Ш. Монтескье о принципе разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:41, контрольная работа

Описание

В середине XVIII века во Франции зародилась теория разделения властей. Она, прежде всего, была связана с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства. Появление новой концепции было связано с именем Шарля-Луи Монтескье, человека, известного не только в качестве прогрессивного теоретика, но и опытного практика государственно-правовой деятельности. Он, как писатель, философ и социолог оставил глубокий след в истории развития прогрессивной мысли

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................2
ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ Ш. Л. МОНТЕСКЬЕ...................................................3
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ......................................................................................7
ГЛАВА 3. УЧЕНИЕ Ш.МОНТЕСКЬЕ О РАЗДЕЛЕНИИ ВЛАСТЕЙ..............10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................15
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА..................................................................16

Работа состоит из  1 файл

Ш. МОНТЕСКЬЕ О ПРИНЦИПЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ.docx

— 55.95 Кб (Скачать документ)

     Зачатки доктрины разделения властей усматриваются  уже в трудах выдающихся мыслителей Древней Греции и Древнего Рима. Среди них можно выделить Аристотеля, Эпикура, Полибия. Но авторство теории разделения властей принадлежит, двум мыслителям, которые первыми заговорили о необходимости революционных перемен в своих странах – англичанину Джону Локку и французу Шарлю Луи Монтескье.

     Следует заметить, что принцип разделения властей возникает и начинает «материализоваться» лишь на той стадии развития общества и государства, когда созревают все необходимые предпосылки для активного участия широких слоёв общества в социально-политической жизни и политических процессах страны.

     Впервые крупное разделение властей произошло между властью государственной и властью церковной. Это была долгая борьба за унификацию власти  стремление: или светской власти преобладать над религиозной, или церкви добиться господства в светской жизни общества. Многие столетия продолжалось это соперничество, в период Средневековья и начала Нового времени, как в Западе, так и в нашей стране. Даже в современном мире борьба между церковью и государством не утихает и её исход для различных обществ неоднозначен. Западная часть мира, в большинстве своём христианская, склоняется в споре о власти в пользу светского государственной, восточная же во многих случаях – в пользу преобладания в жизни общества, политико-правовой системе и культурного уклада влияния религиозных начал.

     Кроме того, достаточно рано начало происходить разделение профессиональных функций власти в самом светском государстве. Существование в государстве законодательного органа – магистратуры и судебного органа было отмечено уже Аристотелем. Разделение власти происходило между центральным и местным управлением, политическая система общества начала более сложное формирование, власть стала приобретать различные уровни и функции. В итоге, развитое разделение власти стало одной из организационных основ государства Нового времени. Оно функционировало как система разделённых по деятельности, но имеющих между собой связь учреждений и органов власти. В то же время феодальная организация власти представляла собой законодательные, исполнительные и судебные функций, объединённые в лице властелина. Разделение власти между монархическим центром и провинциальными парламентами, местным самоуправлением, с сословным представительством частично избранных, частично включённых в него из числа именитых горожан. В феодальном средневековом государстве допускалось заметное укрепление местных парламентов, особенно это распространялось в Западной Европе в XIII-XIV веках. Так местных парламенты, впоследствии, стали структурной и социальной основой возникновения парламентов и в государственных центрах абсолютных монархий.

     Иную  основу разделения власти представляют различные королевские советы. Обычно они очень замкнуты и узки, несмотря на их совещательные функции, иногда имеют олигархического тип. К примеру, такой структурой в России послепетровского периода обладал, Верховный тайный совет, состоявший из восьми членов, где шестеро представляли две знатнейшие фамилии – Долгоруких и Голицыных. Помимо того, существовали и ассамблеи правящих феодальных верхов, феодальные союзы, такие,  как Земские соборы, готовившие в будущем более совершенные формы разделения власти.

     Решающий  этап институционального и функционального  разделения государственной власти наступил в начальный период Нового времени (XVII в.). В этот период во многих странах Западной Европы феодальное децентрализованное государство уступило место централизованным абсолютным монархиям. И центральная власть стал нуждаться в более развитом и эффективном аппарате управления, который обязательно должен был быть специализирован и разделён.

