Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 22:31, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы «Система федеральных органов государственной власти» с точки зрения новейших отечественных исследований по сходной проблематики.
В рамках достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- Изучить теоретические аспекты;
- Сказать об актуальности проблемы данной темы;
- Обозначить тенденции развития тематики.
Введение.
1.Понятие органов государственной власти Российской Федерации.
1.1 Система государственных органов Российской Федерации.
2.Законодательные органы государственной власти Российской Федерации.
2.1.Федеральное собрание.
2.2.Совет Федерации.
2.3. Государственная Дума.
2.4.Законодательный процесс.
3. Исполнительная власть Российской Федерации.
4. Судебные органы государственной власти Российской Федерации.
5. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
5.1. Общие принципы и основания деятельности органов государственной власти в Российской Федерации.
5.2. Органы законодательной власти в субъектах Российской Федерации.
5.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
5.4. Органы судебной власти субъектов Российской Федерации.
Заключение.
Список источников и литературы.
Так, по ст.72, абз.1, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
а) обеспечение соответствия
конституций и законов
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-
л) кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Эти предметы совместного ведения отражаются в договорах о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Но также они могут упоминаться в Уставах или Конституциях субъектов Российской Федерации.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст.73 Конституции). Эти предметы ведения не перечислены в Конституции, так как объем и виды деятельности субъектов Федерации настолько велики и разнообразны, что перечислить все, чем они обязаны заниматься , за что они ответственны, практически невозможно. Более того, приведение такого списка не только не нужно но и вредно, поскольку субъекты Федерации оказались бы в ряде случаев вынужденными ограничивать круг вопросов, которыми им нужно заниматься.16 Субъекты Российской Федерации могут конкретизировать это положение в своих Конституциях и Уставах.
5.2. Органы законодательной власти в субъектах Российской Федерации.
В соответствии со ст.5 Конституции, субъекты федерации имеют свое законодательство, а также конституцию (республики) или устав (другие субъекты федерации – край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. (ст.76, абз.2).Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ст.76, абз.4). Из этого неизбежно вытекает, что каждый субъект Российской Федерации нуждается в органах, принимающих такое законодательство.
Но, кроме функции принятия законодательства, эти органы служат также представительными органами – то есть они избираются непосредственно народом и никаким другим путем выражаться не могут; именно в силу этого принимаемые ими законы носят общеобязательный характер, как выражение государственной воли народа Российской Федерации. Это подразумевает реализацию конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти (ст.32, абз.2 Конституции). Ни один закон в субъектах федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен законодательными (представительными) органами этого субъекта. Также эти органы осуществляют определенные контрольные функции по отношению к исполнительной власти (утверждение бюджета, право отказывать в доверии правительству и т.д.)
В соответствии с федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации. Наименование его, структура, число депутатов и срок их полномочий устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Численность депутатов законодательных органов власти зависит от территории и статуса субъекта Российской Федерации. В республиках максимальное число депутатов – в Великом Хурале Республики Тыва (в целом по двум палатам – 162 депутата), минимальное – в Народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия (27 депутатов). В субъектах федерации, не являющихся республиками, максимальное число депутатов – в Законодательном Собрании Краснодарского края (70 депутатов), минимальное – в Думе Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа (11 депутатов).
Большинство законодательных
органов власти в Российской Федерации
являются однопалатными, кроме: Парламента
Кабардино-Балкарской республики, состоящего
из Совета Республики (36 депутатов, избранных
по одномандатным избирательным округам)
и Совета Представителей (36 депутатов,
представляющим административно-
Компетенция органов законодательной власти субъектов Российской Федерации складывается из следующих полномочий:
I. Законотворческие -
выражение воли населения и
возведение этой воли в закон
путем принятия нормативно-
- законы (нормативно-правовые акты, обладающие после Конституции (Устава) высшей юридической силой на уровне субъекта федерации) ;
- постановления (круг вопросов, по которым они принимаются, определен абз.9 п.3 ст.5 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ. Это определение порядка деятельности указанного органа, назначение на должность и освобождение от должности должностных лиц субъектов федерации (или оформление согласия на такое назначение), назначение даты выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а также дата выборов высшего должностного лица субъекта РФ, назначение референдума субъекта РФ, выражение недоверия (доверия) высшему должностному лицу субъекта федерации, а также руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ принимал участие, утверждение соглашения об изменении границ субъектов Российской Федерации, назначение на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации.
Законодательные органы субъекта Российской Федерации могут осуществлять законотворчество:
1. В сфере конституционного
строительства – принимают
В уставах и
конституциях субъектов
2. В сфере экономического
и социально-культурного
II. Полномочия в сфере
внешних сношений – определяют
и осуществляют внешние связи
субъектов федерации,
III. Учредительные полномочия
– создание определенных
IV. Полномочия в сфере
контроля – заслушивают
Порядок деятельности парламентов
республик определяется конституциями
этих республик, а также законами
республик об их парламентах; порядок
деятельности законодательных (представительных)
органов других субъектов федерации
- их регламентами. Внутренней деятельностью
этих органов власти руководят избранные
из них председатели, а также заместители
председателя. Некоторые парламенты
практикуют создание внутренних коллегиальных
органов – президиумов
5.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, указы Президента РФ, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их выполнение.
В соответствии со ст.77, абз.3
Конституции в пределах ведения
Российской Федерации и полномочий
Российской Федерации по предметам
совместного ведения Российской
Федерации и субъектов
Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ст.78, абз.2)
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий (ст.78, абз.3)
В соответствии с федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ, в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, если конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации установлена такая должность. Законодательное определение, схема организации, структура, порядок деятельности органов исполнительной власти в субъекте федерации определяется законодательными органами субъекта федерации.
Как правило, исполнительная власть в субъектах Российской Федерации представлена, во-первых, высшим должностным лицом – Главой или Президентом республики, Главой администрации или Губернатором в других субъектах федерации. Во-вторых, это должностное лицо назначает Правительство (Кабинет министров, Администрацию) – высший орган исполнительной власти (такой орган может быть и непосредственно избран населением), а также органы исполнительной власти специальной компетенции – министерства, ведомства, комитеты и др.
В систему органов исполнительной власти входят их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Как правило, эту систему возглавляет Президент, Глава Республики, Глава администрации, но может возглавлять глава правительства.
Информация о работе Система федеральных органов государственной власти