Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 21:00, контрольная работа
Цель данной работы - кратко осветить такие вопросы, как: «перестройка» в общественно-политической жизни; отдельные аспекты политической истории России в постперестроечное время; политическая смена общественно-государственного строя России;
Введение………………………………………………………………………3
«Перестройка»(1985—1991 гг.):
модернизация управленческого аппарата
1.1. Смена руководства КПСС и курс на ускорение……………………….5
1.2. Формирование многопартийной системы и антикоммунистической
оппозиции, развитие националистического сепаратизма………………...7
1.3. Системный кризис и крах КПСС и союза республик…………………9
Создание правовых основ новой российской государственности
Противоречивость правовой основы российской государственности
в конце 1991—1992 гг. Противостояние ветвей государственной власти
в 1992—1993 г. ………………………………………………………………14
Выборы в декабре 1993 г. в Федеральное Собрание и принятие
новой Конституции РФ — правовые основы новой российской государственности…………………………………………………………..16
Заключение…………………………………………………………………..18
Список литературы………………………………………………………….19
Начавший работу III съезд народных депутатов РСФСР проходил в сложных условиях, когда в стране начались массовые антиправительственные демонстрации и в город были введены спецвойска. В стране началась «бегущая волна» политизированных забастовок, требовавших отставки правительства Павлова. Ельцин потребовал дополнительных полномочий от съезда и их получил, воспользовавшись поддержкой не только демократов, но и части депутатов от оппозиции во главе с рвавшимся в политику А. В. Руцким.
М.С.
Горбачев, имея поддержку всенародного
референдума, должен был попытаться
предпринять решительные
12 июня 1991 г. прошли срочно организованные выборы президента РСФСР, в ходе которых колоссальное преимущество изначально получил Председатель Верховного Совета РСФСР Ельцин. Коммунисты пытались добиться переноса срока выборов для лучшей организации своей предвыборной кампании, но им не удалось этого добиться. Б.Н. Ельцин смог на волне широких демократических симпатий народа одержать убедительную победу над коммунистом-технократом Н.И. Рыжковым и над другими кандидатами. Б.Н. Ельцин вместе с А. В. Руцким, претендовавшим на должность вице-президента, получил 57,3% голосов.
Б.Н. Ельцин обрел полную политическую независимость от центра и теперь оставалось реализовать свое политическое превосходство над М.С. Горбачевым, который потерял возможности реального управления всеми республиками, но прежде всего Россией — основой СССР. Понимая сложившуюся ситуацию, Горбачев пытается ускорить процесс реализации заявления «9+1» и оставить за собой хоть элементы какой-то власти и положение формального правителя, который пусть не управляет, но «царствует». Для достижения этой цели он форсирует создание проекта нового союзного договора. В подмосковной усадьбе Ново-Огарево подготовительный комитет сформулировал к середине июня концепцию создания ССГ — Союза Суверенных Государств. Проект предусматривал чисто формальное единое государство, которое фактически не являлось даже конфедерацией, так как все права и полномочия оставались за республиками, а центр получал в лучшем случае эфемерные консультативные функции. Консервативные лидеры увидели в проекте основу для легитимного развала СССР, а радикальные демократы тем не менее считали его недопустимой уступкой коммунистической идее Союза республик.
На 20 августа было назначено подписание нового союзного договора, который должен был заложить основу новой системы государственного управления. Председатель Верховного Совета А. И. Лукьянов призвал ввести в документ логичные положения о создании единого экономического пространства, единой банковской системы, о самостоятельных налоговых поступлениях в союзный бюджет. Но эти предложения вызвали негативное отношение демократов, потребовавших полного суверенитета республик. Горбачев был поставлен в положение выбора: или решительно бороться за союзный договор с реальным наполнением полномочий центра, или окончательно сдаться экстремистам из демократического лагеря.
Он предпринимает весьма хитроумную комбинацию, которая могла позволить ему при всех возможных исходах событий остаться в Кремле пусть даже без функций прямого управления. Одобрив в самых общих чертах решительные действия ряда руководителей партии и правительства о введении чрезвычайных мер по сохранению Союза, тем самым общественно-политического конституционного строя, он отбыл на отдых в Крым и стал ожидать развития событий, рассчитывая в любом случае возвратиться в Москву и примкнуть к победившей стороне на правах Президента.
Получив общее, хотя и аморфное согласие Горбачева, высшее руководство СССР предприняло попытку спасти конституционный строй и союзное государство не вполне законными средствами.
