Социальная политика государства как часть государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 14:23, курсовая работа

Описание

Как показывает исторический опыт, при осуществлении радикальных экономических преобразовании проблемы социальной политики выходят на первый план, являясь одновременно и стимулом этих преобразований, и фактором, определяющим границы радикализма. В силу целого ряда причин, на начальном этапе радикальных экономических преобразований в России основной упор был сделан на финансовое оздоровление экономики и макроэкономическую стабилизацию. Социальная сфера и её проблемы были отодвинуты на второй план. В результате население России столкнулось с резким падением жизненного уровня на фоне усиления социальной дифференциации общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
§1 Социальная политика государства как часть государственного управления……………………………………………………………………….4
1.1 Происхождение и сущность социальной политики государства………………………........................................................................4
1.2 Функции и методы социальной политики…………………………………………………....................................8
1.3 Основные направления социальной политики…………………………………….……..............................................14
1.4 Экономическая социальная политика: проблемы согласования………………………....................................................................19
1.5 Механизм формирования доходов населения…………………………………………….........................................22
§2 Актуальные проблемы социального развития государства и пути их решения …………..........................................................................................24
2.1 Социальная политика: реформы и обязательства………………………………………...........................................24
2.2 Приоритеты социальной политики России………………………………………….……..........................................27
2.3 Социальные проблемы современной России……………………………………….……..............................................31
2.4 Результаты реализации социальной политики в России на сегодняшний день………………………………………………………………35
Заключение…………………………………………………………….……......39
Список используемой литературы ……………………………….…...............41

Работа состоит из  1 файл

kursach_Egora.docx

— 116.71 Кб (Скачать документ)

 

Социальная  политика в области заработной платы должна реализовываться дифференцированно. Регулирующие вмешательство осуществляется в основном в тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы. Это главным образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют неквалифицированного труда. В отношении таких категорий населения фиксируется минимальный уровень заработной платы, ниже которого выплачивать ее, не разрешается. С помощью законов государство определяет также ритм оплаты труда.

В некоторых случаях политика заработной платы предусматривает  введение предельного уровня последней  и сохранение его в течение  определенного отрезка времени. Возможно также использование ограничений  на темпы роста оплаты труда. Данные меры применяются для предотвращения инфляции и устранения трудностей в  области платежного баланса.

Социальная  политика на рынке труда. Государственная политика в этой области делает особенно отчетливым переход системы чистого страхования по безработице к поиску профилактических мер по предотвращению возможных трудностей в трудовой деятельности и на рынке труда.

Социальная политика применительно  к рынку связана прежде всего  с возможностями государства  влиять на спрос на рабочую силу. Кроме того, воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки  правовых норм, касающихся использования  в стране иностранной рабочей  силы. Регулирование может осуществляться и сокращением доступа некоторых  групп работников на рынок труда (например, с помощью сокращения пенсионного возраста). Кроме того, государство может влиять на рынок  труда, информируя о его состоянии  заинтересованные органы. Весьма серьезное  воздействие на этот рынок оно  оказывает и тем, что берет  на себя организацию и финансирование системы переобучения работников в  связи со структурными сдвигами в  экономике.

Инструментарий социальной политики в области рынка труда  включает в себя наряду с произведением  компенсационных выплат при безработице  и в период поиска работы предоставление консультаций по профориентации, трудоустройству  и профессиональному обучению, облегчающих  вступление в трудовую жизнь или  смену профессии. Финансовые средства из фонда страхования по безработице  должны использоваться эффективно, например, в целях финансирования мероприятий  по профессиональному обучению, реабилитации, облегчающей возвращение к трудовой деятельности, а также в качестве вспомогательных средств для  создания и изменения структуры  рабочих мест.

Наряду с этим целью  современной политики обеспечения  занятости является также решение  проблем особых групп работающего  населения (пожилых людей, инвалидов, женщин, молодежи, иностранцев).

 

 

Жилищная  политика

 Это направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство. При этом используются различные возможности. Например, территориальные органы власти сами создают относительно дешевые комплексы жилья и сдают их в наем семьям с низкими доходами. Еще один путь социальной поддержки в этой области предполагает использование жилья, построенного частными строительными кооперативами. Роль государства в этом случае сводится к тому, что оно бесплатно предоставляет строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или применяет к ним более мягкое налогообложение. В рамках данного варианта государство обычно контролирует величину оплаты жилья, устанавливая предельную сумму доходов владельцев за сдаваемое в наем жилье. В отдельных случаях приходится поступать еще более решительно: изымать из частной собственности землю и использовать ее для государственного жилищного строительства.

