Причины возникновения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 15:15, контрольная работа

Описание

Государство возникло как закономерный, объективный результат естественного развития общества на известной ступени его зрелости. Государство выделилось из общества в процессе разложения первобытнообщинного строя под воздействием целого ряда причин и факторов. Обычно к ним относятся:
- углубленное общественное разделение труда, выделение управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности.
- возникновение в ходе развития общественного производства частной собственности, классов и эксплуатации.

Работа состоит из  1 файл

Государство.doc

— 220.00 Кб (Скачать документ)

институты прямой демократии и система самоуправления, ограждённые законом от прямого вмешательства со стороны государственной власти (органы самоуправления, которые на основе правовых норм и принципов их функционирования становятся центром отношений всех граждан как с институтами гражданского общества, так и с органами государственного управления);

производственная  и частная жизнь людей, их обычаи, нравы, национальные и религиозные  воззрения, морально-этические нормы  и ценности и т.д.;

негосударственные средства массовой информации, которые не только выступают рупором общественного негосударственного сознания, но и служат своеобразным связующим звеном всех структурных элементов гражданского общества, а также проводником общественного настроения (мнения) в систему государственного регулирования.

К современным  принципам жизнедеятельности гражданского общества можно отнести следующие:

обеспечение свободного развития личности на экономической  основе разнообразных форм собственности, многоукладной рыночной экономики, возможности для каждого индивида самостоятельного выбора конкретной сферы своей хозяйственной деятельности;

обязательное регулирование  взаимоотношений частных лиц, групп, институтов и всех других составляющих элементов гражданского общества посредством гражданского права, что позволяет преодолевать возможные конфликты и вырабатывать общую интегрирующую политику в интересах всего общества;

постоянная и всеобъемлющая  защита интересов каждого человека, его естественного права на жизнь, свободу, счастье, создание разветвленной системы механизмов такой защиты и ее четкое функционирование;

осуществление широкого самоуправления во всех сферах и на всех уровнях общественной жизни;

обязательное взаимодействие с государством, без наличия которого не может быть и самого гражданского общества.

Основными сферами функционирования гражданского общества являются: политико-правовая, экономическая, духовно-идеологическая и культурно-нравственная. В политической науке выделены определённые условия функционирования современного развитого гражданского общества в этих сферах. 

В политико-правовой сфере:

функционирование  правового государства, характеризующееся  наличием широкой политической демократии, прав на всеобщие и равные выборы, парламентское представительство, стремлением к равноправию, равной для всех свободе, соучастию в принятии политических решений;

максимальное  удовлетворение демократическим государством интересов и потребностей своих  граждан, обеспечение прав и свобод человека во всех сферах социальной, экономической, политической, муниципальной и личной жизни;

развитость  системы местного самоуправления;

наличие соответствующего законодательства и конституционных  гарантий права на существование  гражданского общества.

В экономической  сфере:

владение каждым членом гражданского общества конкретной собственностью, наличие у него права  использовать и распоряжаться ею;

функционирование  свободной рыночной экономики, базирующейся на её многоукладности и способствующей развитию многообразия социальной структуры общества;

ведение государством сильной социальной политики, обеспечивающей достойный уровень жизни людей.

В духовно-идеологической и культурно-нравственной сферах:

достаточно  высокий интеллектуальный и нравственный уровень развития личности, её внутренняя свобода, основанная на цивилизованности общественных отношений;

приоритет таких  социальных ценностей, как самостоятельность, ориентированность на созидание  и т.п.;

свободно формирующееся  общественное мнение и идеологический плюрализм, свобода совести;

всеобщая информированность  и, прежде всего, реальное осуществление  права человека на информацию и свободу  слова.

На основании вышеизложенного  можно дать следующее определение: гражданское общество - это совокупность тех межличностных, семейных, общественно-экономических, культурных, религиозных отношений и структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без непосредственного вмешательства государства и обеспечивают условия для самореализации индивидов и коллективов.

Сущность и структура  гражданского общества определяют следующие функции, выполняемые им в сложной системе общественных отношений:

обладая определёнными  независимыми от государства средствами и санкциями, заставляет человека соблюдать  общепринятые нормы, участвуя, таким  образом, в социализации и воспитании граждан;

регулирует  общественные отношения в системе: гражданин – институты гражданского общества – государство;

способствует  интеграции общества, формируя его  политическое и духовное единство в  условиях развития цивилизованного политического, экономического и идеологического плюрализма;

являясь базой  общественного и государственного строя, способствует формированию органов  государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы;

обеспечивает  саморазвитие граждан, социальных и этнических групп на основе лучших традиций прошлого и достижений современной цивилизации;

защищает интересы, права, свободы граждан и их объединений  от незаконного вмешательства в  их жизнедеятельность государства  и его органов.