19
августа было объявлено о
Сложившаяся драматическая ситуация закончилась в ночь на 21 августа, когда погибло трое юных граждан, пытавшихся руками задержать в подземном тоннеле колонну бронетехники. Часть членов ГКЧП срочно прибыла в Крым для встречи с Горбачевым, санкционировавшим ранее их действия, но он от них, естественно, отмежевался. Все члены ГКЧП были арестованы. Вернувшийся из крымского «заточения» Горбачев был подвергнут на сессии Верховного Совета РСФСР допросу, подписал указ о приостановлении деятельности Коммунистической партии, Генеральным секретарем которой он являлся. Были закрыты все коммунистические газеты, произведен захват партийной собственности, кое-где началась «охота на ведьм». Но и партия оказалась деморализованной и не смогла выступить в свою защиту. Крах ГКЧП был концом всей номенклатурной коммунистической элиты, еще раз показавшей свою неспособность решить актуальную задачу сохранения Советского Союза как естественноисторической федерации и сверхдержавы. Разгром ГКЧП оказался исключительно полезен демократической оппозиции, так как позволил ей перейти к радикальному захвату власти и решительному уничтожению противника — КПСС и СССР. Это позволило ряду историков даже высказать предположение, что «путч» был спровоцирован определенными силами именно для ускорения общественной реформации: «буржуазной контрреволюции» или «демократической революции».
В результате фактического уничтожения союзного центра в начале сентября был распущен ставший ненужным Верховный Совет СССР. Начался период переформирования всех государственных структур управления. Поскольку еще существовало союзное пространство, возникла необходимость согласования внешней и внутренней политики республик, для чего был образован Государственный Совет в составе Президента СССР и первых должностных лиц республик. Для координации управления народным хозяйством был создан Межреспубликанский экономический комитет. Госсовет одним из первых решений признал независимость прибалтийских республик, нарушив недавно принятый закон о порядке выхода республик из Союза. 18 октября восемь республиканских лидеров подписали соглашение «Договор об экономическом сообществе».
Президент России категорично потребовал от очередного V съезда народных депутатов РСФСР новых дополнительных полномочий и получил их. На этом же съезде новым Председателем Верховного Совета РСФСР стал Р.И. Хасбулатов. Российские власти в условиях обретения полноты своей власти стали проводить более сдержанную политику в отношении сепаратизма, стали делать заявления о государственной целостности России, о правах русских в других республиках, о проблеме Крыма и других территориальных вопросах, о важности предотвращения окончательного распада союзного пространства. Была даже предпринята попытка возобновления новоогаревского процесса и подписания договора о конфедерации в виде ССГ.
Российское
руководство без сопротивления
согласилось с требованиями руководителей
республик и с настойчивыми предложениями
демократической общественности о юридическом
закреплении распада «советской империи».
1 декабря на Украине состоялся референдум,
в ходе которого граждане республики,
видя всю сложившуюся ситуацию, поддержали
идею образования собственного независимого
государства. Президент России Б.Н. Ельцин
заявил о признании независимости суверенной
Украины. В новых условиях российское
руководство взяло на вооружение концепцию
Г. Бурбулиса о провозглашении квазиконфедеративного
Содружества Независимых Государств для
окончательного разделения полномочий
полностью суверенных республик при сохранении
формального единства. 8 декабря в белорусской
резиденции «Беловежская пуща» тайно
от Президента СССР Горбачева и вопреки
решениям мартовского всесоюзного референдума
1991 г. тремя президентами славянских республик
— России, Украины и Белоруссии были подписаны
документы о прекращении функционирования
СССР вместе с его Президентом и создании
нового образования — СНГ. Это был подлинный
антиконституционный путч, но в отличие
от «августовского ГКЧП» был проведен
без ввода войск и увенчался полным успехом.
Впоследствии Государственная дума РФ
аннулировала ратификацию беловежских
соглашений как юридически абсолютно
несостоятельных и вредных в политическом
отношении. Естественно, что эти решения
не оставляли места для создания полноценных
союзных органов управления и планировали
только перспективную координацию действий
в ряде стратегических направлений внешней
и внутренней политики. Оскорбленный как
политик и человек М.С. Горбачев совершенно
однозначно расценил эти решения как антиконституционный
переворот, объявил о снятии с себя полномочий
Президента СССР. Последним аккордом в
драматических событиях 1991 г. стало решение
сессии Верховного Совета РСФСР о переименовании
этой страны, отныне ставшей Российской
Федерацией — Россией. Наступил принципиально
новый стратегический этап в развитии
российской государственности и управления.
