Развитие муниципальной молодежной политики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 14:23, курсовая работа

Описание

В данной работе раскрываются вопросы общественно-политической активизации молодежи, становления и оптимизации молодежной политики в муниципальном образовании г.Орла.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
Раздел 1. Молодежная политика муниципального образования: цели, задачи, механизмы реализации……………..….…..7
Раздел 2. Направления оптимизации молодежной политики …………………
Раздел 3 Перспективы совершенствования молодежной политики в муниципального образовании г.Орла
Заключение……………………………………………………………………….
Приложение………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

диплом стоса.docx

— 52.86 Кб (Скачать документ)

     Другим  видом учреждений являются центры социально-психологической помощи молодежи. Данные центры осуществляют свою деятельность по следующим направлениям: информационно-консультативная помощь, коррекционно-педагогическая работа, медико-психологическое консультирование, медицинская реабилитация, наркологическая помощь, семейный досуг, предоставление информации о рынке труда. Здесь проводятся социологические исследования, профилактика безнадзорности, профориентация, психологическая коррекция, содействие занятости, социальная помощь молодой семье, социальная помощь сиротам, социально-клубная работа, экстренная психологическая помощь по телефону.

     Адаптации молодежи к современным условиям жизни содействуют центры социальной поддержки молодежи. Ведущими направлениями деятельности данного учреждения являются: трудоустройство, профориентация, внедрение новых социальных технологий (социальная диагностика, социальная реабилитация, социальная терапия, социальная профилактика и др.), педагогическая коррекция. Одним из приоритетных направлений реализации социальной поддержки молодежи является профилактика наркомании и зависимости от психоактивных веществ в молодежной среде.

     Для наиболее неблагополучных в социальном отношении групп молодежи создаются  службы социальной помощи. Объектом социальной работы являются молодежь, молодые семьи и подростки, имеющие неблагоприятные условия для жизнедеятельности (конфликты и неблагополучие родителей, отсутствие места жительства, работы и т. д.). Направления деятельности учреждения: информационное, методическое, рекламно-пропагандистское, аналитико-прогностическое, социально-терапевтическое, медико-социальное, социально-педагогическое, социально-реабилитационное и социально-профилактическое. Социально-терапевтическое направление в центре социальной поддержки молодежи включает патронаж семей и граждан, нуждающихся в постоянной или временной заботе (имеющих неблагоприятные социально-демографические, жилищные условия, молодых семей, проживающих в одной квартире разведенных супругов, семей, где трагически погиб или умер один из членов семьи).

     Социально-реабилитационное направление включает помощь безработным, эмигрантам, вынужденным переселенцам (содействие в получении пособий, постоянного жилья, в трудоустройстве), женщинам-инвалидам, имеющим детей, подросткам, желающим заниматься трудовой деятельностью.

     Особенно  важна деятельность социальных служб  молодежи в сельской местности. Как  правило, в отдаленных сельских поселениях организуются пункты социальной службы молодежи, которые могут функционировать  на базе дворцов культуры или клубов.

     Содержание  деятельности социальных учреждений органов  по делам молодежи представляет собой  систему последовательного проведения инновационных технологий и форм работы, направленных на создание условий  для развития личности молодого человека.

     Одним из основных направлений деятельности социальных учреждений органов по делам  молодежи является содействие занятости юношей и девушек. Оно реализуется через профессиональную подготовку и проведение мероприятий по трудоустройству с помощью следующих форм: ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, консультирования молодежи и работодателей но вопросам положения на рынке труда, общественных работ, временного трудоустройства, квотирования рабочих мест.

     Профессиональная  подготовка безработных осуществляется на базе комплексного центра социального обслуживания молодежи. Здесь комплектуются группы юношей и девушек, которые желают получить профессию. Обучающимся гражданам предоставляется место на предприятиях города для прохождения производственной практики. Примерный период обучения составляет три месяца. После окончания курсов, сдачи экзаменов выпускники получают свидетельства и могут обратиться в отдел содействия занятости молодежи, где специалисты оказывают помощь в трудоустройстве. Данная форма эффективна в работе с выпускниками общеобразовательных школ, не имеющими возможности обучаться в учреждениях профессионального образования.

