Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 15:15, контрольная работа
Государство возникло как закономерный, объективный результат естественного развития общества на известной ступени его зрелости. Государство выделилось из общества в процессе разложения первобытнообщинного строя под воздействием целого ряда причин и факторов. Обычно к ним относятся:
- углубленное общественное разделение труда, выделение управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности.
- возникновение в ходе развития общественного производства частной собственности, классов и эксплуатации.
Правовая форма существует во взаимосвязи трех основных направлений правовой деятельности государства - правотворческой, правоисполнительной и правоохранительной. Правотворческая (правоустановительная) форма - властно установленные законы, регулирующие ту или иную область деятельности (полномочия государства, его обязанности, возможности, пределы его вмешательства). Правоисполнительная форма - организация исполнения законов, принятие конкретных решений. Правоохранительная форма - привлечение к ответственности лиц, нарушающих установленные правила.
Осуществляя свои функции, государство использует набор конкретных средств. В механизме государства образуются соответствующие органы, в государственном бюджете выделяются необходимые средства, создается законодательная база для регулирования конкретного направления деятельности.
Организационные формы осуществления функций носят вспомогательный характер. Они существуют, чтобы обеспечить деятельность государства в основных (правовых) формах осуществления функций. К ним относят статистику, бухгалтерский учет, деятельность счетных комиссий, организацию заседания органов государства (парламента, правительства и др.).
Выделяют методы реализации функций государства - способы воздействия на поведение людей: убеждение (власть агитирует); принуждение (власть заставляет); поощрение (власть создает условия, при которых определенная деятельность становится выгодной для субъекта, ее исполняющего).
Существует
и иная классификация методов
деятельности государства, методов
осуществления функций
централизованный метод (означает, что государство устанавливает единые правила для всей своей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства; этот метод обычно связан с жестко централизованным правовым регулированием, когда все сферы охватываются регулированием сверху; это метод единого, единообразного осуществления власти, жесткой властной деятельности);
децентрализованный метод (осуществление власти происходит на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства; государство не вмешивается во все сферы общественной жизни, не все сферы регулируются сверху, централизованно; остается большой простор для деятельности субъектов государства, которые могут принимать решения с учетом специфики того или иного региона, при этом методы осуществления функций государства также могут разниться в зависимости от географических, социальных, национальных, экономических факторов, составляющих специфику регионов);
рекомендательный метод (в его основе лежит идея о том, что любую деятельность лучше выполняют профессионалы, а не дилетанты; государство - организация, специально созданная для управления, она осуществляет его профессионально, из чего делается вывод, что государство лучше справится с функцией управления, чем структуры, работающие не на профессиональной основе; поэтому государство вправе разрабатывать рекомендации, выполнение которых позволит добиться каких-либо социально значимых целей;
поощрительный метод (государство создает условия, при которых субъекты заинтересованы в осуществлении деятельности, которая выгодна государству).
В каждом государстве
для обеспечения его
Особо важное место занимает
аппарат в системе органов
исполнительной власти, поскольку в
ней реализуются решения
Государственный
аппарат включает следующие элементы: представительные
(законодательные) органы; исполнительно-распорядительные
органы; судебная система; контрольно-надзорные
инстанции; вооруженные силы; органы охраны
правопорядка; органы обеспечения безопасности
и разведки; другие органы, необходимые
государству для реализации своих функций.
Таким образом, от условий деятельности государства, внутренних и внешних факторов зависят приоритеты, которые получает та или иная функция государства.
Теории происхождения государства и его сущность.
Ни в мировой, ни в отечественной науке не существует единообразных взглядов на происхождение государства. Формирование государства у разных народов шло различными путями. Это обусловило различные точки зрения в объяснении причин возникновения государства.
1. Теологическая теория. Является одной из самых ранних. Зародилась в глубокой древности, но наибольшее развитие получила в период средневековья. Самым известным ее представителем считается средневековый ученый-богослов Фома Аквинский. Она исходит из того, что происхождение и существование государства является результатом проявления божьей воли. Согласно теологическим учениям, государство служит воплощением божественного провидения, и потому государственная власть вечна, незыблема и подчинение ей естественно. Правители действуют от имени бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости.
2. Патриархальная теория. Также является достаточно древней. Ее основоположниками считаются древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Согласно этой теории государство возникает в результате разрастания семьи. Семья, увеличиваясь в размерах, первоначально приводит к возникновению поселений, которые затем преобразуются в государство. Глава семьи, патриарх, становится главой государства, монархом, власть которого является естественным продолжением власти патриарха, отца над своими детьми, подданными.
