Социальная политика государства как часть государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 14:23, курсовая работа

Описание

Как показывает исторический опыт, при осуществлении радикальных экономических преобразовании проблемы социальной политики выходят на первый план, являясь одновременно и стимулом этих преобразований, и фактором, определяющим границы радикализма. В силу целого ряда причин, на начальном этапе радикальных экономических преобразований в России основной упор был сделан на финансовое оздоровление экономики и макроэкономическую стабилизацию. Социальная сфера и её проблемы были отодвинуты на второй план. В результате население России столкнулось с резким падением жизненного уровня на фоне усиления социальной дифференциации общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
§1 Социальная политика государства как часть государственного управления……………………………………………………………………….4
1.1 Происхождение и сущность социальной политики государства………………………........................................................................4
1.2 Функции и методы социальной политики…………………………………………………....................................8
1.3 Основные направления социальной политики…………………………………….……..............................................14
1.4 Экономическая социальная политика: проблемы согласования………………………....................................................................19
1.5 Механизм формирования доходов населения…………………………………………….........................................22
§2 Актуальные проблемы социального развития государства и пути их решения …………..........................................................................................24
2.1 Социальная политика: реформы и обязательства………………………………………...........................................24
2.2 Приоритеты социальной политики России………………………………………….……..........................................27
2.3 Социальные проблемы современной России……………………………………….……..............................................31
2.4 Результаты реализации социальной политики в России на сегодняшний день………………………………………………………………35
Заключение…………………………………………………………….……......39
Список используемой литературы ……………………………….…...............41

Работа состоит из  1 файл

kursach_Egora.docx

— 116.71 Кб (Скачать документ)

Минимальный потребительский  бюджет (МПБ) представляет собой социальный минимум средств, необходимый для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России МПБ составлен на основе более 200 видов товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Затраты на непродовольственные товары в МПБ включают расходы на одежду, белье, обувь, лекарства, посуду, культтовары. В МПБ включены также расходы на оплату жилья и коммунально-бытовых услуг, транспорта, уплату налогов и сборов. Структура минимального потребительского бюджета такова: питание – 46,1, непродовольственные товары – 39, услуги – 13,2, налоги и сборы – 2,7%. Он позволяет обеспечить на минимальном уровне воспроизводство семьи и характеризует границу малообеспеченности.

Всероссийский центр уровня жизни выделяет 5 групп населения  с разным уровнем обеспеченности:

I группа – бедные семьи, душевой доход в которых ниже или соответствует стоимостной оценке бюджета прожиточного минимума;

II группа – малообеспеченные семьи, душевой доход в которых находится в интервале между стоимостной оценкой бюджета прожиточного минимума и стоимостной оценкой минимального потребительского бюджета;

III группа – обеспеченные семьи, душевой доход в которых выше стоимостной оценки МПБ и колеблется вокруг уровня среднедушевого дохода и соответственно среднего бюджета.

IV группа – состоятельные семьи, душевой доход в которых находится в интервале между уровнями среднего душевого дохода, среднего бюджета и рационального потребительского бюджета;

V группа – богатые семьи, уровень дохода в которых выше рационального бюджета.

Минимальный потребительский  бюджет (МПБ) применяется в качестве ориентира, к которому необходимо подтягивать  доходы населения.

Таким образом, социальная политика – это политика государства, направленная на смягчение неравенства в распределении  доходов, неизбежно присущего рыночной экономике, на ослабление дифференциации доходов и имущества граждан, а также на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращения социальных конфликтов на экономической почве.

Государственная социальная политика предусматривает решения  следующих задач:

 

1. Обеспечение равных  возможностей при реализации  права на образование и долю  в общественном благосостоянии  путем справедливого распределения  доходов и имущества (капитала ).

2. Уменьшение нежелательных,  обусловленных рынком различий  между богатыми и бедными при  возникновении доходов и капитала.

3. Обеспечение большей  свободы, справедливости, уважения  достоинства человека, обеспечение  развития личности, активного участия  в общественной жизни и права  на долю ответственности перед  обществом.

4. Дальнейшее совершенствование  общественно- политического инструментария  и положений, регулирующих существующее  устройство, в целях обеспечения  основных социальных прав и  расширения сети социального  обеспечения.

