Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 22:31, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы «Система федеральных органов государственной власти» с точки зрения новейших отечественных исследований по сходной проблематики.
В рамках достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- Изучить теоретические аспекты;
- Сказать об актуальности проблемы данной темы;
- Обозначить тенденции развития тематики.
Введение.
1.Понятие органов государственной власти Российской Федерации.
1.1 Система государственных органов Российской Федерации.
2.Законодательные органы государственной власти Российской Федерации.
2.1.Федеральное собрание.
2.2.Совет Федерации.
2.3. Государственная Дума.
2.4.Законодательный процесс.
3. Исполнительная власть Российской Федерации.
4. Судебные органы государственной власти Российской Федерации.
5. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
5.1. Общие принципы и основания деятельности органов государственной власти в Российской Федерации.
5.2. Органы законодательной власти в субъектах Российской Федерации.
5.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
5.4. Органы судебной власти субъектов Российской Федерации.
Заключение.
Список источников и литературы.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
«РОСТОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Кафедра теории и истории государства и права
Курсовая работа по Конституционному праву России на тему: «Система федеральных органов государственной власти»
Автор:
курсант 1 курса 103 учебной группы, рядовой милиции
Бут Ю.С.
г. Ростов-на-Дону
2011 г.
Содержание :
Введение.
1.Понятие органов
1.1 Система государственных органов Российской Федерации.
2.Законодательные органы государственной власти Российской Федерации.
2.1.Федеральное собрание.
2.2.Совет Федерации.
2.3. Государственная Дума.
2.4.Законодательный процесс.
3. Исполнительная власть Российской Федерации.
4. Судебные органы
5. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
5.1. Общие принципы и основания деятельности органов государственной власти в Российской Федерации.
5.2. Органы законодательной власти в субъектах Российской Федерации.
5.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
5.4. Органы судебной власти субъектов Российской Федерации.
Заключение.
Список источников и литературы.
Введение.
Представленная работа
посвящена теме «Система
государственной власти». Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Вопросам данного исследования посвящено множество различных работ. В большинстве случаях этот материал изложен в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы.
Актуальность данной
курсовой работы обусловлена
с одной стороны большим
Целью исследования является изучение темы «Система федеральных органов государственной власти» с точки зрения новейших отечественных исследований по сходной проблематики.
В рамках достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- Изучить теоретические аспекты;
- Сказать об актуальности проблемы данной темы;
- Обозначить тенденции развития тематики.
Работа имеет традиционную
структуру и включает в себя
введение, основную часть из пяти
глав, заключение и список
Во введении обоснованна
актуальность выбора темы, поставлены
цель и задачи, охарактеризованы
методы исследования и
Глава первая раскрывает общие вопросы, дает понятие органов государственной власти Российской Федерации.
В главе второй
более подробно рассмотрены
Третья глава рассказывает об исполнительной власти Российской Федерации.
Четвертая рассматривает судебные органы государственной власти Российской Федерации.
В главе пятой говорится о системе органов государственной власти субъектов РФ.
1. Понятие органов государственной власти Российской Федерации.
Деятельность государства осуществляется посредством государственных органов. Органы государственной власти – это граждане или коллективы граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями и уполномочены государством для осуществления его задач и функций и действуют в установленном им порядке.
Из совокупности трех основных признаков складывается понятие органа государственной власти:
1) Каждый орган государственной власти создается в соответствии с установленным конституцией, законами или другими правовыми актами порядком, что исключает возможность произвольного нагромождения органов власти. Так, Конституция РФ указывает, что в Российской Федерации на федеральном уровне государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ. Эти органы государственной власти не могут быть ликвидированы или преобразованы без изменения самой Конституции РФ. Однако одного конституционного упоминания о том или другом таком органе государственной власти недостаточно, сама же Конституция РФ предусматривает, что порядок образования этого органа должен быть определен федеральным законом. Только федеральным законом или федеральным конституционным законом учреждаются органы судебной власти. Аналогичным образом (через конституции, уставы и законы) устанавливается порядок образования органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок создания органа может предусматривать участие в создании не одного, а нескольких органов государственной власти (например аудиторы Счетной палаты назначаются поровну Государственной Думой и Советом Федерации). Органы государственной власти могут создаваться, преобразовываться и ликвидироваться не только законами, но и указами Президента РФ. Это касается органов исполнительной власти (аналогичное положение в субъектах РФ).