Данная теория получила современное звучание в идее государственного патернализма, т.е. принятии государством на себя заботы о своих гражданах и подданных в случаях наступления неблагоприятной для них ситуации - болезни, инвалидности, безработицы и др.
3. Договорная теория. Ее именуют также теорией естественного права. Наибольшее развитие получила в XVII-XVIII вв., хотя истоки ее находят в трудах некоторых мыслителей Древней Греции V-IV вв. до н.э. К ее представителям относятся Гроций, Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Радищев и др. Суть теории состоит в том, что государство есть результат общественного договора о правилах совместного проживания. До появления государства люди находились в так называемом естественном состоянии, под которым подразумевались либо свобода и равенство всех членов общества (Локк), либо война всех против всех (Гоббс), либо всеобщее благоденствие, «золотой век» (Руссо). Каждый человек обладал определенной суммой неотъемлемых естественных прав, полученных от Бога или от Природы. В то же время в догосударственном обществе не было власти, способной защитить человека и гарантировать его естественные права. Поэтому чтобы создать в обществе нормальную жизнь и обеспечить естественные права, люди заключили между собой договор, своеобразное соглашение о создании государства, передав ему как органу, представляющему их общие интересы, часть своих прав.
4. Марксистская теория. Ее нередко называют также классовой. Как и теория насилия, возникла в XIX в. ее основоположниками были К.Маркс и Ф.Энгельс. Теория рассматривает возникновение государства как естественноисторический процесс, развивающийся по своим собственным законам.
Развитие экономики
в первобытном обществе приводит
к возникновению частной
Рассмотренные теории, разумеется,
не исчерпывают всего многообразия
взглядов современных исследователей
на происхождение государства. Большинство
ученых исходят из того, что нельзя
связывать возникновение
Таким образом, государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.
На сегодняшний день сформировалось два подхода к сущности государства: общесоциальный и классовый. С точки зрения классового подхода сущность государства в том, что оно есть машина для подавления угнетенных классов, навязывания им воли господствующего класса. С точки зрения общесоциального подхода государство - средство достижения консенсуса, компромисса в обществе. Оно должно принять меры для предотвращения, сглаживания возможных конфликтов, противоречий между различными слоями, группами населения.
Сущность государства проявляется в шести моментах, называемыми сущностными характеристиками государства: территориальный принцип организации власти в обществе; народ; наличие особой публичной (политической) власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения; государственный суверенитет; общеобязательный характер актов, издаваемых государством; взимание налогов.
Территориальный принцип организации власти в обществе означает, что власть государства распространяется на определенную территорию (территорию этого государства), в то время как в родовой организации власть распространялась на членов рода (т.е. строилась по кровнородственному признаку).
Народ рассматривается как этническая общность, проживающая на определенной территории.
Особая публичная (политическая) власть - один из главных признаков государства. Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами и классами населения, государственная власть приобретает политический характер. Особенность этой власти в том, что она не совпадает с обществом, а стоит над обществом, отделена от него. Эта власть обладает относительной самостоятельностью по отношению к обществу и другим источникам власти.
Государственный суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т.е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, внутренней и внешней политики и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.
Общеобязательный характер актов государства вытекает из исключительных полномочий государства осуществлять правотворчество, т.е. издавать, изменять или отменять юридические нормы. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.
Налогообложение также составляет один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат. Только государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и организаций.
Таким образом, в науке существует достаточно много теорий происхождения государства.
Понятие типа
государства и типология
Типология государств - это их специфическая классификация. Осуществляется она в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.
При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства - это государство определенной общественно-экономической формации, характеризуемое рядом общих признаков, а именно: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства.
Согласно формационному подходу, существуют следующие типы государства: рабовладельческое; феодальное; буржуазное; социалистическое. Рабовладельческое государство возникло в результате разложения первобытнообщинного строя, появления частной собственности и классов. Феодальное государство характеризуется неограниченной властью собственников земли – феодалов. Буржуазное государство, возникшее на индустриальной стадии развития производства, основывается на формальном равенстве людей перед законом. Социалистическое государство - политическая часть надстройки над экономическим базисом социализма, тип государства, приходящий на смену буржуазному государству в результате социалистической революции, его основная цель построение социалистического общества.
При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки (культурные, религиозные, национальные и т. п.). Выделяются следующие типы цивилизаций: древние государства; средневековые государства; современные государства. Наиболее известным исследователем теории цивилизаций является А.Дж.Тойнби. Он дал следующее определение цивилизации: «Цивилизация - это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, причем религия и формы организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло, - остаются неизменными».