Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Истории политических и правовых учений".
Опустошительная Тридцатилетняя
война (1618–1648) пагубно отразилась на
социально-экономическом
Строить юридическую науку на светской основе в Германии первым начал Самуил Пуфендорф (1632–1694). Исходным пунктом построений Пу-фендорфа является концепция естественного, дого-сударственного общества. В естественном общежитии нет «войны всех против всех» (как считал Т. Гоббс). Потребности людей удовлетворяются, отсутствует стеснение естественного равенства и свободы, здесь над индивидами не довлеет принудительная сила. Увеличение численности населения, возрастающая неуверенность в обеспечении права, наконец, страх перед возможным злом привели к тому, что человечеству пришлось распрощаться с первоначальной формой общежития. Был дан импульс к созданию государства, единственно надежного учреждения для безопасности людей.
Борьбу за освобождение юриспруденции от богословия вел Христиан Томазий (1655–1728). Томазий был глубоко верующим и полагал, что в конечном счете всем в мире повелевает бог. Вместе с тем он считал, что квинтэссенцию дарованного бо-ом естественного права составляет максима: поступай согласно гуманным требованиям человеческого общежития – воздерживайся от дурных, противоречащих им поступков – и это будет предпосылкой для реализации изначально присущего человеку стремления к счастью. По Томазию, эта максима коренилась в самой природе человека, что придавало естественному праву характер свода заповедей морали. По существу, не понадобился бог и для сотворения государства. Оно возникло из договора в результате того, что на пути людей, не знавших частной собственности и жаждавших блаженной жизни появились различные препоны. Устранить их и было призвано государство. В отдаленнейшей перспективе столетий предвидел Томазий истинную человеческую общность, в которой без всяких помех воцарится полное счастье. Отмена частной собственности распахнет, как казалось То-мазию, двери в этот идеальный строй.
Под влиянием идей С. Пуфендорфа и X. Томазия складывались государственно-правовые взгляды выдающегося энциклопедиста немецкого Просвещения Христиана Вольфа (1679–1754). Лейтмотив вольфианского социального учения – тезис о влечении человека к счастью. Бог вдохнул в людские души тягу к совершенствованию. Она заставляет делать добро, избегать зла и предпочитать лучшее худшему. Соблюдать эти обязанности – естественный закон поведения людей. Происхождение и сущность государства Вольф рисует примерно в том же духе и приблизительно теми же красками, что Пу-фендорф и Томазий. Государство есть плод соглашения между семьями (по терминологии Вольфа – «домами»), заключенного ими в силу того, что каждая семья в отдельности не могла обеспечивать себе все необходимые удобства для жизни. Верховная власть образуется сложением воль вступающих в договор контрагентов. Назначение государства – содействовать достижению «общего блага» народа.
На рубеже XVIII столетия почти двухвековой социальный застой в Италии, вызванный превращением страны фактически в провинцию испанской короны и усиленным насаждением крепостнически-абсолютистских порядков, уступает место активизации экономической деятельности и общественной жизни. Используя недовольство народа феодальными учреждениями, идеологи формировавшейся буржуазии требуют создания условий для развития капиталистического производства. Однако слабо консолидированная, неокрепшая итальянская буржуазия боится полного и резкого разрыва с прошлым и нередко идет на компромиссы с феодально-клерикальными кругами. Эту двойственную политическую позицию разделяют итальянские просветители, в том числе наиболее значительные из них – Дж. Вико и Ч. Беккариа.
Джамбаттиста Вико (1668–1744) – один из первых мыслителей, кто в целом ряде пунктов предвосхитил научную социологию. Он понимал историю как объективный закономерный процесс, протекающий циклически. История для Вико – бесконечная вереница человеческих поступков, но направляет эти поступки божественное провидение. В своем главном труде «Основания новой науки об общей природе наций» (1725) он применил историко-сравнительный метод и детерминистский подход также и к объяснению государственно-правовых институтов. Пройденный историей цикл включает три фазы. Его начальная стадия – божественная, эпоха богов. Она не знает государственности, не знает юридических норм. Законами здесь служат мистерии и прорицания оракулов, сообщавших людям волю богов. На второй фазе исторического цикла, в эпоху героев, государство существует как власть аристократии, которая диктует пропитанные своекорыстием правовые нормы и беспощадно подавляет плебеев. Право здесь – право грубой силы. Третья, последняя фаза – эпоха людей. Ей присущи республиканско-демократические устройства или же представительные монархии с достойными человека правами и свободами, обеспечивающими народный суверенитет. Законы тут мудро и гибко сочетают частные интересы со всеобщими, устанавливают равенство между людьми. Неаполитанский философ явно идеализировал грядущее буржуазное общество. Однако в тот момент эта идеализация носила исторически прогрессивный характер.
