Россия и её внешняя политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:30, контрольная работа

Описание

В рамках этого процесса главные усилия должны быть направлены на достижение следующих основных целей:
обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала;

Содержание

Общие положения
Современный мир и внешняя политика Российской Федерации
Приоритеты Российской Федерации в решении глобальных проблем:
Формирование нового мироустройства
Укрепление международной безопасности
Международные экономические отношения
Права человека и международные отношения
Информационное сопровождение внешнеполитической деятельности
Региональные приоритеты
Формирование и реализация внешней политики Российской Федерации

Работа состоит из  1 файл

внешняя политика россии.docx

— 42.66 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 

Сибирский государственный университет им. академика М.Ф. Решетнёва 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: Россия и её внешняя политика

(политология) 
 
 
 
 

Выполнил: студент гр. СПЗУ – 91

 Герасимов  П.А.

Проверил: Сидоров И.Т. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Красноярск 2012

Содержание:

  1. Общие положения
  2. Современный мир и внешняя политика Российской Федерации
  3. Приоритеты Российской Федерации в решении глобальных проблем:
    1. Формирование нового мироустройства
    2. Укрепление международной безопасности
    3. Международные экономические отношения
    4. Права человека и международные отношения
    5. Информационное сопровождение внешнеполитической деятельности
  4. Региональные приоритеты
  5. Формирование и реализация внешней политики Российской Федерации
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Общие положения
 

     Концепция внешней политики Российской Федерации  представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления  внешнеполитической деятельности России.

Правовую  базу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, другие нормативные  правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных органов  государственной власти в сфере  внешней политики, общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры Российской Федерации, а также Концепция  национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. №24.

     Международная обстановка, сложившаяся к началу XXI века, потребовала переосмысления общей ситуации вокруг Российской Федерации, приоритетов российской внешней  политики и возможностей ее ресурсного обеспечения. Наряду с определенным укреплением международных позиций  Российской Федерации проявились и  негативные тенденции. Не оправдались  некоторые расчеты, связанные с  формированием новых равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений  России с окружающим миром, как это  предполагалось в Основных положениях концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденных распоряжением  Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. №284-рп, и в других документах.

     Высшим  приоритетом внешнеполитического  курса России является защита интересов  личности, общества и государства.

     В рамках этого процесса главные усилия должны быть направлены на достижение следующих основных целей:

  • обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала;
  • воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая прежде всего цели и принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами;
  • создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека;
  • формирование пояса добрососедства по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах;
  • поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия;
  • всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом;
  • содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире, популяризации русского языка и культуры народов России в иностранных государствах.
 

2. Современный  мир и внешняя политика Российской  Федерации 

     Современный мир переживает фундаментальные  и динамичные перемены, глубоко затрагивающие  интересы Российской Федерации и ее граждан. Россия - активный участник этого процесса. Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, обладая значительным потенциалом и ресурсами во всех областях жизнедеятельности, поддерживая интенсивные отношения с ведущими государствами мира, она оказывает существенное влияние на формирование нового мироустройства.

     Трансформация международных отношений, прекращение  конфронтации и последовательное преодоление  последствий «холодной войны», продвижение  российских реформ существенно расширили  возможности сотрудничества на мировой  арене. Сведена к минимуму угроза глобального ядерного конфликта. При  сохранении значения военной силы в  отношениях между государствами  все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические  и информационные факторы. На передний план в качестве главных составляющих национальной мощи Российской Федерации  выходят ее интеллектуальные, информационные и коммуникационные возможности, благосостояние и образовательный уровень населения, степень сопряжения научных и  производственных ресурсов, концентрация финансового капитала и диверсификация экономических связей. Сложилась  устойчивая ориентация подавляющего большинства  государств на рыночные методы хозяйствования и демократические ценности. Осуществление  крупного прорыва на ряде ключевых направлений научно-технического прогресса, ведущего к созданию единого общемирового информационного пространства, углубление и диверсификация международных  экономических связей придают взаимозависимости  государств глобальный характер. Создаются предпосылки для построения более стабильного и кризисоустойчивого мирового устройства.

     В то же время в международной сфере  зарождаются новые вызовы и угрозы национальным интересам России. Усиливается  тенденция к созданию однополярной структуры мира при экономическом  и силовом доминировании США. При решении принципиальных вопросов международной безопасности ставка делается на западные институты и  форумы ограниченного состава, на ослабление роли Совета Безопасности ООН.

