Психологическая несовместимость как причина конфликтности в коллективе

Автор работы: b*****@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 21:24, реферат

Описание

Целью реферата является выявление и изучение особенностей психологической несовместимости членов коллектива.
Исходя из поставленной цели выделяются задачи работы:
- изучить сущность явления психологической несовместимости и ее роль в социально – психологическом климате коллектива
- рассмотреть особенности основного показателя психологической совместимости – темперамента
- рассмотреть виды трудностей общения и совместной деятельности людей под влиянием психологической несовместимости

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Сущность и особенности психологической несовместимости…………5
Темперамент как показатель психологической совместимости..……15
Трудности общения как фактор человеческой несовместимости..……21
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемых источников……………………………………………..27

Работа состоит из  1 файл

игорь конфликтология.docx

— 47.90 Кб (Скачать документ)

     На  базе личностных темпераментов выделяются различные черты характера как  устойчивые психологические качества, определяющие отношение сотрудника к делу, к себе, другим людям и  т.д. Черты характера могут быть очень разными: серьезность –  легкомысленность, принципиальность –  беспринципиальность, коллективизм –  индивидуализм. Учет и оптимальное  сочетание разнообразных личностных характеристик являются важным фактором групповой совместимости и эффективности.

     Природные свойства индивида – это то, что  заложено в нем от рождения и как  правило, характеризуется той или  иной степенью выраженности таких динамических характеристик, как  активность и  эмоциональность.

     Активность  индивида выражается в стремлении к  разного рода деятельности, проявлении себя, силы и быстроте протекания психических  процессов, двигательной реакции, те. Выступает  как свойство деятельности индивида.

     Крайним выражением активности являются, с  одной стороны, большая энергия, стремительность в движении, деятельности, речи, а с другой – вялость, пассивность  психических процессов, речи.

     Эмоциональность проявляется в различной степени  нервной возбудимости индивида, динамике его эмоций и чувств, характеризующих  отношение к окружающему миру.11

     Наилучшее использование индивидуальных и  деловых качеств работников может  быть обеспечено с помощью различных  механизмов психологической совместимости. Наиболее важными из них являются следующие:

     1.      Подобие и взаимодополнение (комплементарность)  качеств взаимодействующих работников. Подобие качеств необходимо, например, при формировании экипажей самолетов или судов, при работе на конвейере с заданным темпом.

     2.      Контрастность свойств и качеств.  Этот механизм совместимости  встречается довольно редко и  проявляется в основном лишь  тогда, когда у всех работников  наблюдается ярко выраженная  устремленность к общей коллективной  цели. В этом случае сотрудники  с контрастными качествами полнее  отражают и воспринимают реальность.

     3.      Гомеостазис – саморегулирование  системы, обеспечивающее поддержание  равновесия с помощью обмена  информацией; перераспределение  ролей и функций, имеющее целью  устойчивость и эффективность  групповой деятельности. явление  гомеостазиса наиболее ярко наблюдается  в высоко мотивированных, сплоченных  коллективах и проявляется в  том, что группа под влиянием  требований ситуации гибко реагирует  на нее, сама перераспределяет  функции ее членов, выполняет  работу отсутствующих, изыскивает  резервы. Гомеостазис, не исключая  действия первых двух механизмов  психологической совместимости,  отражает качественно новые, системные  свойства группы как целостности.

     Психологическая совместимость входит в структуру  социально-психологического климата. Социально – психологический  климат – это суммарный эффект от воздействия многих факторов, влияющих на персонал организации. Он проявляется  в трудовой мотивации, общении работников, их межличностных и групповых  связях.

     Нормальная  атмосфера этих отношений дает возможность  каждому сотруднику чувствовать  себя частицей команды, обеспечивает его  интерес к работе и необходимый  психологический настрой, побуждает  к справедливой оценке достижений и  неудач, как собственных, так и  коллег, организации в целом.

