Реформы государственного правления в России в 90-ые гг. ХХ в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 21:00, контрольная работа

Описание

Цель данной работы - кратко осветить такие вопросы, как: «перестройка» в общественно-политической жизни; отдельные аспекты политической истории России в постперестроечное время; политическая смена общественно-государственного строя России;

Содержание

Введение………………………………………………………………………3


«Перестройка»(1985—1991 гг.):
модернизация управленческого аппарата


1.1. Смена руководства КПСС и курс на ускорение……………………….5


1.2. Формирование многопартийной системы и антикоммунистической

оппозиции, развитие националистического сепаратизма………………...7


1.3. Системный кризис и крах КПСС и союза республик…………………9


Создание правовых основ новой российской государственности


Противоречивость правовой основы российской государственности
в конце 1991—1992 гг. Противостояние ветвей государственной власти

в 1992—1993 г. ………………………………………………………………14


Выборы в декабре 1993 г. в Федеральное Собрание и принятие
новой Конституции РФ — правовые основы новой российской государственности…………………………………………………………..16


Заключение…………………………………………………………………..18


Список литературы………………………………………………………….19

Работа состоит из  1 файл

политология,моя контрольная.docx

— 74.85 Кб (Скачать документ)

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

    КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
     
     

        КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  

          По дисциплине:     Политология 

    На тему:

    «Реформы государственного правления в России в 90-ые гг. ХХ в.»                                             
     
     
     
     

      Выполнил:

                  Студентка 1 курса

                  Группы 90-005

                  Экономического  факультета

                  Минуллина Г.Р.

                  Проверил:

                  Колосова  Н.И. 
                   
                   
                   

г. Казань

2011 г. 

Содержание 

Введение………………………………………………………………………3 

  1. «Перестройка»(1985—1991 гг.):

    модернизация  управленческого аппарата 

    1.1. Смена руководства КПСС и курс на ускорение……………………….5 

    1.2. Формирование многопартийной системы и антикоммунистической

     оппозиции, развитие националистического сепаратизма………………...7 

    1.3. Системный кризис и крах КПСС и союза республик…………………9 

  1. Создание  правовых основ новой российской государственности
 
    1. Противоречивость  правовой основы российской государственности

в конце 1991—1992 гг. Противостояние ветвей государственной власти

в 1992—1993 г. ………………………………………………………………14 

    1. Выборы  в декабре 1993 г. в Федеральное  Собрание и принятие

новой Конституции  РФ — правовые основы новой российской государственности…………………………………………………………..16 

Заключение…………………………………………………………………..18 

Список литературы………………………………………………………….19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

  С середины 80-х гг. и особенно с начала 90-х гг. в России, как и в целом  в СССР, стали происходить серьезные  изменения. Эти изменения затронули  все стороны социально-экономической  и особенно политической жизни советского общества. Они протекали весьма быстро, носили противоречивый характер и имели  серьезные последствия для России и всех республик, входивших в  Советский Союз. Вместе с тем политические события, проходившие в Советском  Союзе и в его республиках, отразились и на процессе мировой  политической истории.

  К началу 80-х гг. Советский Союз достиг нового технического уровня, развились  отрасли промышленности (электроника, точное приборостроение, атомная промышленность и др.).

  Сформировались  и действовали единые энергосистема, транспортная система, система автоматической связи, нефте- и газоснабжения. Более тесными стали хозяйственные связи республик и регионов. Однако административно-командная система управления, практика планирования и опека директивных органов над предприятиями сохранялись.

  Руководством  страны на съездах КПСС неоднократно принимались решения, направленные на преодоление диктата ведомственной  бюрократии, на развитие экономических методов хозяйствования, расширение самостоятельности предприятий. Однако эти решения оставались на бумаге. Перехода от экстенсивного экономического развития к интенсивному не происходило. Научно-технический процесс действовал вяло. По-прежнему прогрессивные изменения сдерживались старой системой управления. Серьезные деформации накопились в планировании. Просчеты допускались в товарно-денежных отношениях. Недооценивались кооперативные формы ведения хозяйства. Ослаб экономический контроль за использованием форм собственности. Грубые просчеты были допущены в экономической политике.

