Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 03:22, курсовая работа
Российско-грузинский вооруженный конфликт, названный журналистами «пятидневной войной», требует глубокого осмысления, всестороннего анализа и трезвых оценок. Будучи локальным по месту и непродолжительным по времени, он несет в себе глобальное измерение и долгосрочные последствия как для противоборствующих стран, так и для мирового сообщества. В нем нашли свое отражение все негативные моменты в развитии международных отношений, а также геополитические, цивилизационные противоречия современной эпохи. Пожалуй, даже несоизмеримо более масштабная американо-натовская война на Балканах так сильно не встряхнула глубинные основы мироустройства, как бои местного значения в ходе российско-грузинского вооруженного противостояния. Эффект от боестолкновений в Южной Осетии, Абхазии и Грузии оказался неожиданно столь внушительным, что прямо или косвенно затронул все сферы международной жизни. Война поставила вопрос о пересмотре всей системы международной безопасности.
В интересах Грузии признать новые реалии, согласиться с тем, что её попытки сохранить в своём составе Абхазию и Южную Осетию «железом и кровью» потерпели крах, что нужно было пытаться, как советовал русский поэт и дипломат Ф. Тютчев, единство нации «спаять любовью», чтобы оно было прочным. Надо навсегда отказаться от мысли о реванше, признать свою вину за случившееся и на новых принципах выстраивать с этими новыми независимыми государствами свои отношения. Шансов же вернуть под свою юрисдикцию Южную Осетию и Абхазию, которые находятся под защитой России, у Грузии нет никаких.
Будущее Грузии при всех обстоятельствах, связано с Россией. Оба государства - соседи. У них общая историческая судьба в течение двух веков. Нынешняя враждебность Грузии к России, её стремление в НАТО кажутся противоестественными. Война между двумя странами, развязанная Грузией, должна послужить им горьким уроком. Значит, что-то было не так в их отношениях, что-то недоглядели, что-то недооценили, что-то упустили, коль дело дошло до войны. Россия по своей природе не злопамятна. Конечно, трудно простить пролитую грузинами кровь миротворцев, российских граждан и чёрную неблагодарность. Но надо жить будущим. Нужно как можно скорее пройти путь нормализации отношений, чтобы навсегда исключить в них острые конфликты. Свою позитивную роль в этом процессе может сыграть многочисленная грузинская диаспора в России, а также общественная дипломатия. Грузии ещё не поздно вернуться в русский мир, в котором она впервые в своей истории чувствовала себя «великой» и в безопасности. Всё недоброе проходит, и это пройдёт. Премьер-министр России В. В. Путин, касаясь будущего дальнейших отношений с Грузией, сказал: «Отдавать Грузию на растерзание националистам и безответственным людям было бы неправильно. Нужно поддерживать контакты с гражданским обществом в этой стране… Грузия - близкая нам страна, наш сосед, мы имеем с ней многовековые связи и контакты, и думаю, что восстановим отношения с Грузией в будущем».
Думается, настанет время, когда грузинский народ выразит благодарность России за то, что она не позволила грузинской армии довести до конца выполнение задачи физического уничтожения осетин и абхазов, акцию геноцида. Иначе клеймо человеконенавистников лежало бы на всех будущих поколениях грузин, и смыть уже ничем его было бы невозможно.
Покончив
с войной, у Грузии появились возможности
отказаться от милитаризации страны и
сэкономленные на этом деньги потратить
на улучшение жизни народа. За шесть предвоенных
лет Грузия увеличила военный бюджет в
50 раз - с 18 миллионов долларов до 900 миллионов
долларов. Она, например, приобрела столько
танков, что у грузин даже не хватило на
всех их подготовленных экипажей. Сейчас
столкнулись два подхода: США, НАТО обещают
помочь восстановить военный потенциал
Грузии, а Россия добивается эмбарго на
поставки ей оружия. Что изберёт для себя
Грузия: вооружение или разоружение? Другими
словами, пойдёт ли она на конфронтацию
и подготовку к войне с соседями или изберёт
мирный путь развития? Как показывает
опыт пятидневной войны, курс на конфронтацию
и милитаризацию для Грузии бесперспективен.