     Важным  направлением деятельности социальных учреждений является социально-профилактическая работа, которая реализуется с помощью индивидуальных, групповых и коллективных форм.

     Многими специалистами отмечается эффективность  внедрения коллективных форм работы с безнадзорными подростками. Интеграция их в среду благополучных сверстников может происходить, например, в условиях детского объединения. Специалист по социальной работе в летнем оздоровительном лагере создает условия для формирования позитивных межличностных отношений в группе. Педагогическое сопровождение осуществляется через предъявление единых, четких требований ко всему коллективу. В завершение любого коллективно-творческого дела проводится совместное обсуждение, где ребята закрепляют социальные навыки, которые обозначились и были выявлены во время работы с практическими ситуациями, когда подростки находили решения и добивались результатов, участвуя в обще-лагерных мероприятиях и работе своего отряда.

     Социально-профилактическая работа организуется также с помощью  дворовых площадок для молодежи по месту жительства. Здесь специалист по социальной работе с молодежью реализует различные игровые технологии, обучает юношей и девушек умениям и навыкам коллективно-творческой деятельности.

     Программа социальной реабилитации включает также  защиту жилищных прав несовершеннолетних, оформление документов для регистрации  по месту жительства, для получения  паспорта, медицинского полиса и т. д.

     В каждом конкретном случае специалисты  по социальной работе с молодежью  содействуют в обеспечении психотерапевтической и медицинской помощи, а также  в организации досуга по интересам (компьютерных, спортивных клубов и  т. д.).

     Содержание  и формы деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи способствуют преодолению трудной  жизненной ситуации молодого человека, создают условия для развития его активной жизненной позиции  и воспитывают гражданина, которому присущи патриотизм и гуманные ценностные ориентации. В деятельности учреждений органов по делам молодежи имеются  определенные особенности: разновозрастный состав коллектива, куда помимо старших школьников и учащейся молодежи могут входить педагоги и родители, общественные деятели. Содружество и сотрудничество разных поколений предполагает преемственность накопленного социального опыта, традиций, норм, ценностей, а также способствует результативному решению возникающих трудностей. Важно, чтобы в учреждениях органов по делам молодежи формировался особый стиль взаимоотношений, построенный на свободе, равноправии, взаимном уважении. Деятельность учреждений должна осуществляться на основе индивидуального подхода в работе с каждым человеком. Любой желающий может добровольно обратиться за помощью в удобное для него время. Поддержка оказывается всем нуждающимся молодым гражданам.

     Социальная  работа с молодежью в сфере  досуга регулируется соответствующей  частью государственной молодежной политики. В этом плане достаточно важны наиболее общие основания, определяющие позицию государства  и общества в рассматриваемой  области.

     Важным  методом регулирования свободного времени и досуга молодежи выступает  контроль над деятельностью субъектов  предоставляющих молодежи услуги культурно-досуговой сферы. Главная цель такого контроля заключается в обеспечении таких условий досуговой деятельности, которые отвечали бы потребностям самой молодежи и содействовали формированию более высокого уровня культуры ее досуга. Это окажет положительное влияние на социокультурную ситуацию в сфере досуга современной молодежи.

     Организацию молодежного досуга осуществляют четыре группы субъектов: коммерческие структуры, предоставляющие услуги в сфере  свободного времени; молодежные общественные организации и объединения; государственные  учреждения культуры; государственные  органы по делам молодежи. Интересы каждой группы организаторов сферы  молодежного досуга существенно  различаются.

     Наиболее  комплексным набором функций  в организации свободного времени  молодого поколения наделены учреждения органов по делам молодежи (молодежные центры, дома и дворцы творчества молодежи, молодежные клубы). Назначение молодежных центров состоит, с одной стороны, в удовлетворении культурных интересов  и потребностей различных категорий  молодежи в сфере свободного времени, вне зависимости от уровня их подготовленности к активным досуговым занятиям, а с другой - в социальном воспитании учащихся и молодых рабочих и служащих.

