Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 14:23, курсовая работа
Как показывает исторический опыт, при осуществлении радикальных экономических преобразовании проблемы социальной политики выходят на первый план, являясь одновременно и стимулом этих преобразований, и фактором, определяющим границы радикализма. В силу целого ряда причин, на начальном этапе радикальных экономических преобразований в России основной упор был сделан на финансовое оздоровление экономики и макроэкономическую стабилизацию. Социальная сфера и её проблемы были отодвинуты на второй план. В результате население России столкнулось с резким падением жизненного уровня на фоне усиления социальной дифференциации общества.
Введение…………………………………………………………………………3
§1 Социальная политика государства как часть государственного управления……………………………………………………………………….4
1.1 Происхождение и сущность социальной политики государства………………………........................................................................4
1.2 Функции и методы социальной политики…………………………………………………....................................8
1.3 Основные направления социальной политики…………………………………….……..............................................14
1.4 Экономическая социальная политика: проблемы согласования………………………....................................................................19
1.5 Механизм формирования доходов населения…………………………………………….........................................22
§2 Актуальные проблемы социального развития государства и пути их решения …………..........................................................................................24
2.1 Социальная политика: реформы и обязательства………………………………………...........................................24
2.2 Приоритеты социальной политики России………………………………………….……..........................................27
2.3 Социальные проблемы современной России……………………………………….……..............................................31
2.4 Результаты реализации социальной политики в России на сегодняшний день………………………………………………………………35
Заключение…………………………………………………………….……......39
Список используемой литературы ……………………………….…...............41
Основными принципами, способными объединить решающее большинство общества, могут стать:
К результатам социальной политики в России можно отнести выделение некоторого процента бюджетных средств на социальные нужды, на пособия, выплаты малоимущим. Эти выплаты минимальны. Разрыв между минимальным размером оплаты труда и средней заработной платы в России огромен. Этот разрыв не может сравниться с мировой нормой. По существу жить на минимальную зарплату или на пособие приблизительно равное ему не возможно.
Правительство и государственная дума России постоянно принимают законы о повышении минимальной зарплаты, пенсий, вводят новые пособия. Но на практике эти законы не выполняются или выполняются не повсеместно и не в полном объеме. Это происходит из-за не хватки бюджетных средств в федеральном и местных бюджетах. Пенсии во многих регионах задерживаются на несколько месяцев, а зарплату на период до полугода. Что не может не сказаться на уровне жизни основной массы населения страны. Повальная остановка предприятий ведёт к увеличению армии безработных, большинство из которых идут в "теневую экономику". Отсюда и несобираемость налогов с населения и мелких предпринимателей. А из налогов в частности формируется бюджет. А отсюда и нехватка средств на социальные программы и другие аспекты деятельности общества. Круг таким образом замыкается.
Но по существу большинство социальных программ направлены на экстренное удаление проблем в социальной жизни общества, но не их решение. Проблема социальных нужд состоит из причины и следствия. Большинство, если не все попытки правительства улучшить жизнь населения является всего лишь смягчением следствий. Но эти действия не является решением проблемы. Например, малоимущего, бедного, безработного, не имеющего определенного места жительства можно бесплатно накормить, дать ему какую-либо одежду, предоставить приют на ночь. Но завтра они снова будут голодными, без одежды, без жилья. Это фактически означает, что деньги потрачены впустую. Для такого постоянного обеспечения не хватит ни каких бюджетных средств. Поэтому необходимо бороться с самим явлением нищеты, бедности - безработицы. Надо направить все силы на борьбу с причинами социальных проблем. А значит необходимо принять меры по недопущению закрытия, приостановки деятельности, к примеру, предприятий. Это уменьшит количество безработных, даст возможность людям самим заработать на жизнь. При этом и оплата труда должна быть на уровне, который позволял людям на него жить. Разработка и постоянное усовершенствование законодательства также может помочь этому процессу.
Социальные программы России включают в себя единовременные и постоянные пособия по разным вопросам социальной жизни не защищенных слоёв общества.