Тем более, когда даже Европейский Союз
выступил в качестве гаранта неприменения
Грузией силы против Абхазии и Южной Осетии.
Москва тоже гарантирует, что новой войны
на Северном Кавказе не будет. Поэтому
демилитаризованная и нейтральная Грузия
- это великое благо и для неё самой, и для
всего региона.
Абхазия и Южная Осетия. Главным последствием для них войны с Грузией стало обретение независимости, получение от России гарантий безопасности жизнедеятельности и создание базиса для экономического развития. 26 августа с.г., спустя несколько дней после окончания операции по принуждению Грузии к миру, Южная Осетия и Абхазия были официально признаны Россией, затем состоялись обмен дипломатическими представительствами между ними и, наконец, подписание договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи.
Решён вопрос о размещении российских военных баз в этих новых государствах. В каждом из них будет дислоцировано порядка 3800 российских военнослужащих, примерно по бригаде, что «как минимум, … будет останавливать грузинский военный режим от совершения им дурацких поступков» (Д.А. Медведев). Российские военные базы - это ещё и рабочие места для местных жителей.
Уже приняты или готовятся к подписанию большое количество документов, связанных с установлением и развитием полнокровных межгосударственных отношений между Россией, Абхазией и Южной Осетией. В их числе: по таможенному и пограничному сотрудничеству, по режиму благоприятной торговли, о рублёвой зоне, двойном гражданстве и др. Получив гарантии безопасности, в республики пошли инвестиции, без которых им не обойтись. Тесная интеграция с Россией сочетается с активизацией Абхазии и Южной Осетии на международной арене. Новые реалии делают любые переговоры, касающиеся ситуации в регионе, присутствия в нём миротворческих сил ООН и ОБСЕ, невозможными без участия Абхазии и Южной Осетии. На границе с Грузией создаются заставы, осуществляется контроль за перемещением людей и товаров. Границы с Россией остаются открытыми.
Обустраивается
Южная Осетия, пострадавшая от грузино-американской
агрессии. На её восстановление из российского
бюджета выделено 25,5 млрд. рублей. Налаживается
туристический бизнес в Абхазии, Пицунда
и Гагры скоро вновь станут любимым местом
отдыха россиян.
Кавказский регион. Одним из следствий пятидневной войны стало качественное изменение обстановки на Кавказе, который оказался средоточием глобальной политики разнородных сил. Официальное, окончательное и не подлежащие пересмотру признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии создало новую ситуацию на Кавказе. Это событие не вызвало предрекаемый недругами сепаратистский резонанс в северокавказских республиках Российской Федерации, скорее оказало стабилизирующее воздействие на обстановку в беспокойном регионе. Фактическое воссоединение осетин, которое в их сердцах, как сказал президент Северной Осетии Т. Мамсуров, давно уже идёт, воспринято малыми народами с одобрением. Также благоприятно воспринимается и большая материальная помощь независимым новым государствам, что позитивно должно сказаться на экономическом развитии всего северокавказского региона. Вместе с тем конфликт с Грузией продолжает осложнять ситуацию на Северном Кавказе. Границы с Грузией остаются источниками постоянной напряжённости.
Война изменила расстановку сил в Кавказском регионе в пользу России. Объединённому Западу во главе с США не удалось реализовать здесь свои планы по интернационализации кавказских конфликтов по балканскому сценарию, распространить опыт «демократизации» Грузии на весь регион, выдавить отсюда Россию как опасного соперника и конкурента. Вместе с тем, США не отказались от своего проекта «Большой Кавказ», объявленного им 4 года назад и предусматривавшего объединение под их эгидой Грузии, Армении, Азербайджана, а также прилегающих к ним районов России.
