3.1. Формирование
нового мироустройства
Россия
заинтересована в стабильной системе
международных отношений, основанной
на принципах равноправия, взаимного
уважения и взаимовыгодного сотрудничества.
Эта система призвана обеспечить
надежную безопасность каждого члена
мирового сообщества в политической,
военной, экономической, гуманитарной
и иных областях.
Главным
центром регулирования международных
отношений в XXI веке должна оставаться
Организация Объединенных Наций. Российская
Федерация будет решительно противодействовать
попыткам принизить роль ООН и ее Совета
Безопасности в мировых делах.
Усиление
консолидирующей роли ООН в мире
предполагает:
- неуклонное
соблюдение основополагающих принципов
Устава ООН, включая сохранение статуса
постоянных членов Совета Безопасности
ООН;
- рациональное
реформирование ООН в целях развития ее
механизма быстрого реагирования на происходящие
в мире события, включая наращивание ее
возможностей по предотвращению и урегулированию
кризисов и конфликтов;
- дальнейшее
повышение эффективности Совета Безопасности
ООН, несущего главную ответственность
за поддержание международного мира и
безопасности, придание этому органу большей
представительности за счет включения
в его состав новых постоянных членов,
в первую очередь авторитетных развивающихся
государств. Реформирование ООН должно
исходить из незыблемости права вето постоянных
членов Совета Безопасности ООН.
Россия
придает большое значение своему
участию в группе восьми наиболее
развитых индустриальных государств.
Рассматривая механизм консультаций и
согласования позиций по важнейшим
проблемам современности как
одно из существенных средств отстаивания
и продвижения своих внешнеполитических
интересов. Российская Федерация намерена
наращивать взаимодействие с партнерами
по этому форуму.
3.2. Укрепление
международной безопасности
Россия
выступает за дальнейшее снижение роли
фактора силы в международных
отношениях при одновременном укреплении
стратегической и региональной стабильности.
В этих целях Российская Федерация:
- будет неукоснительно
выполнять взятые на себя обязательства
по действующим договорам и соглашениям
в области ограничения и сокращения вооружений
и участвовать в разработке и заключении
новых договоренностей, отвечающих как
ее национальным интересам, так и интересам
безопасности других государств;
- готова идти
на дальнейшее сокращение своего ядерного
потенциала на основе двусторонних договоренностей
с США и - в многостороннем формате - с участием
других ядерных держав при том условии,
что стратегическая стабильность в ядерной
области не будет нарушена. Россия будет
добиваться сохранения и соблюдения Договора
1972 года об ограничении систем противоракетной
обороны - краеугольного камня стратегической
стабильности. Реализация США планов создания
противоракетной обороны территории страны
неизбежно вынудит Российскую Федерацию
принять адекватные меры по поддержанию
на должном уровне своей национальной
безопасности;
- подтверждает
неизменность своего курса на участие
совместно с другими государствами в предотвращении
распространения ядерного оружия, других
видов оружия массового уничтожения, средств
их доставки, а также соответствующих
материалов и технологий. Российская Федерация
- твердый сторонник укрепления и развития
соответствующих международных режимов,
включая создание Глобальной системы
контроля за нераспространением ракет
и ракетных технологий. Российская Федерация
намерена твердо придерживаться своих
обязательств по Договору о всеобъемлющем
запрещении ядерных испытаний и призывает
присоединиться к нему все государства
мира;
- уделяет особое
внимание такому аспекту укрепления стратегической
стабильности, как обеспечение информационной
безопасности;
- намерена
и далее содействовать укреплению региональной
стабильности путем участия в процессах
сокращения и ограничения обычных вооруженных
сил, а также применения мер доверия в
военной области;
- считает международное
миротворчество действенным инструментом
урегулирования вооруженных конфликтов
и выступает за укрепление его правовых
основ в строгом соответствии с принципами
Устава ООН. Поддерживая меры по наращиванию
и модернизации потенциала быстрого антикризисного
реагирования ООН, Российская Федерация
