Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:41, контрольная работа
В середине XVIII века во Франции зародилась теория разделения властей. Она, прежде всего, была связана с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства. Появление новой концепции было связано с именем Шарля-Луи Монтескье, человека, известного не только в качестве прогрессивного теоретика, но и опытного практика государственно-правовой деятельности. Он, как писатель, философ и социолог оставил глубокий след в истории развития прогрессивной мысли
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................2
ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ Ш. Л. МОНТЕСКЬЕ...................................................3
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ......................................................................................7
ГЛАВА 3. УЧЕНИЕ Ш.МОНТЕСКЬЕ О РАЗДЕЛЕНИИ ВЛАСТЕЙ..............10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................15
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА..................................................................16
Ш. МОНТЕСКЬЕ
О ПРИНЦИПЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ
Ш. Л. МОНТЕСКЬЕ.....................
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ
И ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ
ВЛАСТЕЙ.......................
ГЛАВА 3. УЧЕНИЕ Ш.МОНТЕСКЬЕ О РАЗДЕЛЕНИИ ВЛАСТЕЙ..............10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
РЕКОМЕНДУЕМАЯ
ЛИТЕРАТУРА....................
ВВЕДЕНИЕ
В середине XVIII века во Франции зародилась теория разделения властей. Она, прежде всего, была связана с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства. Появление новой концепции было связано с именем Шарля-Луи Монтескье, человека, известного не только в качестве прогрессивного теоретика, но и опытного практика государственно-правовой деятельности. Он, как писатель, философ и социолог оставил глубокий след в истории развития прогрессивной мысли. Главным трудом его жизни, повествующем и о принципе разделения властей и сыгравшем определяющую роль в формировании законодательства революционной Франции, была книга – «О духе законов», изданная 22 раза и переведённая почти на все европейские языки.
Теория разделения властей Монтескье явилась логическим продолжением развития политико-правовых идей, возникших в XVII веке в Англии. Принцип разделения властей стал частью начинавшей формироваться теории правового государства.
Смысл
разделения властей состоял в признании
за законодательной властью, представительными
органами права издавать основные для
общества нормативные акты – законы. Ш.-Л.
Монтескье придал теории разделения власти
вполне завершенный и стройный вид. Актуальность
данной тематики обусловлена тем, что
разделение властей является одним из
основополагающих принципов демократического
государства. Этот принцип – одно из оснований
функционирования многих современных
государств и развития новой политической
системы. В особенности он актуален для
Российской Федерации, поскольку на протяжении
советского времени эта тема не находила
отражения в отечественной правовой концепции.
ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ Ш. Л. МОНТЕСКЬЕ
Шарль-Луи Секонда барон де Ла-Бред и де Монтескье родился 18 января 1689 года в замке Брэд, расположенном возле Бордо на юго-западе Франции. Он происходил из знатной аристократической семьи, а фамилию Монтескье, которая получила всемирную известность, Шарль-Луи Секонда принял от своего бездетного дяди в 1716 году. Кроме фамилии дядя завещал ему ему всё своё состояние, включающее дома, земли, а также должность президента Бордосского парламента, бывшего в то время высшей судебной инстанцией.
Предки Монтескье не прельстились французским королевским двором, а жили в своих поместьях, где вели хозяйство и участвовали в работе парламента Бордо.
Отец Шарля, Жан де Секонда, являясь в семье младшим братом, не унаследовал родовые земли, но выгодно женился, получив вместе с приданым жены замок Ла-Бред. Этот человек был достаточно просвещен для своего времени, имел независимые взгляды и гордился своим высоким происхождением. Мать мыслителя принадлежала к английскому роду Пенель, оставшемуся во Франции после окончания Столетней войны. Шарль исполнилось семь лет, когда его мать умирает, и все заботы о воспитании шестерых детей легли на плечи отца. Когда Монтескье было десять, его отправили в колледж при монастыре в Жюльи. Преподавание там имело не только религиозный характер, но и включало классические дисциплины. Окончив учебу в колледже, Шарль-Луи вернулся в замок отца, где занялся самостоятельным изучением юриспруденции, поскольку в семье было уже решено, что после смерти дяди должность президента парламента перейдет к нему. В то время познание права было непростым делом. Но Монтескье сумел быстро усвоить весь огромный правовой материал. Он сам составил план своих занятий, благодаря чему не потерялся в хаосе французских законов и комментариям к ним, а вынес из своих занятий много общих идей и понимание роли права как одного из важнейших факторов государственной жизни. В 1713 умирает отец Монтескье, и опекунство переходит в руки дяди. Тот женит Шарля Луи на Жанне де Латирг, некрасивой, но имеющей солидное приданое, и определяет его на службу в парламент. В 1716 году после смерти своего дяди Монтескье занял положение президента парламента.
Из-за склада своего характера Ш. Л. Монтескье никогда не смог стать настоящим чиновником. Акты парламента и протоколы судебных заседаний не удовлетворяли его природную любознательность. Шарлю Луи досаждали бесцельные и бесконечные формальности. Однако работа в парламенте послужила для мыслителя хорошим источником теоретических знаний.