После своего поражения в Грузии США резко активизировали свою дипломатическую деятельность на Кавказе. В начале сентября Грузию и Азербайджан посетил вице-президент США Д. Чейни, затем в Баку побывал помощник заместителя госсекретаря США М. Брайзы, а в октябре три дня находилась в Азербайджане делегация государственного департамента США во главе с первым заместителем государственного секретаря Д. Негропонте. По мнению обозревателей, американским визитёрам дали понять, что Азербайджан не намерен реализовывать западный вектор в ущерб стратегическим отношениям с Россией и Турцией.
Одним
из заметных событий на Кавказе стал диалог
о нормализации отношений Армении и Турции.
Начало ему положил визит президента Турции
Абдуллы Гюля 6 сентября с.г. в Ереван. Армения,
убедившись во время вооружённого конфликта
между Россией и Грузией в крайней уязвимости
свого положения, сделала нормализацию
своих отношений с Турцией приоритетной
задачей. Она поддержала предложение Анкары
по созданию «Платформы стабильности
и сотрудничества на Кавказе» с участием
России, Турции, Азербайджана, Армении,
Грузии в целях обеспечения региональной
безопасности без вмешательства посторонних
сил.
Постсоветское пространство, СНГ. Война между Россией и Грузией стала своего рода испытанием на лояльность к нашей стране бывших советских республик, а также европейских стран, не так давно относившихся к лагерю социализма. Кроме Беларуси, а затем Казахстана никто не поддержал Россию в этой войне, которая стала, по сути, первым в истории Содружества независимых государств вооружённым конфликтом между его участниками.
Украина, член СНГ, тут же поддержала агрессора. Более того, как потом выяснилось, она незаконно поставила Грузии большое количество оружия, включая зенитно-ракетные комплексы, снятые с боевого дежурства. Именно с помощью этих комплексов, которые обслуживали украинские специалисты, были сбиты российские боевые самолёты над территорией Грузии. Украина продолжала поставлять оружие Грузии даже после начала войны. На ней кровь российских миротворцев и осетин. Ющенко использовал вооружённый конфликт на Северном Кавказе для того, чтобы поднять волну русофобии, подогреть антироссийские настроения, дестабилизировать ситуацию в Крыму, распустить парламент и подготовить почву для введения президентского правления.
Другие страны-члены СНГ поначалу заняли равноудалённую позицию и от Москвы, и от Тбилиси, а затем осудили Грузию за нападение на российских миротворцев и осетин. Прошло уже более двух месяцев с начала войны, а никто из российских союзников по СНГ так и не признал независимость Абхазии и Южной Осетии.
Эстония, Латвия, Литва, Польша оказались в числе самых ярых критиков России и сторонников санкций. Чехия, Венгрия, Румыния, Болгария, Словакия проявили себя как умеренные оппоненты. Последствием такой осторожной реакции стран постсоветского пространства на справедливую войну России с Грузией, видимо, должно стать переосмысление ею своих отношений с каждой из них с учётом конкретных обстоятельств. Главной причиной по-своему недружественной позиции постсоветских стран к России является их прозападная ориентация, нежелание ссориться с Западом. По свидетельству ряда СМИ, руководители каждой из этих стран подвергались мощному давлению со стороны США, Запада, чтобы не допустить признания ими независимости Абхазии и Южной Осетии.
Надо признать, что свою немалую долю вины за охлаждение к ней соседей несёт и сама Россия, которая долгое время игнорировала их нужды. Настало время для России к коренному пересмотру свей политики на постсоветском пространстве.
Российско-грузинская
война вывела постсоветские страны, и
прежде всего СНГ, на новый уровень возможного
их независимого существования от США,
Запада, НАТО. С поражением режима Саакашвили,
скорее всего, эра «цветных революций»
на постсоветском пространстве закончилась.
Война проявила примитивность, интеллектуальную
и моральную ограниченность американских
ставленников. Саакашвили получил клеймо
фашиста и военного преступника, сумасшедшего.