 

1.4 Экономическая социальная политика: проблемы согласования

 

 В ближайший перспективный период достижение устойчивых темпов экономического роста становится возможным в случае позитивных сдвигов в экономической структуре, прежде всего прекращения падения и дальнейшего увеличения доли перерабатывающих отраслей в промышленности, кардинального повышения роли высокотехнологичных отраслей, постепенного снижения доли первичных отраслей и существенного ослабления зависимости экономики от экспорта первичных ресурсов.

     Рациональность  структуры рыночного хозяйства  на постиндустриальной стадии  развития определяется следующими  характеристиками:

1. Преобладающая роль в промышленной структуре высокотехнологичных отраслей, максимально адаптированных к использованию достижений новейшего этапа научно-технической революции.

2. Вымывание многих традиционных методов производства и целых отраслей, замена ряда массовых ресурсов новыми искусственными материалами.

3. Создание новых продуктов и усовершенствование ранее выпускаемых исходя из требования максимального разнообразия и повышение качества при параллельном создании новых рабочих мест.

4. Рациональное сочетание крупных, средних и малых промышленных предприятий за счет оптимального сочетания материало-энерго и трудосберегающих технологий и оптимального приспособления к изменениям спроса посредством диверсификации производства и выхода на новые рынки.

5. Формирование аграрного сектора, полностью отвечающего современным рыночным стандартам.

6. Становление технически и технологически преобразованных отраслей сферы услуг на базе реализации новых систем информатизации.

7. Формирование инновационной сферы, служащей генератором авангардных технологий на основе постоянного роста эффективности затрат на НИОКР.

     Достижение  рассмотренных целей структурной  трансформации в рамках рыночной  сферы неизбежно будет связанно  с решением социальных проблем.  Трансформация Российской экономики  в направлении к современному  постиндустриальному типу обязательно  предполагает преодоление сложившихся  структурных деформаций, прежде  всего, в отношении первичных  отраслей, бывшего ВПК и аграрного  сектора. Следовательно, долгосрочные  императивы структурных преобразований  требуется дополнить промежуточными  целями на среднесрочную перспективу,  прежде всего, прежде всего  определяющими направление преодоления  структурных деформаций.

Один из возможных вариантов  набора основных промежуточных целей  структурного рыночного реформирования выглядит таким образом:

1. Достижение современных стандартов ресурсосбережения в первичных отраслях на принципах комплексного использования в максимальном приближении его к источникам.

2. Завершение конверсии на рыночных принципах в конкурентоспособном секторе бывшего ВПК (в авиационной, космической, химико-технологической, медико-биологической промышленности и др.) и его выхода на внешние рынки.

3. Сокращение мощностей в депрессивных отраслях и подотраслях (угольной, частично судостроительной, металлургии, нефтехимии, текстильной промышленности) и создание конкурентно способной среды в отношении оставшихся производителей.

4. Достижение современного уровня развития перерабатывающей сельскохозяйственной промышленности, в целом реформирование аграрного сектора на базе современного, отвечающего рыночным принципам законодательства.

5. Техническое переоснащение в соответствии с современными требованиями подотраслей магистральной инфраструктуры.

6. Завершение создания необходимой инфраструктуры для эффективного функционирования малого бизнеса.

7. Формирование остова инновационной сферы, адаптированной к современному рынку.

Вместе с тем крайне значимой проблемой структурных  преобразований в обозримой перспективе  останется развитие социальной сферы, исходя из всех стандартов уровня жизни, экологической безопасности и т.д. выдвигаются цели обеспечения уровней  потребления в социальной сфере, прежде всего в отношении малообеспеченных групп населения. преодоления кризисных  последствий природных процессов, достижение современных экологических  стандартов в рыночной и социальной сферах повышения гарантий предоставления социальных услуг, предполагающего  кардинальное сокращение масштабов  бедности. В практическом плане согласование инструментов рыночного регулирования  и социальной политики становится возможным  на основе двух принципов – строгого разграничения и одновременно взаимосвязанного максимального применения критериев  принятия решения двух рассматриваемых  направлений: политико-экономического и политико-социального. В соответствии с развиваемым подходом любое  серьезное политическое решение  призвано оцениваться с учетом эффектов взаимодействия рыночных и социальных процессов.

К настоящему времени возникли весомые предпосылки к полномасштабной  реализации системы общенационального  государственного программирования. В  их числе следует выделить создание современной, отвечающей мировым стандартам системы национального счетоводства и совершенствование практики среднесрочного прогнозирования. Следовательно, для  успешного проведения  масштабных структурных преобразований большое  значение имеет конкретизация взаимосогласованных  общенациональных целей экономической  и социальной политики.