2.1.Противоречивость правовой основы российской государственности в конце 1991—1992 гг. Противостояние ветвей государственной власти в 1992—1993 гг.
Правовая основа российской государственности в конце 1991 — начале 1992 г. была довольно противоречивой. Она базировалась на законах, унаследованных от СССР, и законах РСФСР как составной части Союза. Такая противоречивость конституционной базы России была объективно обусловлена ее эволюционным переходом к новым принципам построения государства, общества и взаимоотношений между ними.
В
одном государственном
Законодательное оформление новой российской государственности вначале шло постепенно, путем принятия отдельных поправок к действующей Конституции РСФСР, законов, деклараций, указов Президента РСФСР. Важным достижением в этом отношении была принятая в 1990 г. Декларация о защите прав и свобод граждан — основополагающий документ для дальнейшей работы над законодательством, обеспечивающим права человека. Постепенно стала уходить в прошлое государственная идеология, согласно которой утверждалось, что не государство должно служить человеку, а человек — государству.
В
связи с реформированием
Эти и ряд других законодательных актов снимали многие запреты, утверждали новые принципы, возможности и права. Однако они не обеспечивали четкого и комплексного регулирования, не всегда предусматривали механизмы их реализации, гарантии и ответственность.
Важно и то, что многие поправки к Конституции РСФСР, другие законодательные акты принимались в острой борьбе двух политических сил — реформаторов и контрреформаторов, которые в течение 1992—1993 гг. все более поляризовались. При этом все сильнее обострялось, особенно на федеральном уровне, противостояние между исполнительной властью и Советами. Тактика постоянного балансирования, поиска компромиссов с политическими оппонентами сдерживала создание новой российской государственности, временами вела к отступлению от курса реформ, к продлению болезненных эффектов переходного периода.
В целях мирного разрешения противоречий Президент и Правительство России искали решения при помощи Конституционного соглашения, апрельского референдума 1993 г. о доверии Президенту и поддержке народом курса реформ, конституционного совещания. Хотя большинство участников апрельского референдума высказались в поддержку Б.Н. Ельцина, конфронтация политических сил в стране, особенно в Москве и ряде других городов, росла, порой выливалась в массовые манифестации, сопровождавшиеся столкновениями с милицией и жертвами среди участников.
21 января 1993 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин издал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в России». В нем он объявил о роспуске Верховного Совета, Съезда народных депутатов России и проведении выборов в двухпалатное Федеральное Собрание, а также выборов Президента России в июне 1994 г. Указ формально противоречил ряду статей действующей Конституции. Срочно собравшийся в этот же день Конституционный Суд РФ во главе с его Председателем В. Д. Зорькиным посчитал это достаточным основанием для импичмента Президента РФ.
В ночь на 23 сентября 1993 г. Чрезвычайный X съезд народных депутатов, на котором не было даже кворума, принял постановление, объявившее действия Б.Н. Ельцина «государственным переворотом». Большинство Съезда и Верховный Совет, Председателем которого был в то время находившийся в оппозиции Б.Н. Ельцину Р. И. Хасбулатов, отказались подчиниться указу Президента. Они заявили об отстранении Б.Н. Ельцина от должности Президента, избрали исполняющим обязанности Президента вице-президента А. В. Руцкого, перешедшего в оппозицию Б.Н. Ельцину во второй половине 1992 г., и сформировали свое правительство, пошли на вооруженную конфронтацию, ведущую к гражданской войне. Б.Н. Ельцин приказал блокировать Белый дом России.
Противостояние ветвей государственной власти достигло апогея 3—4 октября 1993 г. По призыву А.В. Руцкого, генерала А.Макашова, лидера ортодоксальной коммунистической организации «Трудовая Россия» В.И. Анпилова и ряда других, сторонники парламента пошли на прорыв блокады Белого дома, штурм здания мэрии Москвы, пытались захватить телецентр «Останкино». В ночь на 4 октября в Москву были введены армейские части, которые из танков расстреляли Белый дом, что привело к пожару, и разогнали парламент и его защитников. По официальным данным, во время этих событий погибли около 150 человек.
Информация о работе Реформы государственного правления в России в 90-ые гг. ХХ в