     В структуре социально-психологического климата коллектива взаимодействуют  три основных компонента: психологическая  совместимость работников, их социальный оптимизм, нравственная воспитанность. Эти составляющие касаются  тонких струн человеческого общения, интеллекта, воли и эмоций личности, во многом определяющих ее стремление к полезной деятельности, творческой работе, сотрудничеству и сплоченности с другими.

     Знание  возможной реакции индивида (исходя из его темперамента) позволяет опираться  на положительные черты темперамента и преодолевать отрицательные.

     Так, на порывистость холерика нужно реагировать  тактичностью и сдержанностью, инертности флегматика лучше противопоставить активность, эмоциональность, печаль меланхолика  можно нейтрализовать оптимизмом.

     Психологи достаточно часто отмечали, что при  подготовке справок сангвиники, как  правило, часто пишут черновики  сокращенно или вовсе не пишут, холерики нередко из-за невнимательности делают элементарные ошибки, флегматики могут  не заметить течения времени и  опоздать с завершением работы.12

     Для члена коллектива, а в особенности  для его руководителя очень важно  знать особенности типов темперамента людей и уметь их определять у  своих коллег и подчиненных, так  как знание индивидуально-психологических особенностей членов команды помогает правильно выбрать форму поведения с ними  и делать работу в коллективе более продуктивной. 

 

  1. Трудности общения как фактор человеческой несовместимости
 

     Трудности общения могут быть рассмотрены  с позиций различных отраслей психологии: общей, возрастной и педагогической, социальной, психологии труда, юридической  и медицинской психологии индивидуальных различий.

     Во  время общения у его участников наблюдаются различные состояния, у каждого проявляются те или  иные психические свойства личности.

     Поскольку общение – это взаимодействие по крайней мере двух людей, то трудности  при его протекании (имеются в  виду субъективные) могут быть порождены  одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается  полное или частичное недостижение цели, неудовлетворение побуждающего мотива или же неполучение желаемого  результата в той деятельности, которую  общение обслуживало.

     Психологическими  причинами этого могут быть: нереальные цели, неадекватные оценка партнера, его  способностей и интересов, неверное представление своих собственных  возможностей и непонимание характера  оценки и отношения партнера, употребление не подходящих к данному случаю способов обращения с партнером.

     Анализируя  трудности, связанные с возрастом  обобщающихся, надо обязательно учитывать  психологические характеристики каждой возрастной группы и делать поправку на то, как они проявляются у  ребенка, подростка, юноши, девочки, девушки, взрослых мужчины и женщины, у  пожилых и стариков. Особое внимание надо обращать на зависимость между  типичным для каждого возраста уровнем  развития психических процессов  и свойств личности и такими специфическими для взаимодействующих людей  характеристиками, как их способности к эмпатии, децентрации, рефлексии, идентификации, к постижению другого человека с помощью интуиции.13

     С позиций педагогической психологии выделяются иные трудности общения. Трудности педагогического общения  можно объединить в три основные группы: информационные, регуляционные, аффективные.

     Информационные  трудности проявляются в неумении сообщить что-либо, выразить свое мнение, уточнить, добавить, продолжить ответ, завершить мысль, дать начало предложения, помочь начать говорить, «задать тон», формулировать «узкие» вопросы, требующие односложных, предсказуемых  ответов, и «широкие», проблемные творческие вопросы.

     Регуляционные трудности связаны с неумением  стимулировать активность воспитанников.

     Трудности реализации аффективных функций  проявляются в неумении одобрять высказывания учащихся, соглашаться  с ними, подчеркивать правильность языкового оформления, безошибочность высказываний, похвалить за хорошее  поведение, активную работу, выразить несогласие с отдельными мнением, недовольство по поводу допущенной ошибки, отрицательно реагировать на нарушение дисциплины.

     В отдельную группу можно выделить трудности общения, в которых  преобладает социально-психологический  фактор.

     Социально-психологические  трудности общения часто испытывают руководители. В качестве ключевых выделяются три группы трудностей общения  в управленческой среде.

     Первую  группу составляют трудности, связанные  с процессом вхождения личности в группу. Они могут характеризоваться  следующими личностными особенностями  руководителей: неприятие другого  человека, отсутствие интереса к нему, замкнутость, внутренняя скованность, несдержанность.

