Реформы государственного правления в России в 90-ые гг. ХХ в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 21:00, контрольная работа

Описание

Цель данной работы - кратко осветить такие вопросы, как: «перестройка» в общественно-политической жизни; отдельные аспекты политической истории России в постперестроечное время; политическая смена общественно-государственного строя России;

Содержание

Введение………………………………………………………………………3


«Перестройка»(1985—1991 гг.):
модернизация управленческого аппарата


1.1. Смена руководства КПСС и курс на ускорение……………………….5


1.2. Формирование многопартийной системы и антикоммунистической

оппозиции, развитие националистического сепаратизма………………...7


1.3. Системный кризис и крах КПСС и союза республик…………………9


Создание правовых основ новой российской государственности


Противоречивость правовой основы российской государственности
в конце 1991—1992 гг. Противостояние ветвей государственной власти

в 1992—1993 г. ………………………………………………………………14


Выборы в декабре 1993 г. в Федеральное Собрание и принятие
новой Конституции РФ — правовые основы новой российской государственности…………………………………………………………..16


Заключение…………………………………………………………………..18


Список литературы………………………………………………………….19

Работа состоит из  1 файл

политология,моя контрольная.docx

— 74.85 Кб (Скачать документ)

  В своем Послании Федеральному Собранию 1996 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин так оценивал октябрьские события и предшествующую им ситуацию: «Оставалась единственная возможность — прекратить полномочия депутатов, а тем самым формально поступить вопреки отдельным положениям действовавшей тогда Конституции, опершись на закрепленные в Основном Законе базовые конституционные принципы: народовластие, разделение властей, федерализм. Окончательное решение предлагалось принять гражданам России: проголосовать «за» или «против» новой Конституции, сформировать новый законодательный орган, а затем проголосовать на выборах Президента. Это был минимально конфликтный вариант, в котором высшим судьей предоставлялось быть народу — суверенному источнику власти.

  Но  те, кто боялся доверить свою свободу  воле народа, избрали другой путь — прямую вооруженную конфронтацию, ведущую к гражданской войне. Допустить этого было нельзя. Мне пришлось принять трудное, но неизбежное решение».

  Существуют  два противоположных взгляда  на события начала октября 1993 г. Противники Президента Б.Н. Ельцина считают, что Б.Н. Ельцин совершил преступление: разогнал законно избранный Верховный Совет, использовал в борьбе с ним и другими силами оппозиции вооруженные армейские части, санкционировал убийство сотен граждан России. Сам же Президент Б.Н. Ельцин и его сторонники полагают, что он расправился с антидемократической, прокоммунистически настроенной оппозицией, вставшей на путь мятежа.

  «Черный Октябрь» окончательно разрушил систему  Советов и Советской власти в России — вслед за Верховным Советом были ликвидированы Советы народных депутатов нижестоящих уровней в большинстве субъектов Федерации. Эти события стали важным катализатором ускорения формирования новой системы власти и создания новой Конституции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2.2. Выборы в декабре  1993 г. в Федеральное  Собрание и принятие новой Конституции РФ — правовые основы новой российской государственности. 

  В соответствии с решением Президента РФ 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в двухпалатное Федеральное Собрание — в Совет Федерации и Государственную Думу. Одновременно с ними проводился референдум по проекту новой Конституции России, подготовка которого была начата еще летом 1993 г. специально созданным Конституционным совещанием. Работа в нем шла в пяти группах, представлявших федеральные и республиканские органы государственной власти, местное самоуправление, политические партии, профсоюзные, молодежные и другие общественные организации, массовые движения и религиозные конфессии, а также товаропроизводителей и предпринимателей.

  За  проект новой Российской Конституции  проголосовала большая часть избирателей, пришедших на выборы.

  Выборы  в декабре 1993 г. и принятие новой  Конституции РФ заложили правовые основы новой российской государственности, явились их конституционным оформлением и важнейшим этапом демократического обновления России.

  Конституция провозгласила продолжение государственного строительства России на основе принципов федерализма.

  Как записано в ст. 1 Основного Закона, «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

  Согласно  Конституции (ст. 4), суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, при этом Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

  Российская  Федерация (ст. 5) состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации. При этом республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. Как записано в Конституции РФ 1993 г. (ст. 5.4), во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

  Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. При этом никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону (ст. 3).

  Человек, его права и свободы являются по Конституции высшей ценностью (ст.2).

