Причины возникновения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 15:15, контрольная работа

Описание

Государство возникло как закономерный, объективный результат естественного развития общества на известной ступени его зрелости. Государство выделилось из общества в процессе разложения первобытнообщинного строя под воздействием целого ряда причин и факторов. Обычно к ним относятся:
- углубленное общественное разделение труда, выделение управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности.
- возникновение в ходе развития общественного производства частной собственности, классов и эксплуатации.

Работа состоит из  1 файл

Государство.doc

— 220.00 Кб (Скачать документ)

Теория и практика правового государства позволяет  выделить следующие его отличительные  признаки:

Суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета. Это означает, что именно народ является конечным источником власти; государственный же суверенитет носит представительный характер.

Верховенство  закона, выражающего правовые принципы общества. Законы правового государства опираются на Конституцию страны и обладают наивысшей обязательной силой по сравнению со всеми иными нормативными актами, издаваемыми государственными органами. Закон не может быть отменен, изменен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партии. В этой связи встает вопрос о качестве самого закона. В подлинно демократическом правовом государстве закон должен соответствовать праву, быть гуманным, справедливым, прогрессивным, закреплять неотъемлемые права человека.

Всеобщность права, связанность правом самого государства и его органов. Государство, издавшее закон, не вправе его само же нарушать. Все органы государства и должностные лица действуют строго на основе и во исполнение законов, в пределах компетенции и в порядке, установленном правовыми нормами.

Взаимная  ответственность государства и личности. Не только гражданин, отдельные организации и учреждения несут ответственность перед государством за выполнение своих обязанностей, но и государство, его должностные лица ответственны за свои действия перед гражданами. Личность соглашается на определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства, а государство несет ответственность за соблюдение прав личности, гарантирует ей достойные условия жизнедеятельности. В основе правового государства лежит стремление оградить человека от государственного террора, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу.

Разделение властей. В соответствии с принципом разделения властей власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена, чтобы избежать деспотизма, между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует самостоятельности, независимости, строгого разграничения компетенций этих трех властей, наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которой каждая ветвь власти могла бы ограничивать другую. Принцип разделения властей не исключает, а предполагает единство и взаимодействие властей, а также определенное верховенство законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех.

Принцип разделения властей  действует и в вертикальном аспекте  как сбалансированное соотношение центральной власти с региональной, местной властью. Сосредоточение слишком большой власти у центра может приводить к игнорированию местных интересов, и наоборот, чрезмерная компетенция местных органов может отрицательно сказаться на общенациональных интересах.

Незыблемость  свободы личности, ее прав, чести и достоинства. Первооснова правового государства – признание прав и свобод человека и гражданина, их уважение, соблюдение и защита со стороны государства. Правовое государство исходит из того, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения; права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц; каталог прав и свобод человека и гражданина должен соответствовать международным стандартам, зафиксированным во Всеобщей Декларации прав человека 1948 г., Пакте об экономических, социальных и культурных правах и Пакте о гражданских и политических правах 1966 г.

Наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов, гибкого механизма гарантий свободы народного волеизъявления. Правовое государство призвано создать развитую и действенную систему судебных органов, арбитража, народного (государственного) контроля и т.п.

Правовое государство  явилось важным этапом в расширении свободы индивида и общества. Однако в своем классическом, либеральном  варианте концепция правового государства  делает акцент на формальном, правовом равенстве, не затрагивая проблемы достижения фактического, социально-экономического равноправия граждан. Поэтому в послевоенный период идея правового государства была дополнена теорией и практикой социального государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальное  государство

Социальное  государство – это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования своих граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, социальной защищенности, соучастия в управлении производством. Достигается это с помощью перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев, проведения политики занятости, охраны труда, развития общедоступного образования, здравоохранения и др.

Социальное государство  осуществляет свои цели и задачи в  форме правовой государственности  и стремится при этом к расширению прав граждан, достижению большей социальной справедливости, сглаживанию социального неравенства. В наши дни демократические государства пытаются найти оптимальную меру сочетания правового и социального принципов в своей деятельности.

Советская правовая доктрина долгое время считала неприемлемой саму идею правового государства как буржуазную, а значит – антимарксистскую, антинаучную, рассматривая ее с узкоклассовых позиций и отрицая общедемократическое содержание. Только в конце 80-х годов была признана необходимость формирования правового государства в нашей стране. Конституция Беларуси от 15 марта 1994 г. провозглашает: "Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство" (статья 1). В Конституции зафиксированы и основные принципы такого государства: уважение прав и свобод граждан, разделение властей, идеологический и политический плюрализм, признание единственным источником власти воли народа и др.

Однако очевидно, что  от конституционного закрепления идеи правового, социального государства до ее практической реализации лежит долгий и трудный путь. Для этого необходимы как политическая воля, проведение соответствующих политических реформ, так и создание необходимой социально-экономической базы, развитие культуры и др. предпосылки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность и  структура гражданского общества

 

Гражданское общество - это совокупность самостоятельных, независимых от государства институтов и отношений, основанных на свободе личности, политическом плюрализме и демократическом правопорядке. Это самостоятельное объединение людей, активно участвующих в общественной жизни. Оно является своеобразной промежуточной структурой между личностью и государством, выразителем общественного мнения. В гражданском обществе главным действующим лицом, субъектом развития выступает человек с его системой интересов и потребностей.

Гражданское общество - историческое образование, возникающее после создания государства на определенной ступени развития общественных отношений. Проблема гражданского общества, его взаимодействия с государством столь же древняя, как и политическая наука. Так, например, Николо Макиавелли в трактате «Государь» писал: «В жизнь общества, в такие его сферы, как труд, семья, любовь, удовлетворение личных потребностей Государь не должен вмешиваться».