К числу мер общего характера
относятся социальные выплаты семьям,
связанные с рождением и
Государственные социальные пособия семьям, имеющим детей не велики, они составляют около одного размера оплаты труда (МРОТ). Эти пособия выплачиваются по месту работы родителей, но на многих предприятиях и в учреждениях существует многомесячная задержка заработной платы и следовательно и этих пособий. Пособия этого вида являются минимальной поддержкой семье. Источником выплаты этих пособий являются местный бюджет, но средств местного бюджета катастрофически не хватает. При задержке их выплат и с учётом инфляции они не соответствуют реальным ценам на товары. Но эти пособия всё же являются “подпиткой” для семьи, где не работают, находятся в вынужденных отпусках родители или работает один член семьи. Также они (пособия) распространяются на одиноких матерей, которым особенно сложно содержать ребёнка в нынешних социально- политических условиях.
Страховые пособия в связи с рождением ребёнка
При рождении ребёнка выплачивается довольно значительное пособие, что является существенной поддержкой семье с новорождённым ребёнком. Также существует не большое пособие для женщин, ожидающих ребёнка, материально поощряется их своевременная забота о будущем ребёнке. Пособие по уходу за новорождённым не велико. На такие средства не возможно существование новорождённого с матерью.
Выплаты взрослым членам семьи
Предусмотрено пособие трудоспособному,
неработающему лицу по некоторым
случаям ухода за инвалидами и
престарелыми, детьми инвалидами, которое
составляет не много более половины
МРОТ, что очень мало. Население
редко прибегает к уходу с
работы для ухода за данными группами
людей, неспособных самостоятельно
жить. Это происходит только в крайних
случаях, экстренных случаях. Так же
мало пособие матерям, воспитывающим
малолетних детей. Это пособие выплачивается
из средств предприятий и
Также дело обстоит и с выплатами женщинам не работающим до декретного отпуска или в связи с ликвидацией организации. Эти пособия выплачиваются из федерального бюджета органами соцзащиты.
В соответствии с указом Президента РФ и законом РФ существуют выплаты женам военнослужащих, студентам и аспирантам ВУЗов. Также и они не составляют значительного капитала, не соответствует уровню цен на продукты питания и промтовары.
Пособия по безработице это
особая форма выплат. Эти пособия
в России появились не так давно.
Нет отлаженного механизма “
Стипендии
Стипендия для студентов
ВУЗов равна МРОТ. Жизнь студента
на стипендию не возможна без дополнительного
заработка или поддержки
Особой формой поощрения студентов и аспирантов ВУЗов является Президентская стипендия. Она достаточна велика. Для студентов 3, а для аспирантов 4 МРОТ. Но, тем не менее, при существующем уровне цен прожить на данные выплаты крайне сложно.
Функционирование пенсионной системы, в сущности, не изменилось. Также в основном выплачиваются из государственного бюджета, но деньги проходят через Пенсионный фонд. Система пенсионного обеспечения не поставлена на определённый уровень. Отчисления из зарплаты в Пенсионный фонд не изменились в процентном отношении, что не в полной мере компенсирует затраты на выплаты пенсий. Создание пенсионных вкладов в коммерческих банках не получило массового распространения, из-за нестабильности в экономической сфере. Большинство банков не имеет прочного запаса средств и не известно будет ли существовать этот банк через пять-десять лет. Система социального обслуживания в основном встала на новый уровень в своём существовании. Появилось множество мелких частных предприятий по обслуживанию населения по всем необходимым аспектам жизни человека.
В некоторых местах политика социальных реформ дала свои результаты, но существует большое количество не законченных преобразований.
Социальная жизнь общества за последний период пошла по двум направлениям. С одной стороны появилась свобода выбора товаров и услуг, их форм. Но с другой стороны все эти социальные блага не доступны подавляющему числу жителей страны.