намерена продолжать активно участвовать
в операциях по поддержанию мира, проводимых
как под эгидой ООН, так и, в конкретных
случаях, региональными и субрегиональными
организациями. Необходимость и степень
такого участия будут соразмеряться с
национальными интересами и международными
обязательствами страны. Россия исходит
из того, что только Совет Безопасности
ООН правомочен санкционировать применение
силы в целях принуждения к миру;
- исходит из
того, что применение силы в нарушение
Устава ООН является нелегитимным и угрожает
стабилизации всей системы международных
отношений. Неприемлемы попытки внедрить
в международный оборот концепции типа
«гуманитарной интервенции» и «ограниченного
суверенитета» в целях оправдания односторонних
силовых акций в обход Совета Безопасности
ООН. Будучи готовой к предметному диалогу
по совершенствованию правовых аспектов
применения силы в международных отношениях
в условиях глобализации, Российская Федерация
исходит из того, что поиск конкретных
форм реагирования международного сообщества
на различные острые ситуации, включая
гуманитарные кризисы, должен вестись
коллективно, на основе четкого соблюдения
норм международного права и Устава ООН;
- будет участвовать
в проводимых под эгидой ООН и других международных
организаций мероприятиях по ликвидации
стихийных и техногенных катастроф, других
чрезвычайных ситуаций, а также в оказании
гуманитарной помощи пострадавшим странам;
- рассматривает
как важнейшую внешнеполитическую задачу
борьбу с международным терроризмом, способным
дестабилизировать обстановку не только
в отдельных государствах, но и в целых
регионах. Российская Федерация выступает
за дальнейшую разработку мер по усилению
взаимодействия государств в этой области.
Прямая обязанность любого государства
- защита своих граждан от террористических
посягательств, недопущение на своей территории
деятельности, имеющей целью организацию
подобных актов против граждан и интересов
других стран, и непредоставление убежища
террористам;
- будет целенаправленно
противодействовать незаконному обороту
наркотиков и росту организованной преступности,
сотрудничая с другими государствами
в многостороннем формате, прежде всего
в рамках специализированных международных
органов, и на двустороннем уровне.
3.3. Международные
экономические отношения
Главным
приоритетом внешней политики Российской
Федерации в сфере международных
экономических отношений является
содействие развитию национальной экономики,
которое в условиях глобализации
немыслимо без широкого включения
России в систему мирохозяйственных
связей. Для достижения этой цели необходимо:
- обеспечить
благоприятные внешние условия для формирования
в стране экономики рыночного типа и для
становления обновленной внешнеэкономической
специализации Российской Федерации,
гарантирующей максимальный экономический
эффект от ее участия в международном
разделении труда;
- добиваться
сведения к минимуму рисков при дальнейшей
интеграции России в мировую экономику
с учетом необходимости обеспечения экономической
безопасности страны;
- способствовать
формированию справедливой международной
торговой системы при полноправном участии
Российской Федерации в международных
экономических организациях, обеспечивающем
защиту в них национальных интересов страны;
- содействовать
расширению отечественного экспорта и
рационализации импорта в страну, а также
российскому предпринимательству за рубежом,
поддерживать его интересы на внешнем
рынке и противодействовать дискриминации
отечественных производителей и экспортеров,
обеспечивать строгое соблюдение отечественными
субъектами внешнеэкономической деятельности
российского законодательства при осуществлении
таких операций;
- содействовать
привлечению иностранных инвестиций в
первую очередь в реальный сектор и приоритетные
сферы российской экономики;
- обеспечивать
сохранение и оптимальное использование
российской собственности за рубежом;
- приводить
обслуживание российского внешнего долга
в соответствие с реальными возможностями
страны, добиваться максимального возврата
средств в счет кредитов иностранным государствам;
- формировать
комплексную систему российского законодательства
и международную договорно-правовую базу
в экономической сфере.