 Также неотъемлемыми  составляющими социальной политики  являются  отношения социальной  защиты

Социальная защита — это такие отношения, которые позволяют индивидам, находящихся под их покровительством, сохранять свои позиции в обществе. Социальная защита — это охранительная функция либо политического, либо социального союза. Поэтому социальная защита есть свойство любого объединения людей. Наиболее значительными объединениями в данном случае являются государство и профессиональные союзы. Социальная защита со стороны государства пользуется преимуществом только в том моменте, что социальная защита, находящаяся в руках государства, обладает всеобщим характером. В силу того, что социальную защиту могут осуществлять и другие объединения людей кроме государства, социальная политика может быть реализованной либо через государственную, либо через негосударственную систему социальной защиты. Во втором случае обычно эта функция находится в руках профессиональных союзов. В связи с таким положением вещей выделяются две модели социальной политики, которые получают свою легитимацию в конституциях государств: либерально-консервативная модель; социал-демократическая модель. Государство на основе социальной защиты, переданной в его компетенцию, создает систему социального обеспечения, состоящую из совокупности административных норм и учреждений, реализующих эти нормы в административном порядке. Содержательной стороной системы социального обеспечения, которая поддерживается государством, является принцип обязательного государственного страхования. Обязательность страхования не всегда предполагает обязательность взносов со стороны застрахованного. Страховой фонд по некоторым видам государственного страхования может пополняться за счет государства или за счет работодателя. Социальная политика государства не существует в отрыве от политики государства вообще, а так же от конкретных политик: от экономической, от налоговой; от бюджетной; от внешней и т.д. Сама социальная политика распадается на различные политики. От того, насколько развита социально-политическая деятельность государства, зависит внутреннее содержание его социальной политики.  Показателем развитости системы социального обеспечения, а также типическим признаком моделей социальной политики являются социальные расходы. Под социальными расходами понимают объем финансирования социально-политической деятельности государства. Обычно в статистике фигурирует такой показатель в виде доли от валового внутреннего продукта страны. Сегодня имеются страны, где доля социальных расходов превышает 40% от ВВП, и есть страны, где социально-политическая деятельность государства не существует вообще. Существенным в определении социальной политики того или иного государства являются источники финансирования социальных расходов. Источниками финансирования обычно бывают бюджетные и внебюджетные. Бюджетные источники пополняются за счет налогов, деятельности государства в экономической сфере, а так же за счет иных средств, поступающих в бюджет государства. Внебюджетные пополняются за счет взносов работодателей и наемных работников. В последнем случае пополнение может происходить как равными, так и неравными долями со стороны работодателей и наемных работников, а некоторые внебюджетные фонды пополняются только за счет работодателей.

С точки зрения функционирования экономической системы, социальная политика играет двойную роль:  во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средства реализации социальной политики.  Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь это требует дальнейшего развития социальной сферы.

 

1.3 Основные направления социальной политики

 

К направлениям социальной политики относятся: социальное страхование; социальную защиту работников, политику в области заработной платы; социальные меры на рынке труда; жилищную политику.

Социальное  страхование - наиболее важная часть политики государства в социальной сфере. В процессе производства работники могут потерять (по ряду объективных причин, например, из-за травмы) возможность продолжать работу. При этом они лишаются источника дохода.

Необходимо правильно  понимать смысл, значение социального  страхования - как основного механизма  социальной защиты работников в условиях рыночной экономики. Именно на этой основе социальное страхование может стать  реальной базой достижения социальной стабильности и согласия. Все это  свидетельствует о необходимости  восстановления страхового характера  данного вида социальной защиты. В  зависимости от соблюдения принципов  страхования и обеспечения им адекватных источников финансирования можно выделить 3 модели организации  социального страхования:

1. В первой модели страховые  начала не развиты. Размер выдаваемых  социальных пособий и выплачиваемых  пенсий зависит от ряда второстепенных  внешних факторов, от служебного  положения. Недостаток денежных  средств покрывается учредителями. Подобная система способна обеспечить  лишь невысокие уровни защиты  и может существовать только  в условиях бездефицитного государственного  бюджета. Рыночным условиям хозяйствования, как правило, свойственен дефицит  государственного бюджета, а значит, велика вероятность того, что  государство не сможет выполнить  своих обязательств.

2. Отличительная черта  второй модели - страхуемые и страхователи  делают взносы, однако расчеты  с ними не учитывают степени  вероятности наступления того  или иного страхового события,  т.е. социального риска. Страхование  фактически осуществляется в  пользу третьих лиц, и накопление  финансовых средств никак не  связано с ростом обязательств.

3. Третья модель строится, исходя из страхования социальных  рисков. Величина накопленных средств  в каждый конкретный момент  времени соответствует взятым  страхователями обязательствам. Выплаты  не могут превышать установленного соотношения между выдаваемыми пособиями и поступлениями. Эта модель социального страхования обычно предусматривает способы покрытия дефицита средств путем образования запасных фондов, перестрахования рисков и т.д.. Такая форма организации социального страхования достаточно гибка: не возникает технических трудностей, как при объединении нескольких видов страхования, так и при их разделении, при выходе из фондов страхования группы участников или при привлечении новых.

