Система федеральных органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 22:31, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение темы «Система федеральных органов государственной власти» с точки зрения новейших отечественных исследований по сходной проблематики.
В рамках достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- Изучить теоретические аспекты;
- Сказать об актуальности проблемы данной темы;
- Обозначить тенденции развития тематики.

Содержание

Введение.
1.Понятие органов государственной власти Российской Федерации.
1.1 Система государственных органов Российской Федерации.
2.Законодательные органы государственной власти Российской Федерации.
2.1.Федеральное собрание.
2.2.Совет Федерации.
2.3. Государственная Дума.
2.4.Законодательный процесс.
3. Исполнительная власть Российской Федерации.
4. Судебные органы государственной власти Российской Федерации.
5. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
5.1. Общие принципы и основания деятельности органов государственной власти в Российской Федерации.
5.2. Органы законодательной власти в субъектах Российской Федерации.
5.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
5.4. Органы судебной власти субъектов Российской Федерации.
Заключение.
Список источников и литературы.

Работа состоит из  1 файл

курсовая кпр2.docx

— 75.87 Кб (Скачать документ)

 

2.2.Совет Федерации.

 

 В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

 

  Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.(часть вторая в ред. Федерального закона от 14.02.2009 N 21-ФЗ).

  Кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации обязан в установленный настоящим Федеральным законом срок сложить полномочия депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутата представительного органа муниципального образования.(часть третья введена Федеральным законом от 14.02.2009 N 21-ФЗ)

  Согласно статье 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относятся:

утверждение изменения границ между  субъектами Российской Федерации; утверждение  указа Президента Российской Федерации  о введении военного положения; утверждение  указа Президента Российской Федерации  о введении чрезвычайного положения; назначение выборов Президента Российской Федерации; отрешение Президента Российской Федерации от должности в порядке  импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава  палаты); назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (назначения осуществляются по представлению Президента Российской Федерации); назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации (также осуществляется по представлению президента); назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

  По вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации, Совет Федерации принимает постановления, которые принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

  В области законотворчества Совет Федерации занимает по отношению к Государственной Думе подчинённую роль. Любые законы сначала вносятся в Государственную Думу, и лишь после одобрения нижней палатой поступают на рассмотрение Совета Федерации.

 

  Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации приступает к осуществлению своих полномочий на десятый день со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Полномочия члена Совета Федерации прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (о назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового члена Совета Федерации -представителя от того же органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

  Полномочия члена Совета Федерации прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 года N 133-ФЗ).(статья 9 в ред. Федерального закона от 14.02.2009 N 21-ФЗ (ред. 15.11.2010))6

 

2.3. Государственная Дума.

 

  Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

  В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской избирается 450 депутатов.

  Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной.

  Федеральный избирательный округ, по которому избираются депутаты Государственной Думы, включает в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.7

  Конституция Российской Федерации (статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:

дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

заслушивание ежегодных  отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его  деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;

решение вопроса о доверии  Правительству Российской Федерации;

назначение на должность  и освобождение от должности председателя Центрального банка России;

назначение на должность  и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации  и половины состава её аудиторов;

назначение на должность  и освобождение от должности Уполномоченного  по правам человека, действующего в  соответствии с федеральным конституционным  законом;

объявление амнистии;

выдвижение обвинения  против Президента Российской Федерации  для отрешения его от должности.

 

    2.4.Законодательный процесс.

 

  Правовыми формами реализации компетенции Федерального Собрания Российской Федерации  являются принимаемые им акты, основные из которых – законы.

  Закон характеризуется рядом черт. Он принимается только палатами Федерального собрания и выражает волю народа Российской Федерации. Закон содержит правовые нормы и потому является нормативным актом. Он обязателен для исполнения и является юридической базой всех государственными органами, действующими на территории страны, органами местного самоуправления, общественными организациями и гражданами и обладает высшей юридической силой по сравнению с любыми актами государственных органов, кроме Конституции Российской Федерации, которой закон не может противоречить.8

  Законы принимаются палатами Федерального Собрания в особом порядке, который реализуется в законодательном процессе, представляющим собой совокупность действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания. В России законодательный процесс состоит из нескольких стадий. Вкратце перечислю их.

  Первая стадия законодательного процесс - законодательная инициатива - сводится к внесению на рассмотрение Государственной Думы законопроекта. Право на совершение такого рода действий называется правом законодательной инициативы.

  Вторая стадия законодательного процесса - предварительное рассмотрение законопроектов. Законопроект, подлежащий рассмотрению Госдумой, направляется в соответствующий комитет палат, в комиссии, депутатские объединения, Президенту, В Совет Федерации, в Правительство, а также в Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды по вопросам их ведения для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.

  Третья стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение законопроектов в Госдуме, которое может осуществляться в трех чтениях.

  Четвертая стадия – принятие закона. Совет Государственной Думы назначает третье чтение законопроекта для голосования, чтобы принять его в качестве закона. При третьем чтении законопроекта не допускаются внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам.

  Пятая стадия – рассмотрение и одобрение федеральных законов Советом Федерации.

  Особая стадия законодательного процесса – преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением верхней палатой принятых законов последней. Для этого может быть образована согласительная комиссия.9

  Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона. В соответствии с Конституцией РФ (ст.107) Президент РФ,  которому направляется федеральный закон, в течение 14 дней подписывает его и обнародует.

 

 

 

3. Исполнительная  власть РФ.

 

  Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой1 публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как подзаконодательное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление административного управления. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

 

Признаки исполнительной власти:

-является органичной  и относительно самостоятельной  ветвью государственной власти;

-является проводником  государственной политики в жизнь;

-подзаконна по своему характеру и задачам;

-объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;

-её деятельность является  исполнительно-распорядительной и  носит постоянный, непрерывный во  времени характер;

-является исключительным  обладателем материальных ресурсов  и властных полномочий принудительного  характера.

 

Функции исполнительной власти:

-подзаконодательное регулирование;

-осуществление управленческой  деятельности, направленной на исполнение  законов и реализацию государственной  политики в различных сферах  жизни общества;

-административное правоприменение;

-осуществление политики  государства по лицензированию, регистрации и сертификации;

-административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;

-охрана правопорядка, то  есть непосредственное обеспечение  безопасности граждан и общества;

-информационное обеспечение  органов государственной власти.

 

  Согласно Конституции Российской Федерации (ст.110), исполнительную власть РФ осуществляет Правительство. Оно является высшим органом исполнительной власти, возглавляющим единую систему исполнительной власти страны. Положение Правительства обеспечивается его полномочиями, закрепленными в Конституции Российской Федерации и в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 19997г. «О Правительстве Российской Федерации».10

  Как высший исполнительный орган Российской Федерации, Правительство в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции, федеральных законов, указов Президента, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ.

  В состав Правительства входят Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры.

  Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом с согласия Государственной Думы. В соответствии с Конституцией (ст.111) , предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства, либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства Государственной Думой.

  Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства.

  Правительство Российской Федерации действует в пределах срока полномочий Президента Российской Федерации и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

  Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом, Президент может сам принять решение об отставке Правительства.

Информация о работе Система федеральных органов государственной власти