Шпаргалка по "Истории политических и правовых учений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Истории политических и правовых учений".

Работа состоит из  1 файл

ИППУ шпаргалки +.doc

— 625.50 Кб (Скачать документ)
  1. Естественно-правовые учения в Германии в XVII-XVIII вв. (Х.Томазий, С. Пуффендорф, Х.Вольф).

Опустошительная Тридцатилетняя война (1618–1648) пагубно отразилась на социально-экономическом состоянии  Германии. Раздробленная на сотни  самостоятельных княжеств, терзаемая духовными и светскими деспотами, она заметно отставала в своем развитии от Голландии, Англии и Франции. Но постепенно возникает оппозиция существующему режиму и появляются идеологи, в произведениях которых отражаются интересы и нужды новых общественных сил. На исходе XVII в. зарождается немецкое Просвещение. Наряду умеренным крылом (С. Пуфендорф, Х. Томазий, Х. Вольф) в нем имелось и более радикальное, левое крыло (М. Кнутцен, Т. Лау, Г. Лессинг).

Строить юридическую  науку на светской основе в Германии первым начал Самуил Пуфендорф (1632–1694). Исходным пунктом построений Пу-фендорфа является концепция естественного, дого-сударственного общества. В естественном общежитии нет «войны всех против всех» (как считал Т. Гоббс). Потребности людей удовлетворяются, отсутствует стеснение естественного равенства и свободы, здесь над индивидами не довлеет принудительная сила. Увеличение численности населения, возрастающая неуверенность в обеспечении права, наконец, страх перед возможным злом привели к тому, что человечеству пришлось распрощаться с первоначальной формой общежития. Был дан импульс к созданию государства, единственно надежного учреждения для безопасности людей.

Борьбу за освобождение юриспруденции от богословия вел  Христиан Томазий (1655–1728). Томазий был глубоко верующим и полагал, что в конечном счете всем в мире повелевает бог. Вместе с тем он считал, что квинтэссенцию дарованного бо-ом естественного права составляет максима: поступай согласно гуманным требованиям человеческого общежития – воздерживайся от дурных, противоречащих им поступков – и это будет предпосылкой для реализации изначально присущего человеку стремления к счастью. По Томазию, эта максима коренилась в самой природе человека, что придавало естественному праву характер свода заповедей морали. По существу, не понадобился бог и для сотворения государства. Оно возникло из договора в результате того, что на пути людей, не знавших частной собственности и жаждавших блаженной жизни появились различные препоны. Устранить их и было призвано государство. В отдаленнейшей перспективе столетий предвидел Томазий истинную человеческую общность, в которой без всяких помех воцарится полное счастье. Отмена частной собственности распахнет, как казалось То-мазию, двери в этот идеальный строй.

Под влиянием идей С. Пуфендорфа и X. Томазия складывались государственно-правовые взгляды выдающегося энциклопедиста немецкого Просвещения Христиана Вольфа (1679–1754). Лейтмотив вольфианского социального учения – тезис о влечении человека к счастью. Бог вдохнул в людские души тягу к совершенствованию. Она заставляет делать добро, избегать зла и предпочитать лучшее худшему. Соблюдать эти обязанности – естественный закон поведения людей. Происхождение и сущность государства Вольф рисует примерно в том же духе и приблизительно теми же красками, что Пу-фендорф и Томазий. Государство есть плод соглашения между семьями (по терминологии Вольфа – «домами»), заключенного ими в силу того, что каждая семья в отдельности не могла обеспечивать себе все необходимые удобства для жизни. Верховная власть образуется сложением воль вступающих в договор контрагентов. Назначение государства – содействовать достижению «общего блага» народа.

  1. Правовые и политические идеи в воззрениях итальянских мыслителей (Д.Вико, Ч. Беккария).

На рубеже XVIII столетия почти двухвековой социальный застой в Италии, вызванный превращением страны фактически в провинцию испанской короны и усиленным насаждением крепостнически-абсолютистских порядков, уступает место активизации экономической деятельности и общественной жизни. Используя недовольство народа феодальными учреждениями, идеологи формировавшейся буржуазии требуют создания условий для развития капиталистического производства. Однако слабо консолидированная, неокрепшая итальянская буржуазия боится полного и резкого разрыва с прошлым и нередко идет на компромиссы с феодально-клерикальными кругами. Эту двойственную политическую позицию разделяют итальянские просветители, в том числе наиболее значительные из них – Дж. Вико и Ч. Беккариа.