  Курс  на повышение доходов населения, на рост его образования и улучшения  жилищных условий способствовал  развитию потребностей, повышению спроса на новые, более качественные товары и предметы потребления. Однако производство товаров народного потребления, организация снабжения продовольствием, развитие сферы услуг, торговли, транспорта, индустрии отдыха и культуры, медицинского обслуживания было на низком уровне. В 60-е — первой половине 80-х гг. возникла глубокая потребность в социально-экономическом  обновлении, в выработке новой  политики, новых приоритетов. Однако эта потребность не была реализована. В результате все более усиливались  деформации в экономической и  социальной жизни.

  Для более глубокого понимания выше перечисленных проблем остановимся  на краткой характеристике политического  развития СССР.

  С 1961 по 1985 г. число депутатов местных  Советов — представителей рабочих  увеличилась почти в 2 раза. Тот  же процесс был характерен и для  Верховных Советов союзных республик.

  Представители трудящихся оказывали недостаточное  воздействие на выработку важнейших  политических и государственных  решений. Все в большей степени  они выступали лишь в роли посредников, которые через наказы избирателей  передавали волю населения исполнительному  аппарату Советов. Действовал такой  политический механизм, когда представители  рабочего класса, крестьянство, интеллигенция  собирались на сессии Советов лишь для того, чтобы в течение нескольких дней обсудить и утвердить решения, выработанные бюрократией исполнительных органов. Депутаты Советов оказывались  лишенными самостоятельности в  законодательной деятельности, влиянии  на государственное законодательство, на проведение в жизнь принимаемых  решений. Работа на сессиях во многом носила формальный характер. Правилом стало единогласное утверждение  решений. Часто на сессии выносились заранее предрешенные или второстепенные вопросы. Действия исполнительных органов  власти практически не контролировались выборными советскими организациями. Происходило усиление прерогатив исполнительных органов.

  Сходные процессы характеризовали развитие других общественных организаций, профсоюзов, комсомола.

  Кризис  поразил и КПСС. После XX съезда КПСС предпринимались попытки преодоления последствий культа личности Сталина, демократизации партийной жизни. Однако в реальной политической практике подлинный демократизм отсутствовал.

  Сложилось четкое расслоение коммунистов на партийную  верхушку, руководящий слой и рядовую  партийную массу. Была ослаблена  роль выборных партийных органов. Реальная власть перешла к исполнительным структурам КПСС — бюро, секретарям партийных комитетов, а зачастую просто к аппарату партийных органов.

  Логика  командно-административной системы  привела к тому, что руководящая  роль КПСС трансформировалась в управленческую деятельность по решению текущих хозяйственных, социально-экономических, культурных и других проблем. Партийные комитеты приняли на себя многие текущие оперативно-распорядительные функции. В их деятельности стали преобладать командные методы и подходы. Административно-распорядительная работа практически вытесняла политические методы руководства.

  Таким образом, к середине 80-х гг. несмотря на элементы некоторой демократизации политической жизни советского общества сохранялись и даже усиливались  многочисленные деформации. Сфера законодательной  и представительной власти была формализована. Резко усилилась роль партийно-административной бюрократии. При этом отсутствовала  реальная контрольная деятельность трудящихся. Ослабла самостоятельность  общественных организаций. Кроме того, они мало выражали реальные интересы тех групп трудящихся, от имени  которых они выступали. Зависимой  оставалась и судебная власть. КПСС стремительно теряла свою руководящую и организующую роль среди трудящихся. Она перестала быть авангардом советского общества.

  В сложившихся условиях требовались  перестройка и на ее основе создание качественно новой политической и общественно-экономической обстановки для значительного улучшения  социальных условий жизни трудящихся.

  Цель  данной работы - кратко осветить такие  вопросы, как: «перестройка» в общественно-политической жизни; отдельные аспекты политической истории России в постперестроечное  время; политическая смена общественно-государственного строя России; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. «Перестройка»(1985—1991 гг.):

    модернизация  управленческого  аппарата 

    1.1.Смена  руководства КПСС  и курс на ускорение. 

    11 марта 1985г. Генеральным секретарем  ЦК КПСС становится молодой и энергичный деятель М.С. Горбачев, который начал радикальные перемены в советском обществе. Он сразу создал новую команду управленцев, в которую вошли Е. Лигачев, Н. Рыжков, Б. Ельцин, Э. Шеварднадзе, Л. Зайков, Н. Талызин, А. Яковлев, В. Чебриков.