«Персидские письма» – первое крупное произведение Монтескье – появилось в 1721 году. Оно было опубликовано анонимно и с ложным обозначением места издания. Книга произвела всеобщую сенсацию и расходилась во множествах экземпляров, несмотря на запреты. В течение первого года «Персидские письма» издавали восемь раз. Популярность книги объясняется правдивым, выполненным в художественной форме, изображением социально-политической жизни во Франции начала XVIII века. После издания «Персидских писем» Монтескье отправился в Париж. Там он принимал участие в деятельности клуба Антресоль, занимавшегося изучением политических наук. В 1725 году Монтескье решил окончательно поселиться в Париже. Для этого ему надо было сложить с себя полномочия президента парламента и президента Бордосской академии.
Монтескье, чтобы добиться членства в Парижской академии, пришлось приложить большие усилия. Ему удалось получить поддержку многих влиятельных лиц. В это время Шарль-Луи пишет две работы, выполненные в классическом духе, это «Книдский храм» и «Путешествие в Пафос». Этим Монтескье вновь вызывает интерес общества. В Парижской академии в это время господствовали скука и серость. Монтескье решил отправиться путешествовать, чтобы своими глазами увидеть политико-правовые установления других стран. Он собирал материал для трактата «О духе законов», ставшего целью его жизни.
Три года продолжалось путешествие Монтескье. Он довольно быстро объехал всю Европу и около полутора лет провёл в Англии. Там Шарль Луи особое внимание уделил государственным учреждениям. Он бывал в парламенте и однажды присутствовал при интересном состязании оппозиции и правительства, длившемся более 12 часов. Монтескье проникся здесь уважением к конституционному правлению, стал придавать меньше значения религиозным вопросам. Именно в Англии созрела его знаменитая теория разделения властей.
В апреле 1731 года Монтескье вернулся во Францию. Жил то в Париже, то в своём замке, разрабатывая свое политико-правовое учение. В деревне Монтескье писал произведения, а в Париже подготовлял и обдумывал их. Шарль Луи проводил много времени в беседах с учеными людьми в великосветских салонах.
Во
Франции разворачивалась
Учение
Монтескье принадлежит
Теологическая и абсолютистская концепции государства и права подвергнуты глубокой критике и в основном труде Монтескье «О духе законов». «Под духом законов он понимал совокупность политических, правовых, нравственных отношений в обществе, которые базируются на естественных законах, обусловленных окружающей природной средой и историческим развитием общества. Отсюда и происхождение государства Монтескье выводил не из общественного договора, а из постепенно развивающегося духа нации, который может быть рационально изменён.»1
Монтескье
показывает идейно-теоретическую
Сразу же после выхода в свет трактат «О духе законов» был подвергнут ожесточенной критике со стороны официальных идеологов и попал в «Индекс запрещенных книг». Монтескье осуждали и за деизм, пантеизм, и за утверждение естественной религии. Монтескье был вынужден взяться за перо и написать работу в защиту «О духе законов». Отбиваясь от обвинений идеологов абсолютизма, Монтескье утверждает, что цель работы «О духе законов» – «критика системы Гоббса: системы страшной, которая все добродетели и недостатки ставит в зависимость от положительных законов, пытаясь убедить, что люди рождаются в состоянии войны друг с другом и что первый естественный закон – война всех против всех. Эта система отвергается как Спинозой, так и всей религией и моралью».3 Необходимо отметить, что аналогия буржуазной абсолютистской доктрины Т. Гоббса с феодализмом при обосновании сильного централизованного государства казалась Монтескье очевидной. В силу сказанного критика в трактате «Защита «О духе законов» политико-правовой концепции Т. Гоббса с её обоснованием государства – Левиафана – была вместе с тем направлена и против феодального деспотизма.
В последние годы жизни Монтескье провел в своем замке. Там он продолжал свои излюбленные занятия литературой – углублял некоторые места «О духе законов», обрабатывал для печати заметки о путешествии по Европе. Трактат «О духе законов» завоевывал ему все больше почитателей. Поэты посвящали Монтескье свои стихи, вышло несколько книг, комментирующих его трактат. В замок приходило множество почитателей, желающих поговорить с Монтескье или хотя бы увидеть его.
В 1754 году Монтескье выехал в Париж. Причиной тому был арест профессора Ла-Бомеля, который одним из первых открыто выступил с защитой трактата «О духе законов». Монтескье счёл своей нравственной обязанностью выручить Ла-Бомеля из беды и добился этого при помощи своих влиятельных друзей.
В
Париже Монтескье простудился и
заболел воспалением легких. 10 февраля
1755 г. он умер. Впоследствии могила Шарля
Луи Монтескье была затеряна.
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
Понятие «разделение власти» является достаточно широким и неотделимо от понятия «власть», принимая при этом самые различные формы выражения. Власть это, прежде всего, возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью авторитета, правовых явлений. Разделение властей – неизбежное условие и основной механизм функционирования всех видов власти (политической, неполитической). Разделение любой власти возникает из «свойства власти быть отношениями между субъектом, от которого исходит волевой импульс, пробуждение к действию, и субъектом который воспринимает этот импульс и осуществляет побуждение, становится носителем власти, её исполнителем».4
Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства. Оно преобразовалось в специализацию власти различных институтов и лиц, где рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность. Из этого двойственного отношения к власти вытекают два следствия: борьба за власть уже разделённых институтов, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними с другой. Кроме того на ранних этапах развития государства можно выделить характерное для политической истории общества совмещение функций вождя и военачальника.
Информация о работе Ш. Монтескье о принципе разделения властей