Существуют проблемы и в области трудоустройства. Молодые специалисты не могут устроится на работу по специальности, а квалифицированные специалисты уходят из-за недостаточного уровня зарплаты, это остро сказывается на настроении в обществе. Без средств к существованию остаются люди преклонного возраста. Пособия и разного рода выплаты и дотации не исправляют положения.
Среди частных проблем совершенствования социальной политики основными являются следующие:
Все эти и другие явления социальной жизни страны негативно влияют на экономическое и политическое положение государства. Многим социальным преобразованиям необходимо продолжение или переход к какому-то новому подходу к проблемам жизни населения России.
2.4 Результаты реализации социальной политики в России на сегодняшний день
В результате реформ социально-трудовая
сфера приобрела новое
— становление и развития
нового сектора экономики и
— образование нового источника доходов - предпринимательского и дохода от собственности в самых разнообразных его видах.
Множественность форм трудовой
активности, особенно развитие индивидуальной
трудовой деятельности, привело к
возрастанию самозанятости
Политика искусственного
поддержания сложившегося уровня занятости
или медленные темпы роста
безработицы, осуществляемая на основе
применения льготных режимов кредитования
и дотирование нерентабельных производств,
неизбежно приводит к появлению
и воспроизводству высокой
Существование большой скрытой
безработицы обусловлено
Зависимость сферы занятости от макроэкономической ситуации и изменением в структуре производства в экономике рыночного типа определяет подчинённое положение политики на рынке труда по отношению к политике финансово- экономических структур правительства России. Социальный его “блок” (включающий Министерство труда РФ, Федеральную службу занятости, Федеральную миграционную службу и т. д.) практически не обладает возможностями прямо влиять на масштабы занятости и безработицы. К его прерогативам относятся лишь нормативное обеспечение и оперативное регулирование конкретных процессов на рынке труда.
Изменение экономической
ситуации в стране обусловило необходимость
создание правовых основ. Регулирующих
поведение всех экономических субъектов
на рынке труда. Несмотря на то, что
Закон о занятости — первый
правовой акт, нормы которого в основном
адекватны формирующимся
Хуже всего положение
лиц, длительное время не работающих.
В настоящее время отсутствует
чёткое законодательство относительно
тех лиц, кто по истечении 12 или 15
месяцев не имеют работы ни работы,
ни право на получение пособия. В
то же время наблюдается ярко выраженная
тенденция роста средней
Регистрация и учет безработных в органах ФСЗ — сегодня главная её функция, которую, несмотря на её важность, никак нельзя рассматривать в качестве инструмента активной политики на рынке труда. ФСЗ разработала ряд мер, содержащихся в ежегодных программах содействия занятости населения. Однако как набор этих мер, так и их эффект ограничены. Фонд занятости не способен поддержать малый и средний бизнес, если в том или ином регионе нет необходимых экономических условий. Система профессиональной подготовки и переподготовки работников не может быть эффективна хотя бы потому, что не ориентируется на потребности современного производства. В настоящее время процессы, происходящие на рынке труда, носят стихийный, неорганизованный характер и что реальное влияние на них ФСЗ минимально. Особые надежды с точки зрения стабилизации рынка труда возлагались на реализацию идеи социального партнёрства и регулирование занятости на основе коллективных и индивидуальных трудовых договоров. Первым опытом в этом направлении стало Генеральное соглашение на 1992 г., заключённое между правительством РФ, российским объединением профсоюзов и объединениями предпринимателей, в котором нашли отражение основные направления содействия занятости и развития рынка труда. В условиях массового высвобождения тарифных соглашений предусматривает ряд гарантий для них: направление на переобучение или освоение другой профессии с отрывом от производства с выплатой разницы между стипендией и средней заработной платы по месту последней работы; защиту интересов работников в период массового высвобождения со стороны общественных организаций (профсоюзов); приоритетное право работника, временно переведённого на другое предприятие, на восстановлении в прежней должности по окончанию реконструкции и прочее.
Информация о работе Социальная политика государства как часть государственного управления