     Именно  в этот период, в конце XVII в., в период так называемой «славной революции» в Англии, и в середине XVIII в., в период нарастания революционных настроений во Франции, усилиями Дж. Локка и Ш. Монтескье разрабатываются основные положения, закладывается фундамент и создается каркас здания под названием теории разделения властей.

     Дж. Локк выдвинул идею о том, что  свобода, как естественное состояние человека и необходимость обеспечения его защиты, служит основой создания и разработки концепции разделения властей. Локк полагал, что законом природы, способствующий движению человека, является разум. Уровень и степень естественного состояния – свободы человека, в свою очередь, превращаются в меру соответствия власти человеческим потребностям.

Главная угроза свободе состоит в неразделенности  власти, в её сосредоточении в руках абсолютного монарха, который сам устанавливает законы и принуждает к их исполнению.

     Наиболее  полно и последовательно концепция  разделения властей изложена в трудах Ш. Монтескье и, особенно в его  главной работе – «О духе законов». Идея, которая была сформулированная Монтескье, во многих отношениях интересна. Прежде всего, определением взаимосвязи, устанавливаемой между правомерным правлением и разделением властей. Разделение властей понимается как их взаимное сдерживание, дающее гарантию от злоупотребления. Препятствие злоупотреблению властью, в сою очередь гарантирует обеспечение свободы. Наконец, сама свобода понимается в прямом соотношении с законом. Таким образом, разделение властей не самоцель, а средство осуществления правомерного, легитимного правления, следовательно, обеспечения свободы.

Таким образом, можно сделать следующие  выводы:

     1) Принцип разделения властей может быть присущ только демократическому государству, ни в рабовладельческом, ни в феодальном государстве он невозможен, так как сам принцип подразумевает наличие экономически свободного собственника – основного представителя общества, обладающего и политическими правами.

     2) Для фактического осуществления этого принципа необходимы определённые объективные условия – достаточная степень развития производительных сил и отношений, а также субъективные – уровень политического сознания общества.

     3) Теория права предлагает разные варианты механизма действия принципа разделения властей.5

ГЛАВА 3. УЧЕНИЕ Ш.МОНТЕСКЬЕ О РАЗДЕЛЕНИИ ВЛАСТЕЙ

     В своей фундаментальной работе «О духе законов» Ш.-Л. Монтескье изложил результаты длительного исследования политико-правовых установлений нескольких государств. В одиннадцатой и двенадцатой книгах трактата Монтескье специально рассмотрел вопрос о политической свободе и сформулировал собственный конституционный проект переустройства французского абсолютизма.

     Политическую свободу Монтескье определил как «право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане»6

     В концепции Монтескье свобода обеспечена там, где уголовные законы налагают кары в соответствии со специфической природой самих преступлений. Тем самым наказание не будет зависеть от произвола и каприза законодателя и перестанет быть насилием человека над человеком.

     Верховенство  права, в концепции Монтескье, может быть обеспечено только разделением властей таким образом, чтобы они «могли бы взаимно сдерживать друг друга». Он протестует против отождествления свободы с формами правления, и прежде всего с демократией: «...Ввиду того, что в демократиях народ, по-видимому, может делать все, что хочет, свободу приурочили к этому строю, смешав, таким образом, власть народа со свободой народа».7

     Свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения верховной  власти. Разделение властей в учении Монтескье наряду с правом становится критерием различения форм правления.

     Монтескье исходит из принципа разделения полномочий в процессе осуществления власти в государстве, которому придается  политический смысл. Он пишет: «В каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского. В силу первой власти государь или учреждение создает законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы. В силу второй власти он объявляет войну или заключает мир, посылает или принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия. В силу третьей власти он карает преступления и разрешает столкновения частных лиц.»8

     «Принцип разделения властей, согласно взглядам мыслителя, состоит прежде всего в том, чтобы они принадлежали различным государственным органам. Сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица, учреждения или сословия неминуемо ведет к злоупотреблениям и произволу.»9

     Вместе  с тем разделением властей в рассматриваемой теории является не только политическое разделение труда, закрепленное в конституциях, но и распределение власти между различными социальными слоями, отражающее сложившиеся между ними отношения.