Его сподвижник Ющенко - примитивного
националиста, физически (говорят о проказе)
и душевно нездорового человека. Такой
ущербный, маниакальный тип лидеров опасен,
прежде всего, для своих народов. Поэтому
народы сами должны разобраться с ними,
чтобы не было от них беды. А что касается
безопасности, то у России больше оснований
быть её гарантом для постсоветских стран,
чем у Запада. Опыт с продвижением американской
демократии в странах СНГ оказался несостоятельным,
но это не означает, что Запад откажется
от политики расширения своего влияния
в регионе, а это потребует от всех его
стран принятия адекватных мер.
Объединённый запад (США, Европа, НАТО). Последствия войны между Россией и Грузией оказались весьма неприятными для Запада. Ведь и США, и НАТО, и Европа являются прямыми соучастниками военных преступлений их ставленника Саакашвили. Они вскормили, вооружили и идеологически подготовили его режим в качестве инструмента своей политики на Кавказе, объявленном США «зоной национальных интересов». Они подтолкнули этот режим к совершению военной авантюры. Поэтому военное и политическое поражение Грузии в войне с Россией - это и их поражение. Ставка США, Запада на военную силу провалилась, оказалась несостоятельной. Рухнули планы втянуть Грузию в НАТО вместе с Абхазией и Южной Осетией, вытеснить Россию из Кавказского и Черноморского регионов, спровоцировать серию новых вооружённых конфликтов в российских республиках Северного Кавказа, утвердиться на евразийском континенте.
Война России с Грузией показала ограниченные возможности Запада по воздействию на ситуацию в кавказском регионе (да и во всех других). Впервые после 17 лет безропотного послушания Россия «взбрыкнула», не отступила перед сильнейшим нажимом объединённого Запада, не испугалась санкций и воочию убедилась, что США, НАТО, Европе вполне успешно можно противостоять.
Безответственная авантюра Саакашвили вызвала определённый раскол в объединённом Западе по отношению к конфликтующим сторонам и в оценках причин войны. Запад в целом осудил Россию и поддержал Грузию. Причём, наиболее непримиримую позицию заняли США, несколько более сдержанную - НАТО и довольно умеренную - Европейский союз.
Война обострила в объединённом Западе имеющиеся противоречия между США и Европой, внутри Европы и НАТО. США использовали кавказскую войну, чтобы представить Россию европейской общественности как агрессора, «нового-старого врага» и тем самым оправдать само существование НАТО, его расширение на Восток, геополитическое и геостратегичское окружение России необходимостью обеспечения безопасности Европы. В условиях роста антиамериканских настроений в Европе США пытаются подобной аргументацией обосновать своё военное присутствие на европейском континенте.
Европа не едина в оценке событий на Северном Кавказе. Мнения там разделились. Примерно половина Европарламента и стран Европы признаёт, что первой напала Грузия и осуждает её за это. Другая часть, настроенная проамерикански, критикует Россию. Заседание Евросоюза по ситуации в Грузии, состоявшееся 1 сентября с.г., показало, что интересы Европы и США всё больше расходятся. Если США продолжают настаивать на наказании России, то Европа выступает против применения экономических санкций в отношении неё. В значительной мере эта позиция Европы связана с её зависимостью от поставок энергоносителей из России. Впервые Европа в лице президента Франции и председателя Евросоюза Н. Саркози предприняла небезуспешную попытку взять процесс урегулирования на Северном Кавказе под свой контроль. После этого позиции ЕС на международной арене усилились, Саркози стал формальным лидером обновлённой Европы, обретающей большую независимость от США. Встреча президента РФ Д. А. Медведева с президентом Франции Н. Саркози в Эвиане 8 октября с.г. подтвердила, по мнению обозревателей, что Франция с доверием относится к действиям России на Кавказе, а это открывает путь к нормализации отношений Москвы с Европой. Несколько раньше на Генеральной Ассамблее ООН Саркози заявил, что Европа хочет сотрудничать с Россией.
Информация о работе Российско-грузинская война: выводы, уроки, последствия