Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:41, контрольная работа
В середине XVIII века во Франции зародилась теория разделения властей. Она, прежде всего, была связана с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства. Появление новой концепции было связано с именем Шарля-Луи Монтескье, человека, известного не только в качестве прогрессивного теоретика, но и опытного практика государственно-правовой деятельности. Он, как писатель, философ и социолог оставил глубокий след в истории развития прогрессивной мысли
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................2
ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ Ш. Л. МОНТЕСКЬЕ...................................................3
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ......................................................................................7
ГЛАВА 3. УЧЕНИЕ Ш.МОНТЕСКЬЕ О РАЗДЕЛЕНИИ ВЛАСТЕЙ..............10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................15
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА..................................................................16
Монтескье по-новому трактует также содержание общественного договора между народом и правителями. В концепции Монтескье в общественный договор представляет собой не сделку, как понимали его предшественники, а лишь вручение народом власти правителям, где народ лишь делегирует свою власть. Также если правители злоупотребляют полученной властью народ вправе, без их согласия, изменить форму правления. Монтескье указывал: «Гроций говорил, что восстание подданных против государя не имеет законного основания... Я добавлю к этому, что не может иметь место односторонний договор, в том случае если государю дает все, не получая ничего. В этом случае одна из двух сторон была бы той стороной, которая бы лишь одна судила о взаимном соглашении; в таком случае этот договор разрушается по природе»13.
В учении Ш.-Л. Монтескье согласие между народом и государем представляет собой акт принятия основных законов государства, которые относятся не к гражданскому, а к публичному праву. Идея правления законов, а не людей, была положена мыслителем в основу соглашения народа с правителями. Нарушение законов даёт право народу на восстание против произвола правителей. Для Монтескье интересы государства и его граждан представляются выше интересов государя.
Наличие
в государственно-
Монтескье классифицировал типы правления на основе двух критериев: характера (природы) правления (институциональное деление верховной власти) и принципа правления («душа», «пружина» государства).14
По природе правления Монтескье делит государства на республики, монархии и деспотии. При этом республики и монархии являются умеренными формами правления. Их природа представляет собой политические отношения между правителями и управляемыми, регулируемые положительными законами государств. Республика – это правление, в котором верховная власть полностью или частично в руках народа. Монархия – власть одного человека, осуществляемая посредством законов. Деспотия – государственный строй, целиком подчиняющийся произволу одного лица, игнорирующего всякие законы.
Кроме того, по его мнению, на выбор формы правления и характер законов оказывает влияние целый ряд факторов: физические свойства страны, географические и климатические условия, а также образ жизни, нравы, религия и др. Так Монтескье полагал, что небольшие государства должны быть республиками, государства средней величины – монархиями, а большие государства – деспотиями.15
Анализируя республиканский порядок, Монтескье выступает в защиту всеобщего избирательного права. Он доказывает, что народ может выбирать достойных руководителей и контролировать их. Вместе с тем он против того, чтобы выходцы из народа избирались на руководящие должности. Он видит главный порок республики в том, что ею руководят народные массы, действующие «по влечению сердца, а не по велению разума». Он предпочитал разумного монарха, опирающегося на законы.
Несмотря на своё сочувствие просвещённой монархии, Монтескье находит в
истории доказательства известных преимуществ республиканского строя. Он был противником революционного свержения монархии, высказывался за компромисс с королевской властью. Монтескье о преимуществах республиканского режима: гражданское равенство содействует благосостоянию населения, в то время как деспотизм приводит к бедности и нищете подавляющей массы людей.
В умеренных формах правления многие отношения между правителями и управляемыми определяются и регулируются законами, в которых чётко обозначены взаимные обязанности сторон. Наличие законов даёт возможность подданным контролировать действия правительства, а также одним должностным лицам – деятельность других. В деспотии ничего подобного не существует, поскольку отношения там имеют односторонний характер – от деспота к подданным. Государственный строй деспотии отличается простым устройством и отсутствием распределения власти между различными органами и магистратами.
Книга
Монтескье «О духе законов» сыграла
определяющую роль в формировании законодательства
революционной Франции. На идеи Монтескье
опирались и убежденные республиканцы,
и приверженцы ограниченной монархии.
Все политические силы находили что-то
свое во взглядах философа и предлагали
разнообразные пути их интерпретации
и практического использования.
Обоснованные мыслителем идеи свободы,
гражданских прав и разделения властей
получили закрепление в конституционных
актах Франции, а также были положены
в основу Конституции США и
конституций ряда других государств.16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Принцип разделения властей» – теория о соотношении властей в государстве, впервые была выдвинута Дж. Локком и затем развита Ш.-Л. Монтескье. Она сыграла прогрессивную роль в борьбе против абсолютизма.
В своей работе «О духе законов» Ш.-Л. Монтескье сделал вывод – разделение власти между государственными органами способно обеспечить согласие в обществе, права и свободы человека, верховенство права в жизни государства. Монтескье предполагал, что для правильного функционирования государства должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная. Именно поэтому, в настоящее время по принципу разделения властей построены конституции многих государств.
Каждая
из трёх властей занимает своё место
в общей системе
За
прошедшие столетия принцип разделения
властей, преобразованный постоянным
развитием и
Учение
Ш.-Л. Монтескье о «духе законов»
и разделении властей оказало
существенное влияние на всю последующую
политико-правовую мысль, особенно на
развитие теории и практики правовой
государственности. Воплощение в жизнь
теории Монтескье признается необходимым
для становления в России правового
государства, гражданского общества, для
защиты прав и свобод человека и
гражданина.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Исаев Б. А. Политология: Краткая хрестоматия – СПб.: Питер, 2008. – 224 с.
2.История
политических и правовых
3.Монтескье Ш. Избранные произведения. – М.: Государственное издательство политической литературы 1995. – 800 с.
4. Политология Под ред. проф. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова – М.: Юрайт, 2006. – 692 с.
5. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. 3 изд-е. М.: Юридическая литература, 1998.
6. Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. – СПб.: Питер, 2005. – 561 с.
7. Политология:
Энциклопедический словарь / Общ.
ред. и составит. Ю.И. Аверьянов. – М.: 1993.
– 743 с.
Информация о работе Ш. Монтескье о принципе разделения властей