Система социального страхования  строится на определенных принципах. Во-первых, оно имеет законодеятельную основу. Во-вторых, оно обязательно для  лиц, работающих в условиях риска (впрочем, страхование может осуществляться и на добровольной основе). В-третьих, система социального страхования  предусматривает участие государства  в финансировании соответствующих  выплат. Делятся это либо в форме  снижения выплачиваемых самими работниками  сумм, либо за счет повышения предлагаемых государством пособий. В-четвертых, система  социального страхования ориентируется  на помощь, прежде всего слабым в  экономическом отношении членам общества.

Практика определила несколько  форм социального страхования. Во многих цивилизованных странах применяются  следующие: страхование от несчастного  случая, болезни, в связи с родами и уходом за ребенком, по инвалидности, в случае потери работы, пенсионное страхование.

Важнейшим направлением политики пенсионного страхования является осуществление концепции “динамической  пенсии”: приведение пенсий в соответствии с уровнем заработной платы работающего  населения. Тем самым удастся  воспрепятствовать обесценению (вследствие инфляции) средств, которые были накоплены  работником, путем регулярных отчислений.

В обязанности государства  входит обеспечение функционально - способной системы институтов страхования  на случай болезни. Возможные несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания охватываются системой страхования от несчастных случаев. Здесь речь идет о различного рода переплетениях, распределении и  правах застрахованных. Большие затраты  на финансирование последствий несчастных случаев на производстве являются важной причиной интенсификации государственной  политики защиты работополучателей. Необходимо, чтобы финансирование осуществлялось на 100% за счет взносов предприятий  или работодателей, т.к. в соответствии с принципом причинности вопрос о начислении издержек (затрат), связанных  с последствиями несчастных случаев, будет отнесен к предприятиям.

Социальная  защита работников, как важнейшее направление социальной политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения во всех странах составляют работающие, единственным (или основным) доходом которых является заработная плата, а это означает, что они экономически уязвимы и им не на что опереться, кроме государственной власти. Кроме того, в любом государстве имеется значительное количество нетрудоспособных лиц и лиц с пониженной трудоспособностью, требующих особого внимания государства. Ко всему этому можно добавить, что политика государства в области социальной защиты занятых базируется на неравенстве сторон на рынке труда. Наемный работник является слабой по сравнению с работодателем стороной, поскольку не обладает собственностью на средства производства и вынужден продавать свою рабочую силу. Действия государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку работников в случае нанесения ущерба здоровью последних или в иных случаях. Для этого государство разрабатывает определенные правовые нормы, обеспечивающие создание системы договоров, которые заключают между собой работники и предприниматели.

Международная практика и  отечественный опыт свидетельствуют  о том, что к важнейшим принципам  социальной защиты работников следует  отнести:

  1. социальная ответственность общества и государства за бережное отношение к личности, к защите достоинства человека, его права на свободный труд, свободу выбора профессии, места работы и обучения, охрану труда, обеспечение приемлемых условий труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты трудоспособности, что соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека, социальных пактов и других документов ООН, МОТ и других признанных международных норм;
  2. социальная справедливость в области трудовых отношений - равные права на условия и охрану труда, сохранения здоровья, работоспособности и трудоспособности граждан, высокий уровень компенсации утраты трудоспособности, обеспечение медицинского, социальной и профессиональной реабилитации;
  3. всеобщий и обязательный характер защитных работников от социальных и профессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту как главного ориентира социально - экономического развития общества;
  4. минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков, доступность и открытость соответствующей информации;
  5. государственные гарантии связанные с социальной защитой при одновременной самостоятельности и самоуправляемости негосударственных систем и программ защиты;
  6. заинтересованность всех основных субъектов защиты (государство, предприниматели, товарищества социального страхования и широкий круг профессиональных организаций трудящихся) в формировании и совершенствовании тех или иных систем и форм защиты;
  7. солидарность всех субъектов социальной защиты на основе “социальных договоров”, касающихся распределения финансового бремени по компенсации и минимизации социальных и профессиональных рисков;
  8. экономическую и социальную свободу работников в области труда - выбор профессии с приемлемыми уровнями социальных и профессиональных рисков, возможность получения профессионального образования, места работы, свободы ассоциаций;
  9. личную ответственность работников за сохранение своего здоровья, работоспособности и трудоспособности, правильный выбор профессии, места работы;
  10. многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты - от государственных гарантий для всех трудящихся до узконаправленных мер для отдельных их категорий и профессиональных групп;
  11. многосубъектность социальной защиты - субъектами социальной защиты должны выступать: государство (в лице ведомств и министерств), работодатели, товарищества по страхованию, региональные органы управления;
  12. многоаспектность и разнонаправленность мер социальной защиты - предметом внимания должны стать условия и оплата труда работников, профессиональная подготовка, медицинское обслуживание, компенсация утраты работоспособности и реабилитационные услуги.

Информация о работе Социальная политика государства как часть государственного управления