Таким образом, в современном представлении политологов гражданское общество это:

совокупность  негосударственных отношений людей – нравственных, религиозных, социально-экономических, семейных и социальных общностей (институтов), находящихся вне государственных структур, с помощью которых фиксируются и удовлетворяются интересы индивидов и их групп;

социальное  взаимодействие населения данной территории в экономической и социально-бытовой областях на принципах саморегуляции, самоуправления, основанное на личном равенстве и нормах традиционного общежития (государственная регламентация действует только в порядке контроля за антисоциальными действиями);

высшая современная  стадия и форма человеческой общности, включающая в качестве структурных элементов добровольно сформировавшиеся первичные общности людей: семьи, общественные организации, кооперации, ассоциации, профессиональные, творческие, спортивные объединения, союзы, гильдии, клубы, фонды и т.д., исключая государственные и политические структуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гражданское общество

Формирование правового  государства возможно лишь на основе развитого гражданского общества. Долгое время в истории общественно-политической мысли понятие "государство" и "общество" не разграничивались. Лишь в эпоху Просвещения в органической связи с идеей правового государства формируются представления о гражданском обществе. Наиболее полное обоснование проблема разграничения государства и гражданского общества получила у Гегеля.

Гражданское общество – это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей (см.: Гаджиев К.С. Политическая наука. – М. – 1995. – С. 74). Гражданское общество имеет сложную структуру и включает в себя экономические, духовные, нравственные, религиозные, этнические, семейные и другие отношения и институты, не опосредованные государством. Оно охватывает производственную и частную жизнь людей, их традиции, нравы, обычаи, сферы образования, науки, культуры, находящиеся вне непосредственной деятельности государства.

Интересы и потребности  различных групп и индивидов  выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, политические партии, профессиональные, творческие объединения, кооперативы, социальные движения, органы общественной самодеятельности и др. Тем самым гражданское общество предполагает многообразие коллективов, территориальных общностей, культурных, национальных сообществ, т.е. множественность социальных субъектов, относительно независимых от государства и способных к самоорганизации. В гражданском обществе, в отличие от государственных структур, преобладают не вертикальные (подчинения), а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между свободными и равноправными партнерами.

Базисом гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственности, самостоятельность субъектов хозяйствования, предоставление широкой деловой инициативы гражданам. Важным условием функционирования гражданского общества является также наличие развитой социальной структуры, отражающей богатство и многообразие различных групп и слоев. Социальную основу гражданского общества составляет так называемый средний класс, включающий наиболее активную и мобильную часть населения. Духовная сфера гражданского общества предполагает плюрализм в области идеологии, реальную свободу слова, печати, совести, достаточно высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности.

Гражданское общество – продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

Формирование и развитие институтов гражданского общества идет одновременно и в тесной связи  с развитием политических институтов современного государства. Гражданское общество и государство неразрывно связаны между собой и немыслимы друг без друга.

Гражданское общество выступает  как сфера реализации частных  интересов и потребностей – индивидуальных и коллективных, часто противостоящих друг другу. Государство же как выразитель воли всего населения призвано примирить, совместить эти интересы, обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественно-политической жизни.

Взаимоотношения между  гражданским обществом и государством носят сложный, часто конфликтный характер. Саморазвивающаяся система, каковой является гражданское общество, постоянно испытывает давление со стороны государства. Недостаточная развитость гражданского общества подталкивает государство к узурпации его прав, присвоению себе функций гражданского общества. В результате в условиях тоталитарных режимов происходит огосударствление общества, фактическое уничтожение или крайнее сужение независимости от государства общественной жизни. Государство стремится здесь подчинить себе все общество, охватить своим влиянием все сферы его жизнедеятельности.

При демократическом  режиме государство и гражданское  общество выступают как равноправные партнеры, как самостоятельные субъекты общественной жизни. Решение общественных проблем осуществляется путем компромисса между государством и обществом.

Для посткоммунистических стран формирование гражданского общества представляет сегодня необходимое  условие их перехода к рынку и  правовой государственности. Попытки  в короткий срок ввести принципы правового государства еще до создания элементов гражданского общества не могут быть успешными и чреваты разрушительными последствиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Место и роль государства в политической системе 

общества и  ее характер

 

Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы.

Черты государства, определяющие его положение  в политической системе, таковы:

Универсальность государственной власти. Государство - это организация, которая объединяет все общество в целом, универсальная организация. Ни одна другая организация не может конкурировать с государством по сфере охвата масс.

Государство обладает монополией на государственное принуждение. Только оно располагает армией, милицией и т.д. Хотя определенными средствами воздействия обладают и другие организации, эти средства не являются столь действенными.

Государство создает правовую основу организации  и деятельности для других элементов политической системы, для их формирования. Во внутренние дела других организаций государство вмешиваться не должно, но внешне именно оно оформляет их деятельность.

Государство обладает монополией на налоги и в  руках государственной власти сосредоточен бюджет.

Государство обладает суверенитетом, является его  главным субъектом, основным источником реализации политической власти. Вокруг него объединяются все остальные составляющие. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес.

Прерогатива государственной власти как составляющая его суверенности. Означает, что государство может разрешить, запретить, приостановить на своей территории деятельность любой другой власти, любых других субъектов политической системы.

Государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная  организация в масштабе всей страны. Негосударственные организации такими свойствами и функциями не обладают. Они решают локальные по содержанию и объему задачи в строго определенной сфере общественно-политической жизни.

Характер политической системы определяется влиянием различных  факторов. К ним относятся состояние экономического развития общества, его культура, традиции и т.д.

Таким образом, государство  является центральным элементом  политической системы, т.к. политическая система общества появляется только вместе с государством, без государства не может быть и политической системы.

Информация о работе Причины возникновения государства