Джамбаттиста Вико (1668–1744) – один из первых мыслителей, кто в целом ряде пунктов предвосхитил научную социологию. Он понимал историю как объективный закономерный процесс, протекающий циклически. История для Вико – бесконечная вереница человеческих поступков, но направляет эти поступки божественное провидение. В своем главном труде «Основания новой науки об общей природе наций» (1725) он применил историко-сравнительный метод и детерминистский подход также и к объяснению государственно-правовых институтов. Пройденный историей цикл включает три фазы. Его начальная стадия – божественная, эпоха богов. Она не знает государственности, не знает юридических норм. Законами здесь служат мистерии и прорицания оракулов, сообщавших людям волю богов. На второй фазе исторического цикла, в эпоху героев, государство существует как власть аристократии, которая диктует пропитанные своекорыстием правовые нормы и беспощадно подавляет плебеев. Право здесь – право грубой силы. Третья, последняя фаза – эпоха людей. Ей присущи республиканско-демократические устройства или же представительные монархии с достойными человека правами и свободами, обеспечивающими народный суверенитет. Законы тут мудро и гибко сочетают частные интересы со всеобщими, устанавливают равенство между людьми. Неаполитанский философ явно идеализировал грядущее буржуазное общество. Однако в тот момент эта идеализация носила исторически прогрессивный характер.

Идеи Вико долгое время  не получали распространения и признания, чего нельзя сказать о воззрениях его соотечественника, родоначальника так называемой классической школы в науке уголовного права Чеза-ре Беккариа (1738–1794) и его знаменитого труда «О преступлениях и наказаниях». Сторонник естественно-правовой доктрины, Беккариа полагает, что когда-то постоянные войны и произвол вконец утомили индивидов и они, пожертвовав некоторой долей принадлежащей им свободы, соединились, чтобы спокойно и в безопасности наслаждаться остальной ее частью. Сумма частиц, пожертвованных на общее благо свободы, образовала верховную власть нации, которая должна была обеспечить людям нормальное существование под сенью справедливых законов. Но мира и правды нет, кругом насилие и бесправие, так как «большая часть законов – не что иное, как привилегия, т. е. подать, наложенная на всех в пользу немногих». Он ведет речь «о восседающих на престолах Европы благодетельных монархах, покровительствующих мирным добродетелям, наукам и искусствам, отцах своих народов». Он говорит об устранении нищеты и постепенном уравнении всех граждан как в нравственных, так и в материальных выгодах; высказывается за всеобщее просвещение и хорошее воспитание; пишет о простых, мудрых законах и равенстве перед ними всех людей, о необходимости строгой законности и точном соблюдении обязательных гарантий прав личности.

  1. Политико-правовая мысль в США. (Б.Франклин, Т.Пейн, Т.Джеферсон, федералисты).

Политико-правовая мысль  США в рассматриваемый период представлена в двух направлениях:

радикально-демократическом (Т. Джефферсон, Бенджамин Франклин) и в течение федералистов (Александр  Гамильтон, Джеймс Медисон).

 Радикально-демократическое направление.

Яркими представителями  данного течения являются Томас  Джефферсон (1743-1826) и Бенджамин Франклин (1706-1790).

 Политико-правовые  взгляды Джефферсона выразились  в Декларации независимости США  (1776), "Заметках о штате Виржиния" (1785), Законе штата о религиозной свободе (1777) и в произведении "Общий обзор прав Британской Америки".

 Т. Джефферсон провозглашает  свободу, равенство, право на  счастье, право народа на самоуправление. Говорит об обязанности народа на восстание: народ должен подняться против "плохого правителя". В своих работах он также отрицает идею вечности и неизменности конституции.

 Джефферсон подразделяет  права на личные и политические. Право частной собственности  не относится к естественным правам. Америка должна быть страной средних собственников, где государство имеет право контролировать и регулировать распределение собственности.

 Вопрос о рабстве  - оно должно быть отменено, радикал-демократы  считали его позорным с точки  зрения Бенджамин Франклинестественного права. Джефферсон ратовал за постепенную отмену рабства, выступал против его резкой отмены: сначала следует освобождать новорожденных рабов, потом остальных - с наделением их землей. Предполагалось заселение рабами западных территорий США. При этом подчеркивается необходимость предварительного образования рабов. Однако сам Джефферсон, будучи президентом США, рабство не отменил, так как стремился к сохранению единства США, а отмена рабства чаще всего влечет за собой гражданскую войну.

 Джефферсон является  сторонником эгалитаризма (приоритет  государственной собственности), США  - страна среднего класса. При  этом он выступает против промышленного  капитализма, за аграрное развитие  США. Противник идей коммунизма, социализма.

 Среди форм правления Джефферсон признавал только республиканскую. Главный признак республиканской формы правления - всеобщее равное избирательное право, условием которого является образование и просвещение.

 Формы демократии. Джефферсон подразделял демократию  на представительную и прямую. При прямой демократии большое значение имеет развитие органов местного самоуправления. Демократия должна строиться на основе принципов народного суверенитета и разделения властей. Первоначально выступал за верховенство законодательной власти. В дальнейшем - за сильную эффективную исполнительную власть.

 Джефферсон по праву  считается основателем конституционализма. Конституция должны быть принята  народом, а не парламентом.  При этом ни одно поколение  не должно связывать своими  обязанностями следующее.