Идеи Вико долгое время не получали распространения и признания, чего нельзя сказать о воззрениях его соотечественника, родоначальника так называемой классической школы в науке уголовного права Чеза-ре Беккариа (1738–1794) и его знаменитого труда «О преступлениях и наказаниях». Сторонник естественно-правовой доктрины, Беккариа полагает, что когда-то постоянные войны и произвол вконец утомили индивидов и они, пожертвовав некоторой долей принадлежащей им свободы, соединились, чтобы спокойно и в безопасности наслаждаться остальной ее частью. Сумма частиц, пожертвованных на общее благо свободы, образовала верховную власть нации, которая должна была обеспечить людям нормальное существование под сенью справедливых законов. Но мира и правды нет, кругом насилие и бесправие, так как «большая часть законов – не что иное, как привилегия, т. е. подать, наложенная на всех в пользу немногих». Он ведет речь «о восседающих на престолах Европы благодетельных монархах, покровительствующих мирным добродетелям, наукам и искусствам, отцах своих народов». Он говорит об устранении нищеты и постепенном уравнении всех граждан как в нравственных, так и в материальных выгодах; высказывается за всеобщее просвещение и хорошее воспитание; пишет о простых, мудрых законах и равенстве перед ними всех людей, о необходимости строгой законности и точном соблюдении обязательных гарантий прав личности.
Политико-правовая мысль США в рассматриваемый период представлена в двух направлениях:
радикально-демократическом (Т. Джефферсон, Бенджамин Франклин) и в течение федералистов (Александр Гамильтон, Джеймс Медисон).
Радикально-демократическое направление.
Яркими представителями данного течения являются Томас Джефферсон (1743-1826) и Бенджамин Франклин (1706-1790).
Политико-правовые
взгляды Джефферсона
Т. Джефферсон провозглашает
свободу, равенство, право на
счастье, право народа на
Джефферсон подразделяет
права на личные и
Вопрос о рабстве - оно должно быть отменено, радикал-демократы считали его позорным с точки зрения Бенджамин Франклинестественного права. Джефферсон ратовал за постепенную отмену рабства, выступал против его резкой отмены: сначала следует освобождать новорожденных рабов, потом остальных - с наделением их землей. Предполагалось заселение рабами западных территорий США. При этом подчеркивается необходимость предварительного образования рабов. Однако сам Джефферсон, будучи президентом США, рабство не отменил, так как стремился к сохранению единства США, а отмена рабства чаще всего влечет за собой гражданскую войну.
Джефферсон является
сторонником эгалитаризма (приоритет
государственной собственности)
Среди форм правления Джефферсон признавал только республиканскую. Главный признак республиканской формы правления - всеобщее равное избирательное право, условием которого является образование и просвещение.
Формы демократии.
Джефферсон подразделял
Джефферсон по праву
считается основателем
Течение федералистов.
В 1787г. вышел
сборник "Федералисты", в который
вошли статьи Мэдисона, Гамильтона
и Джона Грея. Этот сборник
должен был убедить
Главный вопрос - о
форме государственного
1. США представлялась в форме федерации, что означает сильную централизованную власть, ограниченный суверенитет штата и приоритет полномочий центра.
2. США нуждается в сильной единой президентской власти. Президент США должен быть независим от других властей и избираться населением (разделение властей с преобладанием исполнительной власти).
Федералисты считали оптимальной формой правления президентскую республику, которая характеризуется прямыми выборами и отсутствием ответственности президента перед законодательной властью.
3. Еще одним признаком
федерации является единое
Александр Гамильтон
(1757-1804 гг.) был одним из тех
наиболее видных политических
деятелей периода образования
США, чьи теоретические
Гамильтон принадлежал
к числу наиболее влиятельных
лидеров федералистов, считавших,
что федеративное устройство
преодолевает слабость
Федералисты фактически
представляли интересы крупной
торговой и промышленной
Политические позиции
Гамильтона определились еще
в период, предшествовавший Войне
за независимость, когда он
выступал за мирное
Однако логика
Сам парламент мыслился
им как двухпалатный, создаваемый
на основе избирательного
Консерватизм – идейно-политиче
Основные идеи консерватизма:
– трактовка общества как сложного организма, требующего к себе бережного отношения;
– идея зависимости человека от существующих отношений, обоснование смиренности человека, а не его активной социально-политической деятельности;
– признание большой роли обычаев, традиций в жизни общества, уважение к мудрости предков;
– негативное отношение ко всякого рода радикальным, революционным преобразованиям;
– отрицание договорной природы государства, которое рассматривается как порождение не контролируемого разумом естественного хода вещей;
Информация о работе Шпаргалка по "Истории политических и правовых учений"