Россия
должна быть готова к использованию
всех имеющихся в ее распоряжении
экономических рычагов и ресурсов
для защиты своих национальных интересов.
Учитывая
возрастание угрозы глобальных катастроф
природного и техногенного характера,
Российская Федерация выступает за расширение
международного сотрудничества в целях
обеспечения экологической безопасности,
в том числе с привлечением новейших технологий,
в интересах всего международного сообщества.
3.4. Права
человека и международные отношения
Россия,
приверженная ценностям демократического
общества, включая уважение прав и свобод
человека, видит свои задачи в том, чтобы:
- добиваться
уважения прав и свобод человека во всем
мире на основе соблюдения норм международного
права;
- защищать
права и интересы российских граждан и
соотечественников за рубежом на основе
международного права и действующих двусторонних
соглашений. Российская Федерация будет
добиваться адекватного обеспечения прав
и свобод соотечественников в государствах,
где они постоянно проживают, поддерживать
и развивать всесторонние связи с ними
и их организациями;
- развивать
международное сотрудничество в области
гуманитарного обмена;
- расширять
участие в международных конвенциях и
соглашениях в области прав человека;
- продолжить
приведение законодательства Российской
Федерации в соответствие с международными
обязательствами России.
3.5. Информационное
сопровождение внешнеполитической деятельности
Важным
направлением внешнеполитической деятельности
Российской Федерации является доведение
до широких кругов мировой общественности
объективной и точной информации
о ее позициях по основным международным
проблемам, внешнеполитических инициативах
и действиях Российской Федерации, а также
о достижениях российской культуры, науки,
интеллектуального творчества. На передний
план выдвигается задача формирования
за рубежом позитивного восприятия России,
дружественного отношения к ней. Неотъемлемым
элементом соответствующей работы должны
стать целенаправленные усилия по широкому
разъяснению за рубежом сути внутренней
политики России, происходящих в стране
процессов. Актуальным становится ускоренное
развитие в Российской Федерации собственных
эффективных средств информационного
влияния на общественное мнение за рубежом.
4. Региональные
приоритеты
Приоритетным
направлением внешней политики России
является обеспечение соответствия
многостороннего и двустороннего
сотрудничества с государствами - участниками
Содружества Независимых Государств
(СНГ) задачам национальной безопасности
страны.
Упор
будет делаться на развитии добрососедских
отношений и стратегического
партнерства со всеми государствами
- участниками СНГ. Практические отношения
с каждым из них необходимо строить
с учетом встречной открытости для
сотрудничества, готовности должным
образом учитывать интересы Российской
Федерации, в том числе в обеспечении
прав российских соотечественников.
Исходя
из концепции разноскоростной и разноуровневой
интеграции в рамках СНГ, Россия будет
определять параметры и характер своего
взаимодействия с государствами - участниками
СНГ как в целом в СНГ, так и в более узких
объединениях, в первую очередь в Таможенном
союзе. Договоре о коллективной безопасности.
Первостепенной задачей является укрепление
Союза Беларуси и России как высшей на
данном этапе формы интеграции двух суверенных
государств.
Приоритетное
значение будут иметь совместные
усилия по урегулированию конфликтов
в государствах - участниках СНГ, развитию
сотрудничества в военно-политической
области и сфере безопасности,
особенно в борьбе с международным
терроризмом и экстремизмом.
Серьезный
акцент будет сделан на развитии экономического
сотрудничества, включая создание зоны
свободной торговли, реализацию программ
совместного рационального использования
природных ресурсов. В частности,
Россия будет добиваться выработки
такого статуса Каспийского моря,
который позволил бы прибрежным государствам
развернуть взаимовыгодное сотрудничество
по эксплуатации ресурсов региона на справедливой
основе, с учетом законных интересов друг
друга.