     В работе с молодежью центры следуют  принципам соревновательности, взаимного уважения, доверия и внимания участников друг к другу, индивидуального подхода и единства интересов личности и коллектива. Во многих населенных пунктах молодежные центры становятся любимым и привычным местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного проведения своего досуга для относительно постоянного состава населения (детей, подростков, молодежи и взрослых), а другие центры, наоборот, бывают рассчитаны на постоянно меняющийся контингент посетителей, которые приходят сюда, имея возможность свободного выбора.

     Экономическую основу деятельности молодежных центров может составлять хозяйственный механизм, включающий использование бюджетных и внебюджетных ассигнований, дотаций и поступлений от долевого участия различных ведомств, предприятий, учреждений, общественных организаций, доходов от оказания платных услуг, самоокупаемых коллективов, арендной платы и т. д. Структура молодежного центра основана на взаимодействии профессионального или полупрофессионального труда организаторов в лице штатных социальных работников, педагогов, режиссеров, с одной стороны, а с другой - развивающей, творческой, игровой, развлекательной, оздоровительной деятельности всех участников: детей, подростков, молодежи, взрослых. Молодежный центр может включать в себя различные структуры: кафе, пункт проката, студию звукозаписи, клуб, библиотеку, парк, музей, кинотеатр и т. д.

     В молодежных центрах могут быть реализованы  программы различного профиля: социально-гуманитарные (в том числе реабилитационные и корректирующие); художественно-эстетические; спортивно-оздоровительные; научно-технические. Каждый молодежный центр - это своеобразная арена социально-культурной деятельности как различных молодежных групп, гак и отдельных индивидов.

     Для реализации молодежной политики в муниципальных  образованиях создаются структурные  подразделения по делам молодежи. Их основные задачи:

    - проведение единой молодежной политики в муниципальном образовании;

    - создание социально-экономических и правовых условий и гарантий для самореализации и становления молодого человека;

          -обеспечение реального соблюдения на территории муниципального образования прав и интересов молодежи;

    - привлечение молодежи к решению социальных, экономических и общественных задач на местном уровне;

    - духовное, патриотическое и интеллектуальное развитие молодежи;

    - поддержка и реализация научно значимых инициатив в области социальной защиты молодежи и развития досуговой сферы;

    - организация научных исследований по анализу положения дел и прогнозированию молодежной среды;

         - осуществление межмуниципального, межрегионального и международного сотрудничества молодежных организаций;

    - координация деятельности муниципальных учреждений, занимающихся решением молодежных проблем.

     В целях решения перечисленных  задач муниципальные органы по вопросам работы с молодежью осуществляют следующие функции.

     Основные  функции муниципального органа по вопросам работы с молодежью:

  1. Финансовая поддержка общественно полезной деятельности молодежи: формирование проекта местного бюджета в области молодежной политики, разработка нормативов финансирования; формирование общественных фондов.
  2. Содействие экономической самостоятельности молодых граждан  и реализации их прав на труд: поддержка и развитие сети формирований, занимающихся трудовой деятельностью молодежи, создание МУ «Молодежная биржа труда»; содействие развитию молодежного предпринимательства; поощрение работодателей, способствующих обеспечению занятости молодежи.
  3. Разработка и реализация молодежных целевых программ на территории муниципального образования: разработка и финансирование муниципальных молодежных программ, их экспертиза, расчет экономических и ресурсных затрат, представление программ на утверждение администрации города и контроль за их реализацией.
  4. Обеспечение молодежи условий для воспитания, образования, формирования здорового образа жизни: организация массовых молодежных мероприятий; организация деятельности клубов, консультационных пунктов, центров, занимающихся организацией досуга, оказывающих правовую, социально-психологическую и иную помощь молодежи; взаимодействие с правоохранительными органами и участие в реализации мероприятий по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи.
  5. Обеспечение социального обслуживания для молодежи: социально-бытовая помощь молодым семьям; осуществление социальной работы в образовательных учреждениях; помощь молодым гражданам, вернувшимся из мест лишения свободы, безнадзорным молодым гражданам, находящимся в специальных учебно-воспитательных учреждениях.

Информация о работе Развитие муниципальной молодежной политики России