниях Совета Безопасности, является Верховным главнокомандующим, руководит государственной службой и т.д. На практике, однако, строго разграничить эти два качества почти невозможно.
2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ВЛАСТИ
2.1. Компетенция Президента Российской Федерации
Компетенция Президента РФ складывается из функций и полномочий, которыми он наделяется как глава государства.
Под функциями Президента РФ понимаются основные направления деятельности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Функции Президента РФ конкретизируются в его полномочиях. Полномочия представляют собой совокупность предоставленных Президенту РФ прав и обязанностей, которые необходимы ему для выполнения возложенных функций.
Информация о работе Президент Российской Федерации в системе разделения властей