     Итак, свободное государство, по Монтескье, теоретически должно основываться на принципах разделения властей, их взаимного сдерживания от произвола, распределения верховной власти между различными социальными слоями общества.

     В соответствии с конституционным  проектом Монтескье законодательная  власть «является лишь выражением общей  воли государства...».10 Её основное назначение – выявление права и формулирование его в виде положительных законов государства, обязательных для всех граждан. Лучше всего, считает Монтескье, когда законодательная власть принадлежит всему народу. «Учение Монтескье о законодательной власти неразрывно связано с идеей народного представительства. Но народное представительство не тождественно народному суверенитету, который имеет у Монтескье государственный характер.»11

     Исполнительная  власть в свободном государстве  предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной  властью. Именно в связи с этим Монтескье утверждает, что «исполнительная  власть ограничена по самой своей  природе...». Ею наделяется прежде всего монарх, поскольку данная «сторона правления, почти всегда требующая действия быстрого, лучше выполняется одним, чем многими». Исполнительную власть могут осуществлять и другие лица, но только не члены законодательного собрания, так как это привело бы к утрате свободы.12

     Судебная  власть «карает преступления и разрешает  столкновения частных лиц», тогда  как обе другие регулируют общие  дела государства. В силу этого свобода  и безопасность граждан зависят, прежде всего, от чёткого функционирования судебной власти. Монтескье предлагает передать судебную власть лицам из народа, которые созывались бы по мере необходимости для осуществления судебных полномочий. Последние не должны быть связаны с профессией, богатством, знатностью. Задача судей в том, чтобы решения и приговоры «всегда были лишь точным применением закона». Учитывая специфику данного рода деятельности, Монтескье утверждает, что судебная власть в известном смысле не является властью. Поэтому в его проекте она не сдерживается никакой другой властью. В отличие от неё законодательная и исполнительная власти, также имея правовой характер, могут злоупотреблять своим положением, допускать произвол, что приводит к ликвидации свободы и безопасности граждан. Чтобы избежать подобных нежелательных последствий, они должны быть не только разделены, но и наделены правом приостанавливать и отменять решения друг друга.

     Влияние друг на друга законодательной и исполнительной властей гарантирует реальность права, которое, помогает сбалансировать сталкивающиеся интересы различных социальных слоев и сил. Этим Монтескье делает попытку примирить враждующие социальные силы Франции середины XVIII века компромиссной конституцией, разделив между ними верховную власть. Согласно его концепции каждая социальная сила имеет свой орган, выражающий её интересы и обладающий частью власти. Представительное собрание призвано выражать интересы народа, законодательный корпус – знати, а исполнительная власть – монарха. Все они в лице соответствующих органов наделяются различными полномочиями, применение которых должно быть взаимно согласовано.

     Монтескье подчеркивает, что взаимные сдерживающие полномочия властей могли бы привести к их бездействию. Но так как необходимое течение вещей заставит власти действовать, то они будут вынуждены действовать согласованно. При этом, как представляется, гармоничность их взаимодействия, по Монтескье, обеспечивается верховенством законов: само государство, в котором осуществлено разделение властей, реализует свои функции в правовой форме. В этом смысле Монтескье можно назвать одним из предшественников теории правового государства.

     Вместе  с тем принцип верховенства права, закреплённый в конституционном проекте Монтескье, не означает, что идёт речь о равновесии властей. Доминирующую роль играет законодательная власть, поскольку она создает законы, являющиеся выражением общей воли, права в государстве, а обе другие власти лишь реализуют и исполняют законы, их деятельность носит подзаконный характер.

Информация о работе Ш. Монтескье о принципе разделения властей