 Течение  федералистов.

 В 1787г. вышел  сборник "Федералисты", в который  вошли статьи Мэдисона, Гамильтона  и Джона Грея. Этот сборник  должен был убедить американский  народ в необходимости ратификации  Конституции США и, по сути, является лучшим комментарием к ней.

 Главный вопрос - о  форме государственного устройства.

 1. США представлялась в форме федерации, что означает сильную централизованную власть, ограниченный суверенитет штата и приоритет полномочий центра.

2. США нуждается в  сильной единой президентской власти. Президент США должен быть независим от других властей и избираться населением (разделение властей с преобладанием исполнительной власти).

Федералисты считали  оптимальной формой правления президентскую  республику, которая характеризуется  прямыми выборами и отсутствием ответственности президента перед законодательной властью.

3. Еще одним признаком  федерации является единое правовое  пространство и судебная система.  Предлагали введение судебного  и конституционного надзора. Верховный  суд США - суд, осуществляющий конституционный надзор.

 Александр Гамильтон  (1757-1804 гг.) был одним из тех  наиболее видных политических  деятелей периода образования  США, чьи теоретические воззрения  и практическая деятельность  оказали решающее воздействие  на содержание Конституции США 1787 г.

 Гамильтон принадлежал  к числу наиболее влиятельных  лидеров федералистов, считавших,  что федеративное устройство  преодолевает слабость конфедеративной  организации США, закрепленной "Статьями  конфедерации" 1781 г. Только сильная  центральная власть, по их мнению, способна создать прочное государство и не допустить дальнейшего развития демократического движения масс, возросшего после победы в Войне за независимость. Федерация, утверждал Гамильтон, будет барьером, препятствующим внутренним раздорам и народным восстаниям.

 Федералисты фактически  представляли интересы крупной  торговой и промышленной буржуазии  и плантаторов. Антифедералисты  выражали устремления малоимущих  и неимущих слоев населения  - фермеров, мелких предпринимателей  и торговцев, наемных рабочих.

 Политические позиции  Гамильтона определились еще  в период, предшествовавший Войне  за независимость, когда он  выступал за мирное урегулирование  конфликта, компромисс с Англией.  Его теоретические воззрения  вполне совпадали с этой позицией. Они сложились под решающим воздействием теории разделения властей Монтескье, на которого, как известно, большое впечатление произвело конституционное устройство английской монархии. Это устройство Гамильтон и считал необходимым положить в основу Конституции США.

 Однако логика освободительной  борьбы колоний вынудила Гамильтона  признать возможность республиканского  строя. Но обязательным условием  этого он считал создание сильной  президентской власти, мало чем  отличающейся от власти конституционного  монарха. Президент, по его мнению, должен избираться пожизненно и обладать широкими полномочиями, в том числе возможностью контролировать представительный орган законодательной власти, который под давлением избирателей может принять "произвольные решения". Эта же идея содержалась в предложении Гамильтона сделать назначаемых президентом министров практически не ответственными перед парламентом.

 Сам парламент мыслился  им как двухпалатный, создаваемый  на основе избирательного права  с высоким имущественным цензом. Деление людей на богатых и бедных, а соответственно на просвещенных и непросвещенных, способных и неспособных управлять делами общества имеет, по утверждению Гамильтона, естественное происхождение и неустранимо. Богатым и, следовательно, просвещенным по самой природе принадлежит право быть представленными в высших государственных органах. Только они способны обеспечить стабильность политического строя, ибо любые изменения его не дадут им ничего хорошего. Предоставление же народу возможности активно участвовать в государственных делах неизбежно приведет к ошибкам и заблуждениям из-за неразумности и непостоянства масс и тем самым ослабит государство.

  1. Идеологи консерватизма во Франции и Англии (Ж. де Местр, Л.де Бональд, Э Берк).

Консерватизм – идейно-политическое течение, характеризующееся приверженностью традициям и стабильности. Термин «консерватизм» (от лат. conservo – сохраняю, охраняю) ввел в политический оборот в 1818 г. французский писатель и политический деятель Ф. Шатобриан. Консерваторы проповедовали в своих трудах незыблемость дворянско-феодальных привилегий, отрицали буржуазную демократию. Позднее комплекс идей и принципов, ставших основой политической идеологии и практики консерватизма, получил развитие в работах Э. Берка, Ж. де Местра, Л. Бональда.

Основные идеи консерватизма:

– трактовка общества как сложного организма, требующего к себе бережного отношения;

– идея зависимости человека от существующих отношений, обоснование  смиренности человека, а не его  активной социально-политической деятельности;

– признание большой  роли обычаев, традиций в жизни общества, уважение к мудрости предков;

– негативное отношение  ко всякого рода радикальным, революционным  преобразованиям;

– отрицание договорной природы государства, которое рассматривается  как порождение не контролируемого разумом естественного хода вещей;

Информация о работе Шпаргалка по "Истории политических и правовых учений"