В политической науке  термин «гражданское общество» в  том смысле, в котором это принято  сегодня первым употребил Т.Гоббс. В новой и новейшей истории  особая заслуга в разработке концепции  гражданского общества принадлежит Г.Гегелю, который сформулировал основополагающие подходы к сущности гражданского общества: гражданское общество представляет особую стадию в диалектическом движении человеческой цивилизации от семьи к государству; оно формируется на основе развитой социальной жизни, включающей рыночную экономику, социальные классы и институты, в задачу которых входит обеспечение жизнеспособности общества, удовлетворение интересов и потребностей его индивидов, реализация гражданских прав.

Структуру гражданского общества Г.Гегель рассматривал как определенную систему, состоящую из частных лиц, классов, групп и социальных институтов, взаимодействие которых регулируется политикой. Гражданское общество, подчеркивал он, представляет собой «...конституированные товарищества, общины и корпорации, которые таким  образом получают политическую связь».

Основополагающими принципами функционирования гражданского общества Гегель считал: частную собственность, личную свободу, публичность, всеобщую осведомленность, свободно формирующееся общественное мнение, справедливые и строго соблюдаемые законы.

Гражданское общество и  государство он рассматривал как  самостоятельные политические феномены, одновременно полагая, что грань, разделяющая  их, весьма условна. Даже отделившись  от государства, гражданское общество,  подчеркивал философ, остается его органической частью. Это связано с тем, что различные элементы данного общества могут абсолютизировать собственные интересы в ущерб другим его частям и, следовательно, нуждаются в государственном контроле.

В советской научной литературе термин «гражданское общество» появился в 60-х гг. ХХ в., однако специального анализа этого понятия не проводилось. И только в 80-х гг. ХХ века эта категория, с учётом выводов зарубежных исследователей, была введена в отечественный научный оборот.

В современной науке  существует несколько подходов к  сущности гражданского общества: либерально-демократический подход - связывает гражданское общество с рыночной экономикой, разнообразием форм частной собственности, развитием демократии (максимальная свобода и независимость индивидов и институтов этого общества являются высшим идеалом); социал-демократический подход - признает гражданское общество сердцевиной не только всей общественной, но и политической жизни, отмечая при этом, что общество может быть демократическим, если у него есть реальная возможность формировать структуры власти, которые, в свою очередь, определяют контуры гражданского общества; ортодоксальный (марксистский) подход - рассматривает разделение гражданского общества и государства негативно, полагая, что это затушевывает основополагающий вопрос о частной собственности и классовых противоречиях, что, естественно, не дает прояснения подлинного существа этой проблемы.

Основными причинами возникновения гражданского общества являются следующие: появление частной собственности (именно частная собственность во всем разнообразии ее конкретных форм делает существование гражданского общества необходимым); появление свободной рыночной экономики, в которой в одиночку выжить труднее; обязанность государства максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан (они многочисленны и разнообразны, различные объединения и ассоциации аккумулируют и обобщают похожие интересы).  
 Генезис гражданского общества включает ряд этапов, на каждом из которых оно функционирует в различных конкретно-исторических формах. Его первой формой принято считать общину, которая на ранних стадиях человеческой цивилизации обеспечивала относительное удовлетворение потребностей и интересов людей, реализацию их возможностей.

На определенном историческом этапе общественного развития гражданское  общество ограничивалось рамками таких  социальных образований, как сословия, социальные группы, классы, создающих для защиты своих интересов такой институт, как государство. Развитие рыночных отношений, дальнейшее углубление процесса разделения общественного труда, ликвидация внеэкономической зависимости от собственника, а также обострение социальных противоречий активизируют формирование гражданского общества, и оно расширяет свои границы до масштабов всей страны и выступает в форме сообщества граждан, проживающих на ее территории.

В то же время необходимо подчеркнуть, что развитое гражданское  общество не может существовать без  сильного демократического государства, создающего и поддерживающего, прежде всего, юридические, а также экономические, духовно-идеологические и другие основы его функционирования. Это положение подчёркивал ещё защитник принципа народного суверенитета Ж.-Ж.Руссо: «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам». Государство и гражданское общество, таким образом, – неразрывные элементы единой общественной системы.

Гражданское общество можно  представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют  в качестве независимых друг от друга и государства индивидов. Основа структуры гражданского общества - личность, самостоятельно реализующая свои частные интересы и осуществляющая индивидуальный выбор.

Государство служит ей. Чем  больше развито гражданское общество, тем больше основания для демократических режимов и наоборот. Если основным элементом гражданского общества выступает личность, то его несущие конструкции - все те социальные институты, организации и группы, которые призваны содействовать всесторонней реализации личности, её интересов, целей, устремлений.

Таким образом, идеи индивидуальной свободы и частной собственности лежат в основе концепции гражданского общества.

Исходя из сущности гражданского общества, в политической науке выделены его основные структурные элементы:

всевозможные  негосударственные предприятия, создаваемые  по инициативе граждан (кооперативы, акционерные общества, арендные предприятия, частные фирмы, банки, товарищества и т.д.), которые способствуют развитию негосударственных социально-экономических отношений (собственность, труд, предпринимательство);

добровольно сформировавшиеся самоуправляющиеся  общности людей, выступающие своеобразным посредником между государством и гражданами и создающиеся для борьбы за власть или для расширения позиций тех или иных социальных групп в системе власти (семья, частные школы и вузы, церковь, профессиональные и другие общественные объединения, союзы, клубы, ассоциации, политические партии и др.), которые не являются органами государственного управления и остаются вне сферы его влияния;

Информация о работе Причины возникновения государства