 

 

 

1.5 Механизм формирования доходов населения

 

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных  домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Уровень потребления  населения прямо зависит от уровня доходов. Денежные доходы населения  включают все поступления денег  в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской  деятельности, пенсий, стипендий, различных  пособий, доходов от собственности  в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг, недвижимости, продукции сельского хозяйства, различных изделий, доходов от оказанных  на сторону различных услуг и  др.

Натуральные доходы включают, прежде всего, продукцию, произведенную  домашними хозяйствами для собственного потребления.

Следует различать номинальные, располагаемые и реальные доходы.

Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен. Располагаемые доходы – это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства используемые населением на потребление и сбережение.

Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учетом изменения розничных цен и тарифов.

Заработная плата – это цена трудовых услуг, предоставляемых наемными ра6отниками разных профессий при реализации их деловой активности. Номинальная заработная плата – это сумма денег, полученная работником за определенный промежуток времени (неделю, месяц и т.д.). Реальная заработная плата – это номинальная заработная плата с учетом изменения розничных цен и тарифов. Так, повышение номинальной заработной платы на 15% при росте уровня розничных цен на 10% дает прирост реальной заработной платы на 5%. Номинальная заработная плата может повыситься, а реальная понизиться, если цены на товары и услуги растут быстрее, чем номинальная заработная плата.

При переходе к рыночной экономике в России произошли  значительные изменения в структуре  денежных доходов населения, выразившиеся в снижении доли оплаты труда и  повышении доли доходов от предпринимательской  деятельности и собственности

 

 

Структура денежных доходов  населения России, % от общего объема

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2 Актуальные проблемы социального развития государства и пути их решения

2.1 Социальная политика: реформы и обязательства

 

        Под социальной политикой можно понимать законодательное установление и обеспечения исполнения социальных обязательств государства, совокупность которых призвана гарантировать конституционно закрепленные социальные права граждан и их реализацию в законодательно установленных направлениях, сферах и областях.

Социальная политика государства  предполагает наличие:

1) общественно поддерживаемой социальной доктрины (в идеале – сформулированной в официальных программных документах;

2) конституционных и законодательных установлений и конкретизирующих их нормативных подзаконных актов по группам и отдельным социальным обязательствам государства;

3) институционального каркаса и механизмов организации исполнения социальных обязательств государства;

4) организационной структуры мониторинга и контроля;

5) ресурсов для реализации предыдущих позиций и для непосредственного исполнения социальных обязательств государства.

 

 В любое время и  во всех странах региональные  и местные власти сталкиваются  с одной и той же проблемой:  как согласовать свои(всегда ограниченные) финансовые и административные ресурсы с необъятным числом конкретных дел, не дающих немедленную финансовую отдачу, и проблем, ”по определению” не имеющих окончательного и вполне удовлетворительного для участвующих сторон решения. Речь идет обо всем , относящемся к так называемой социальной сфере, - о социальной защите неимущих, муниципальном жилье, благоустройстве и т.п.

В России социальные функции  региональных и особенно местных  властей шире, чем во многих других странах мира, а финансовые ресурсы  на их реализацию минимальны. И выход  из этого тупика должны сделать социальные обязательства государства, которые  можно определить как конституционную  или законодательную зафиксированную  совокупность социальных благ(услуг, льгот, субсидий и т. п.)которые государство и только оно, обязуется сделать доступными для своих граждан.

Использование шоковых методов  рыночных преобразований, обнаружило острейшие проблемы не только в экономике, но и в социальной сфере, условиях жизнедеятельности всего населения. Это вызвало объективную необходимость  большей социальной ориентации реформ, определение социальных приоритетов, социальной ”цены” перехода к рыночной экономики и уточнения самого понятия ее социальной ориентации. Социальная ориентация предполагает выбор  общественных приоритетов, целенаправленное стимулирование определенных сфер и  направлений деятельности, осуществление  экологических программ. Одним из самых сложных философских и  нравственных вопросов является вопрос о сочетании рынка и социальной справедливости. Помимо очевидной связи  социального развития с достижением  социальной справедливости не менее  важно при анализе социальной проблематики исходить из реального  состояния современной экономики  страны, которое продолжает ухудшаться. Не преодолен спад производства и  инвестиционной деятельности, не происходит структурных перестроек, снижается  покупательная способность предприятий  и населения. Розничный товарооборот, включая услуги, в два с лишним раза превышает выпуск товаров народного  потребления, что свидетельствует  о беспрецедентном завышении  издержек обращения и не способствует формированию механизма конкурентоспособного ценообразования. Последнее не только затрудняет реализацию крупномасштабных программ реконструкции народного  хозяйства, но непосредственно влияет на социальное развитие, положение  дел в товаропроизводящих отраслях, уровень жизни занятого и неработающего  населения.

Информация о работе Социальная политика государства как часть государственного управления