    В 1986 г. начались подлинные сдвиги в самом советском обществе. Упрощается выезд из СССР, освобождаются из ссылки академик Сахаров и еще более 100 диссидентов, начинается процесс реабилитации жертв сталинских репрессий. В год 70-летия Октября реабилитируются объявленные Сталиным злейшими врагами народа Бухарин, Рыков, Томский, Зиновьев, Каменев, Радек, Пятаков и др. Понятия гласности и демократизации становятся краеугольными камнями управленческой политики.

    Начало  перемен в области управления, осуществленных М.С. Горбачевым в 1986—1987 гг., воодушевило всю страну. На Пленуме  ЦК КПСС 23 апреля 1985 г. Горбачев выступает с программной речью, в которой провозглашает курс на ускорение развития экономики и ликвидации так называемого механизма торможения развития экономики. Это было, бесспорно, развитие новаторской идеи Ю. Андропова, но выдержанное в значительно более решительных и категоричных суждениях. Горбачев сосредоточил все усилия партии и правительства на реализации задач ускорения научно-технического прогресса, активизации человеческого фактора. Однако лозунг ускорения не был подкреплен реальной экономической реформой и стал повисать в воздухе.

    XXVII съезд КПСС охарактеризовал предшествующий период как застойный и принял основные направления плана экономического и социального развития страны на 1986—1990 гг.

    Режим Горбачева—Рыжкова достиг заметных результатов в кадровой политике. В принципе в каждом государстве независимо от характера социально-политического строя с приходом главы новой высшей администрации — президента, премьер-министра или в случае СССР — генсека — происходит радикальное обновление политической элиты. Однако Горбачев осуществил тотальную смену кадров, которая привела в ряде случаев к резкому снижению компетенции политического руководства наряду с устранением престарелых партократов в центре и на местах. Всего к началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей обкомов КПСС, 40% всего личного состава ЦК КПСС.

    Однако  все кадровые и иные перестановки и преобразования не могли обеспечить экономический эффект, ибо для этого нужно было проводить широкомасштабную экономическую реформу под контролем сильной центральной власти. Заявляя об идейно-политической преданности идеалам Ленина и социализма, Горбачев повел дело к их девальвации. Он допустил серьезнейший стратегический просчет и начал политическую реформу, развертывание идеологического плюрализма, прежде чем добился сколько-нибудь заметных успехов в экономических преобразованиях, которые успокоили бы общество. Кроме того, мировая практика показывает, что экономическая реформа идет успешно и относительно безболезненно только при наличии крепкого правительства или признанного вождя.

    Хотя  симптомы кризиса были налицо (тотальный  дефицит, снижение темпов производства), тем не менее самого кризиса пока еще не было, как не было самих признаков политических потрясений. Поэтому лозунг «обновления социализма», его перестройки на основе демократизации был с радостью воспринят населением, предполагавшим, что речь действительно идет о конвергенции социальных достижений социализма и общечеловеческих ценностей.

    В 1987 г. были введены альтернативные с тайным голосованием выборы ответственных партийных работников. В ходе объявленной демократизации в стране развернулась мощная идеологическая кампания по разоблачению тоталитаризма, который в общественном мнении все более отождествлялся с социализмом.

    Была  введена политика гласности, предполагавшая отмену коммунистической цензуры, принятие нового закона о СМИ, обеспечение  свободы творческих союзов и объединений  и всеобщую критику существующей политической системы. СМИ стали выполнять функции катализатора оппозиционной деятельности, выступая против коммунистических ценностей и идеалов, составляя основу национально-государственной идеологии. В геометрической прогрессии возросли тиражи литературно-художественных журналов. Начались рок-фестивали ранее полузапрещенной музыки, публикуются произведения А. Солженицына, А. Платонова, М. Булгакова, А. Битова, В. Шаламова, А. Домбровского, А. Рыбакова, В. Гроссмана, многочисленных публицистов, жестко критикующих советскую систему власти. В стране происходит глубокая и не всегда оправданная переоценка истории государственного строительства в СССР.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Реформы государственного правления в России в 90-ые гг. ХХ в