Автор работы: b*****@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 21:24, реферат
Целью реферата является выявление и изучение особенностей психологической несовместимости членов коллектива.
Исходя из поставленной цели выделяются задачи работы:
- изучить сущность явления психологической несовместимости и ее роль в социально – психологическом климате коллектива
- рассмотреть особенности основного показателя психологической совместимости – темперамента
- рассмотреть виды трудностей общения и совместной деятельности людей под влиянием психологической несовместимости
Введение…………………………………………………………………………..3
Сущность и особенности психологической несовместимости…………5
Темперамент как показатель психологической совместимости..……15
Трудности общения как фактор человеческой несовместимости..……21
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемых источников……………………………………………..27
На
базе личностных темпераментов выделяются
различные черты характера как
устойчивые психологические качества,
определяющие отношение сотрудника
к делу, к себе, другим людям и
т.д. Черты характера могут быть
очень разными: серьезность –
легкомысленность, принципиальность –
беспринципиальность, коллективизм –
индивидуализм. Учет и оптимальное
сочетание разнообразных
Природные свойства индивида – это то, что заложено в нем от рождения и как правило, характеризуется той или иной степенью выраженности таких динамических характеристик, как активность и эмоциональность.
Активность индивида выражается в стремлении к разного рода деятельности, проявлении себя, силы и быстроте протекания психических процессов, двигательной реакции, те. Выступает как свойство деятельности индивида.
Крайним выражением активности являются, с одной стороны, большая энергия, стремительность в движении, деятельности, речи, а с другой – вялость, пассивность психических процессов, речи.
Эмоциональность
проявляется в различной
Наилучшее использование индивидуальных и деловых качеств работников может быть обеспечено с помощью различных механизмов психологической совместимости. Наиболее важными из них являются следующие:
1.
Подобие и взаимодополнение (комплементарность)
качеств взаимодействующих
2.
Контрастность свойств и
3.
Гомеостазис –
Психологическая совместимость входит в структуру социально-психологического климата. Социально – психологический климат – это суммарный эффект от воздействия многих факторов, влияющих на персонал организации. Он проявляется в трудовой мотивации, общении работников, их межличностных и групповых связях.
Нормальная атмосфера этих отношений дает возможность каждому сотруднику чувствовать себя частицей команды, обеспечивает его интерес к работе и необходимый психологический настрой, побуждает к справедливой оценке достижений и неудач, как собственных, так и коллег, организации в целом.
В
структуре социально-
Знание
возможной реакции индивида (исходя
из его темперамента) позволяет опираться
на положительные черты
Так, на порывистость холерика нужно реагировать тактичностью и сдержанностью, инертности флегматика лучше противопоставить активность, эмоциональность, печаль меланхолика можно нейтрализовать оптимизмом.
Психологи достаточно часто отмечали, что при подготовке справок сангвиники, как правило, часто пишут черновики сокращенно или вовсе не пишут, холерики нередко из-за невнимательности делают элементарные ошибки, флегматики могут не заметить течения времени и опоздать с завершением работы.12
Для
члена коллектива, а в особенности
для его руководителя очень важно
знать особенности типов
Трудности общения могут быть рассмотрены с позиций различных отраслей психологии: общей, возрастной и педагогической, социальной, психологии труда, юридической и медицинской психологии индивидуальных различий.
Во
время общения у его участников
наблюдаются различные
Поскольку общение – это взаимодействие по крайней мере двух людей, то трудности при его протекании (имеются в виду субъективные) могут быть порождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается полное или частичное недостижение цели, неудовлетворение побуждающего мотива или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которую общение обслуживало.
Психологическими
причинами этого могут быть: нереальные
цели, неадекватные оценка партнера, его
способностей и интересов, неверное
представление своих
Анализируя трудности, связанные с возрастом обобщающихся, надо обязательно учитывать психологические характеристики каждой возрастной группы и делать поправку на то, как они проявляются у ребенка, подростка, юноши, девочки, девушки, взрослых мужчины и женщины, у пожилых и стариков. Особое внимание надо обращать на зависимость между типичным для каждого возраста уровнем развития психических процессов и свойств личности и такими специфическими для взаимодействующих людей характеристиками, как их способности к эмпатии, децентрации, рефлексии, идентификации, к постижению другого человека с помощью интуиции.13
С
позиций педагогической психологии
выделяются иные трудности общения.
Трудности педагогического
Информационные
трудности проявляются в
Регуляционные трудности связаны с неумением стимулировать активность воспитанников.
Трудности реализации аффективных функций проявляются в неумении одобрять высказывания учащихся, соглашаться с ними, подчеркивать правильность языкового оформления, безошибочность высказываний, похвалить за хорошее поведение, активную работу, выразить несогласие с отдельными мнением, недовольство по поводу допущенной ошибки, отрицательно реагировать на нарушение дисциплины.
В
отдельную группу можно выделить
трудности общения, в которых
преобладает социально-
Социально-
Первую группу составляют трудности, связанные с процессом вхождения личности в группу. Они могут характеризоваться следующими личностными особенностями руководителей: неприятие другого человека, отсутствие интереса к нему, замкнутость, внутренняя скованность, несдержанность.
Во
вторую группу входят трудности общения,
связанные с развитием
В
третью группу включаются трудности
общения, связанные с отсутствием,
несформированностью средств
К
трудностям, имеющим социально-
Одна из трудностей рассматриваемого вида может возникать из-за плохого владения специфическим языком, характерным для общности, с представителем которой приходится вступать в контакты. Имеется в виду не разговорный язык, а язык давно работающих вместе профессионалов, или язык, сложившийся в данной общности, и т.п. 14
Особый
вид трудностей общения может
быть проанализирован с позиций
психологии труда. Как известно, во
многих видах деятельности не обойтись
без межлюдского
Особый
интерес представляют трудности, рассматриваемые
в свете индивидуально-
Исследования
показали, что общение по-разному
деформируется личностными
Установлено,
что в характерах людей, испытывающих
трудности в общении, обнаруживается
комплекс лабильных, сенситивных, астеноневротических
черт, что свидетельствует о присущей
им чрезмерной впечатлительности. Имея
потребность в дружеском
Специфические трудности общения характерны для лиц с ярко выраженной тревожностью. Еще один вид трудностей общения связан с застенчивостью – личностным свойством, возникающим в определенных ситуациях межличностного неформального общения и проявляющимися в нервно-психическом напряжении и психологическом дискомфорте.
К свойствам, вызывающим трудности общения, относятся кроме застенчивости отчужденность, одиночество, чрезмерная сенситивность, истероидность, невротизация.
Трудности
общения могут быть рассмотрены
и с позиций медицинской
Информация о работе Психологическая несовместимость как причина конфликтности в коллективе