Российская
Федерация будет прилагать усилия
для обеспечения выполнения взаимных
обязательств по сохранению и приумножению
в государствах - участниках СНГ
общего культурного наследия.
Отношения
с европейскими государствами - традиционное
приоритетное направление внешней
политики России. Главной целью российской
внешней политики на европейском
направлении является создание стабильной
и демократической системы общеевропейской
безопасности и сотрудничества. Россия
заинтересована в дальнейшем сбалансированном
развитии многофункционального характера
Организации по безопасности и сотрудничеству
в Европе (ОБСЕ) и будет прилагать
усилия в этом направлении.
Важно
максимально использовать накопленный
этой организацией после принятия в
1975 году хельсинкского Заключительного
акта нормотворческий потенциал, полностью
сохраняющий свою актуальность. Россия
будет решительно противодействовать
сужению функций ОБСЕ, в частности
попыткам перепрофилировать ее деятельность
на постсоветское пространство и Балканы.
Россия
будет добиваться превращения адаптированного
Договора об обычных вооруженных
силах в Европе в эффективное
средство обеспечения европейской
безопасности, а также придания мерам
доверия всеобъемлющего характера,
включающего, в частности, коалиционную
деятельность и деятельность военно-морских
сил.
Исходя
из собственных потребностей в построении
гражданского общества, Россия намерена
продолжать участвовать в деятельности
Совета Европы.
Ключевое
значение имеют отношения с Европейским
союзом (ЕС). Процессы, происходящие в
ЕС, в растущей степени влияют на
динамику ситуации в Европе. Это расширение
ЕС, переход к единой валюте, институциональная
реформа, становление общей внешней политики
и политики в области безопасности, оборонной
идентичности. Рассматривая эти процессы
как объективную составляющую европейского
развития, Россия будет добиваться должного
учета своих интересов, в том числе применительно
к сфере двусторонних отношений с отдельными
странами - членами ЕС.
Российская
Федерация видит в ЕС одного из
своих важнейших политических и
экономических партнеров и будет
стремиться к развитию с ним интенсивного,
устойчивого и долгосрочного
сотрудничества, лишенного конъюнктурных
колебаний.
Характер
отношений с ЕС определяется рамками
Соглашения о партнерстве и сотрудничестве,
учреждающего партнерство между
Российской Федерацией, с одной стороны,
и Европейскими сообществами и их
государствами-членами, с другой стороны,
от 24 июня 1994 г., которое еще не заработало
в полную силу. Конкретные проблемы,
прежде всего проблема адекватного
учета интересов российской стороны
в процессе расширения и реформирования
ЕС, будут решаться на основе одобренной
в 1999 году Стратегии развития отношений
Российской Федерации с Европейским союзом.
Предметом особого внимания должно стать
формирующееся военно-политическое измерение
ЕС.
Реально
оценивая роль Организации Североатлантического
договора (НАТО), Россия исходит из важности
сотрудничества с ней в интересах
поддержания безопасности и стабильности
на континенте и открыта для конструктивного
взаимодействия. Необходимая база для
этого заложена в Основополагающем акте
о взаимных отношениях, сотрудничестве
и безопасности между Российской Федерацией
и Организацией Североатлантического
договора от 27 мая 1997 г. Интенсивность
сотрудничества с НАТО будет зависеть
от выполнения ею ключевых положений этого
документа, в первую очередь касающихся
неприменения силы и угрозы силой, неразмещения
на территориях новых членов группировок
обычных вооруженных сил, ядерного оружия
и средств его доставки.
Вместе
с тем по целому ряду параметров
нынешние политические и военные
установки НАТО не совпадают с
интересами безопасности Российской Федерации,
а порой прямо противоречат им.
В первую очередь это касается
положений новой стратегической
концепции НАТО, не исключающих ведения
силовых операций вне зоны действия
Вашингтонского договора без санкции
Совета Безопасности ООН. Россия сохраняет
негативное отношение к расширению
НАТО.