     Во  вторую группу входят трудности общения, связанные с развитием отношений, групповых процессов, с группообразованием, сохранением группового единства. Для  руководителей характерно: стремление занять во взаимодействии позицию эксперта, судьи; негибкость ролевого поведения; неприятие помощи со стороны партнеров; стремление помогать партнеру без «запроса»  с его стороны; центрация на содержание собственного «Я»; отношение к другому  человеку в рамках «должного», а  не реального; декларация псевдообщности: партнерам приписываются позиции, цели на основе переноса прежнего опыта  взаимодействия, нормативных предписаний  и т.п., в результате чего понятие  «Мы» используется не как результат  формирования психологической общности, а декларативно, в чем проявляется  отсутствие отношения к партнерам  в целом к группе как к реальным субъектам.

     В третью группу включаются трудности  общения, связанные с отсутствием, несформированностью средств групповой  деятельности: неумение точно и ясно выразить свои мысли, трудности в  аргументировании, неумении вести обсуждение, дискуссию и т.п.

     К трудностям, имеющим социально-психологическое  происхождение, относятся и возникающие  между взаимодействующими людьми барьеры, связанные с различной социальной и этнической принадлежностью, членством  во враждующих группировках или в  группах, значительно различающихся  по своей направленности.

     Одна  из трудностей рассматриваемого вида может возникать из-за плохого  владения специфическим языком, характерным  для общности, с представителем которой  приходится вступать в контакты. Имеется  в виду не разговорный язык, а язык давно работающих вместе профессионалов, или язык, сложившийся в данной общности, и т.п. 14

     Особый  вид трудностей общения может  быть проанализирован с позиций  психологии труда. Как известно, во многих видах деятельности не обойтись без межлюдского взаимодействия. И чтобы эти виды деятельности успешно выполнялись, их исполнителям необходимо по-настоящему сотрудничать. А для этого должны знать права  и обязанности друг друга, причем знание, имеющееся у одного участника, не должно чрезмерно отличаться от знаний других участников деятельности.

     Особый  интерес представляют трудности, рассматриваемые  в свете индивидуально-личностных различий.

     Исследования  показали, что общение по-разному  деформируется личностными особенностями  его участников. К этим личностным особенностям относится, в частности, эгоцентризм. Из-за сильной центрированности на себе, своей персоне, точке зрения, мыслях, целях, переживаниях индивид  оказывается не способным воспринимать другого субъекта, его мнение и  представление. Эгоцентрическая направленность личности проявляется и в эмоциональном, и в поведенческом плане.

     Установлено, что в характерах людей, испытывающих трудности в общении, обнаруживается комплекс лабильных, сенситивных, астеноневротических  черт, что свидетельствует о присущей им чрезмерной впечатлительности. Имея потребность в дружеском общении, они не могут реализовать ее вследствие своей исключительной робости и  застенчивости.

     Специфические трудности общения характерны для  лиц с ярко выраженной тревожностью. Еще один вид трудностей общения  связан с застенчивостью – личностным свойством, возникающим в определенных ситуациях межличностного неформального общения и проявляющимися в нервно-психическом напряжении и психологическом дискомфорте.

     К свойствам, вызывающим трудности общения, относятся кроме застенчивости  отчужденность, одиночество, чрезмерная сенситивность, истероидность, невротизация.

     Трудности общения могут быть рассмотрены  и с позиций медицинской психологии. Особую форму трудностей при общении  с окружающими испытывают люди, страдающие логоневрозами. Исследования показали, что у каждого из них свой комплекс неполноценности, который, начинаясь  с глубокой неудовлетворенности  притязаний в сфере коммуникаций, деформирует отношение личности логоневротика к другим сторонам его бытия. Свои специфические трудности  общения есть и у больных с  другими нарушениями в психике, а также страдающих различными соматическими  заболеваниями.15

Информация о работе Психологическая несовместимость как причина конфликтности в коллективе