     Стратегия односторонних действий может дестабилизировать  международную обстановку, провоцировать  напряженность и гонку вооружений, усугубить межгосударственные противоречия, национальную и религиозную рознь. Применение силовых методов в  обход действующих международно-правовых механизмов не способно устранить глубинные  социально-экономические, межэтнические  и другие противоречия, лежащие в  основе конфликтов, и лишь подрывает  основы правопорядка.

     Россия  будет добиваться формирования многополярной  системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов.

     Гарантия  эффективности и надежности такого мироустройства - взаимный учет интересов. Миропорядок XXI века должен основываться на механизмах коллективного решения  ключевых проблем, на приоритете права  и широкой демократизации международных  отношений.

     Интересы  России непосредственно связаны  и с другими тенденциями, среди  которых:

  • глобализация мировой экономики. Наряду с дополнительными возможностями социально-экономического прогресса, расширения человеческих контактов такая тенденция порождает и новые опасности, особенно для экономически ослабленных государств, усиливается вероятность крупномасштабных финансово-экономических кризисов. Растет риск зависимости экономической системы и информационного пространства Российской Федерации от воздействия извне;
  • усиление роли международных институтов и механизмов в мировой экономике и политике («Группа восьми», МВФ, МБРР и другие), вызванное объективным ростом взаимозависимости государств, необходимостью повышения управляемости международной системы. В интересах России - полноформатное и равноправное участие в разработке основных принципов функционирования мировой финансово-экономической системы в современных условиях;
  • развитие региональной и субрегиональной интеграции в Европе, Азиатско-тихоокеанском регионе, Африке и Латинской Америке. Интеграционные объединения приобретают все большее значение в мировой экономике, становятся существенным фактором региональной и субрегиональной безопасности и миротворчества;
  • военно-политическое соперничество региональных держав, рост сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма. Интеграционные процессы, в частности в Евро-Атлантическом регионе, имеют зачастую избирательно-ограничительный характер. Попытки принизить роль суверенного государства как основополагающего элемента международных отношений создают угрозу произвольного вмешательства во внутренние дела. Серьезные масштабы приобретает проблема распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки. Угрозу международному миру и безопасности представляют неурегулированные или потенциальные региональные и локальные вооруженные конфликты. Существенное влияние на глобальную и региональную стабильность начинает оказывать рост международного терроризма, транснациональной организованной преступности, а также незаконного оборота наркотиков и оружия.

     Угрозы, связанные с указанными тенденциями, усугубляются ограниченностью ресурсного обеспечения внешней политики Российской Федерации, что затрудняет успешное отстаивание ее внешнеэкономических  интересов, сужает рамки ее информационного  и культурного влияния за рубежом.

     Вместе  с тем Российская Федерация имеет  реальный потенциал для обеспечения  достойного места в мире. Определяющее значение в этом плане имеют дальнейшее укрепление российской государственности, консолидация гражданского общества и  скорейший переход к устойчивому  экономическому росту.

     В последние десятилетия Россия смогла использовать дополнительные возможности  международного сотрудничества, которые  открываются в результате коренных преобразований в стране, существенно  продвинулась по пути интеграции в  систему мировых хозяйственных  связей, вступила в ряд влиятельных  международных организаций и  институтов. Ценой напряженных усилий удалось по ряду принципиальных направлений  укрепить позиции России на мировой  арене.

     Российская  Федерация проводит самостоятельную  и конструктивную внешнюю политику. Она основывается на последовательности и предсказуемости, взаимовыгодном прагматизме. Эта политика максимально  прозрачна, учитывает законные интересы других государств и нацелена на поиск  совместных решений.

     Отличительная черта российской внешней политики - сбалансированность. Это обусловлено  геополитическим положением России как крупнейшей евразийской державы, требующим оптимального сочетания  усилий по всем направлениям. Такой  подход предопределяет ответственность  России за поддержание безопасности в мире как на глобальном, так и на региональном уровне, предполагает развитие и взаимодополнение внешнеполитической деятельности на двусторонней и многосторонней основе.

 

3. Приоритеты  Российской Федерации в решении  глобальных проблем  

     Успешная  внешняя политика Российской Федерации  должна быть основана на соблюдении разумного  баланса между ее целями и возможностями  для их достижения. Сосредоточение политико-дипломатических, военных, экономических, финансовых и иных средств на решении  внешнеполитических задач должно быть соразмерно их реальному значению для  национальных интересов России, а  масштаб участия в международных  делах - адекватен фактическому вкладу в укрепление позиций страны. Многообразие и сложность международных проблем и наличие кризисных ситуаций предполагают своевременную оценку приоритетности каждой из них во внешнеполитической деятельности Российской Федерации. Необходимо повысить эффективность политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты государственного суверенитета России и ее национальной экономики в условиях глобализации. 

Информация о работе Россия и её внешняя политика