  Для государственного устройства РФ важное значение имеет то, что в Конституции РФ 1993 г. государственный строй определен как конституционный, а не общественный. Конституция максимально деполитизирована, в ней признаются идеологическое и политическое многообразие, принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную, равноправие частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, частная собственность на землю, провозглашены избирательные и судебные права граждан. Впервые в истории российской государственности уровень гарантируемых Основным Законом прав и свобод человека, механизм их защиты были приведены в соответствие с международными стандартами.

  Согласно  ст. 6 Конституции РФ, гражданство  Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований приобретения, а каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. При этом гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

  По  Конституции РФ (ст. 7), Российская Федерация  — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

  Освоение  новой Конституции потребовало  большой нормо-творческой работы, приведения в соответствие с ней огромного количества законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, законов и нормативных документов субъектов Федерации, особенно в сфере экономики, социальной жизни, регулирования институтов гражданского общества.

  Для строительства новой российской государственности, новой системы государственного управления важное значение имеют Федеральный договор, подписанный 31 марта 1992 г., Договор об общественном согласии 1994 г., подписание договоров о разграничении полномочий и предметов ведения между Центром и субъектами РФ, принятие и реализация Гражданского кодекса, федеральных законов «О Конституционном суде», «Об основах государственной службы Российской Федерации» (1995 г.), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995 г.), аналогичных законов субъектов РФ и других законов и нормативных актов.

  Осваивают новые принципы работы, основанные на прямом действии Конституции, Конституционный  Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, суды всех инстанций. Судебная ветвь все более превращается в самостоятельную и важную ветвь государственной власти.

  Освоение  Конституции РФ 1993 г. дает возможность формировать «костяк» новой российской государственности, позволяет всем ветвям власти на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) совместно работать на основе конституционной легитимности.

  Однако  до сих пор не завершена работа по разработке и принятию многих законов, имеющих исключительно важное значение для обеспечения легитимации функционирования действующих органов власти и управления, государственной и муниципальной службы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение 

  В середине 80-х годов по инициативе партийно-государственных руководителей  началось обновление экономических  основ, политического устройства и  духовной жизни общества. Коренные изменения условий развития производства и методов руководства экономикой, преобразования в общественно-политической сфере вышли за пределы, намечаемые "перестройкой". Они привели  к распаду существовавшей на протяжении семи с лишним десятилетий советской  системы.

  В настоящее время в Российской Федерации действует новая система  органов государства на принципах  и методах, реализуемых современными западными государствами.

  Провозглашенный коммунистической партией Советского Союза в середине 80-х годов  курс на развитие демократии привел к  изменению в конце этого десятилетия  системы высших органов государственной  власти. На внеочередной двенадцатой  сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого  созыва, проходивший 29 ноября - 1 декабря 1988 г., был принят закон «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного  Закона) СССР», кардинально изменивший структуру этих органов.

  Исполнительные  органы государственной власти также  подверглись реформированию. Самым  главным в данный период было введение 14 марта 1990 года поста Президента СССР, наделенного широкими полномочиями.

  Часть народных депутатов избирались в  избирательных округах по стране, часть - партией, профсоюзами и общественными  организациями. Президент избирался  съездом, а затем сам назначал премьер-министра.

  В марте 1990 года на пост Президента был  избран Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев.

  В 1991 году на пост Президента РФ был избран Б. Н. Ельцин.

  С декабря 1991 года Россия входит в Содружество  Независимых Государств.

  12 декабря 1993 г. всенародным голосованием  была принята Конституция РФ. Указом Президента в декабре  1993 г. производится преобразование  и реорганизация Совета Министров,  структура и деятельность которого  сообразуется с положениями Конституции  Российской Федерации.

  Совет Министров преобразуется в Правительство  Российской Федерации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Конституция РФ.  М., Инфра – М, 2003
  2. Атаманчук Г.В. Государственное управление: основы теории и организации. – М. 2000
  3. Глазунова Н.И. Система государственного управления. – М.:  Юнити, 2002
  4. Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление. – Издательский центр «МарТ», Москва – Ростов-на-Дону, 2007
  5. История государственного управления в России / Под редакцией А.Н. Марковой,  М. 1997
  6. История государственного управления России / Под редакцией В.Г. Игнатова. – Ростов-на-Дону:  Феникс, 2002
  7. Лазарев Б.М. Государственное управление на этапе перестройки. – М.1998
  8. Мельников В.П. Государственная служба в России: исторический опыт. – М.: Издательство РАГС, 2005
  9. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. – Питер, 2005
  10. Сенин А.С. История российской государственности. -  М.: гуманитарный издательский центр Владос, 2003
  11. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. –М.: Юристъ, 2003

Информация о работе Реформы государственного правления в России в 90-ые гг. ХХ в