2) Орган государственной власти наделен властными полномочиями, т.е. его решения носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства. Органы власти издают правовые акты, которые устанавливают порядок использования гражданами тех или иных своих прав, регулируют отношения между гражданином и государством в определенной мере, на определенном уровне и в определенной области. Полномочия органа государственной власти образуют его компетенцию (круг предметов ведения), границы которой очерчиваются предельно четко для того, чтобы орган государственной власти не превышал власти и не вторгался в сферу деятельности других органов государственной власти. Компетенция обычно устанавливается при самом создании того или иного органа законами, указами, положениями и другими нормативными правовыми актами, хотя впоследствии она может этими же актами изменяться и дополняться.
Компетенция свойственна органу государственной власти как самостоятельному звену государства, она как раз и подчеркивает эту самостоятельность. Не имеют компетенции, как правило, внутренние подразделения органа государственной власти, вследствие чего эти подразделения не могут рассматриваться как органы государственной власти. В то же время в структурах исполнительной власти существуют самостоятельные подразделения (например, Департамент морского транспорта в Министерстве транспорта РФ), которые также являются органами исполнительной власти.
3) Деятельность органов государственной власти осуществляется в формах и методах, установленных правовыми актами. Речь, конечно, идет только об основных формах и методах, поскольку в повседневных действиях органа власти много делового обыкновения и согласительных методов решений. Однако ни при каких условиях орган государственной власти не вправе прибегать к действиям, выходящим за рамки допустимых организационных форм и методов, особенно в отношении применения принудительных мер.1
Из названных признаков органа государственной власти видно, что не каждое государственное учреждение или организация является органом государственной власти. Не является таковым, например, государственное предприятие, государственное учебное заведение и т.д., хотя они тоже влияют на использование гражданином тех или иных своих прав и свобод. Но эти государственные учреждения являются звеном соответственно какого-либо экономического министерства, государственного комитета по высшему образованию и т.д., которые сами выступают как органы государственной, а точнее, исполнительной власти.
Органы государственной власти состоят из выборных депутатов или назначенных государственных служащих, облеченные определенными властными полномочиями. Но орган власти может быть и в лице одного человека. Таким является Президент РФ, президенты республик в составе Российской Федерации, Генеральный прокурор РФ, Уполномоченный по правам человека. Эти должностные лица действуют в силу конституций или законов и несут ответственность только перед теми, кто их избрал или назначил.
Наряду с органами государственной власти, в Российской Федерации действуют органы местного самоуправления. Эти органы обладают особой природой, они согласно Конституции РФ, не входят в систему органов государственной власти. Однако указанные выше три основных признака органа власти – определенный порядок создания, властные полномочия и определенный порядок деятельности – применимы и к органам местного самоуправления. Хотя самоуправление – это не государственная власть, но оно не может осуществляться без соответствующих органов (как бы их ни называть), наделенных определенной компетенцией, правом принимать обязательные решения, прибегать к принуждению и т.д.2
Следует отметить, что в Конституции РФ, наряду с наиболее часто применяемым термином «орган государственной власти» встречается термин «государственный орган» (ст. 33, 120). 3Трудно пока сказать, какой смысл вкладывается Конституцией РФ во второй термин; возможно, со временем конституционно-правовая теория или практика Конституционного Суда РФ выявят его содержание. Пока же в обиходе и в литературе оба термина используются как идентичные.
1.1.Система органов государственной власти.
В своей совокупности государственные органы образуют единую систему. Согласно ст.11 Конституции РФ в нее входят органы государственной власти РФ и органы государственной власти ее субъектов.
Единство системы государственных органов РФ проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В этих рамках одни органы этой системы избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, одни подконтрольны или подотчетны другим. Между всеми органами государственной власти существует организационно- правовая связь.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и система органов РФ состоит из органов нескольких видов. Конституция РФ (ст.10,11) предусматривает наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый из этих органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов России, которая в свою очередь может быть по разным признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев.
2.Законодательные органы государственной власти Российской Федерации.
Законодательная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент.
В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).4
При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций — назначение (выборы) президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего реальной властью.
При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства — президентом, который имеет право роспуска парламента.
2.1.Федеральное собрание.
Согласно Конституции РФ, Федеральное собрание является парламентом Российской Федерации. К сожалению, рамки моего доклада не позволяют поговорить о парламентаризме и представительности, отмечу лишь основные моменты статуса этого органа.5
Так, в ст.94 Конституции указывается, что Федеральное Собрание – представительный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия.
В той же статье Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.
Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.
Согласно ст. 95 Конституции, Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет собой все население РФ, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем это – государственный орган всей федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам РФ, а государству в целом.
Информация о работе Система федеральных органов государственной власти