Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:48, статья
В октябре 1997 года в Послании Президента Республики Казахстан народу страны «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» была представлена Стратегия развития Республики Казахстан до 2030 года (далее – Стратегия «Казахстан – 2030»). Стратегия «Казахстан – 2030» обозначила долгосрочный путь развития суверенной республики, направленный на трансформацию страны в одну из самых безопасных, стабильных, экологически устойчивых государств мира с динамично развивающейся экономикой.
Введение. 4
I. Стратегический план – 2020: глобальные тенденции. 5
Тенденции в мировой экономике. 5
Вызовы и возможности. 6
II. Стратегический план – 2010: основные результаты.. 7
Достижения. 7
Вызовы, остающиеся актуальными. 8
III. Ключевые направления развития Казахстана до 2020 года. 8
Казахстан в 2020 году. 8
Стабильная база для роста, процветания и безопасности Казахстана: пять ключевых направлений. 9
Ключевое направление: подготовка к посткризисному развитию.. 11
Улучшение бизнес-среды.. 11
Укрепление финансового сектора. 12
Формирование надежной правовой среды.. 14
Ключевое направление: ускорение диверсификации экономики. 18
Формирование благоприятной экономической среды.. 18
Макроэкономическое управление в поддержку диверсификации экономики. 18
Противодействие неэффективным проектам.. 19
Построение национальной инновационной системы.. 19
Принципы успешной индустриализации. 19
Приоритеты диверсификации. 20
Агропромышленный комплекс и переработка сельскохозяйственной продукции. 22
Строительная индустрия и производство строительных материалов. 23
Нефтепереработка и инфраструктура нефтегазового сектора. 23
Металлургия и производство готовых металлических продуктов. 23
Химическая, фармацевтическая и оборонная промышленность. 23
Развитие энергетики, включая атомную энергетику и альтернативные источники энергии. 24
Транспорт и телекоммуникации. 25
Ключевое направление: инвестиции в будущее. 30
Образование. 30
Здравоохранение. 34
Трудовые ресурсы.. 37
Ключевое направление: услуги для граждан. 37
Социальная защита населения. 38
Жилищно-коммунальное хозяйство. 39
Ключевое направление: обеспечение межнационального согласия, безопасности, стабильности международных отношений 41
Поддержание внутренней стабильности. 41
Национальная безопасность. 43
Международные отношения и внешняя политика. 44
IV. Основа для реализации Стратегического плана – 2020: результативный государственный сектор. 46
Определение четких полномочий и ответственности. 46
Повышение качества оказания государственных услуг 47
Профессионализация государственной службы.. 47
Государственное управление, ориентированное на результат. 48
Управление реформами государственного сектора. 48
V. Мониторинг и оценка реализации Стратегического плана – 2020. 49
Система мониторинга и оценки. 49
Вовлечение граждан. 50
Создание базы статистических данных для мониторинга. 50
Заключение. 51
Транспорт и телекоммуникации
Основными направлениями развития транспорта будут повышение эффективности и интеграция четырех основных составляющих транспортной инфраструктуры: железнодорожной, автомобильной, воздушной и водной.
Транзитный потенциал страны будет повышен через целевые инвестиции в транспортную инфраструктуру в сочетании с реформированием таможенных и пограничных процедур.
Внутриконтинентальное расположение страны и отсутствие выхода к морю усиливают роль транспорта в доставке казахстанских товаров на внешние рынки сбыта, ввозе импортной продукции, развитии торговых связей с Россией и Китаем, а также в доступе к портам Персидского залива через Туркменистан и Иран.
Железнодорожный транспорт
Реформирование железнодорожной отрасли будет предусматривать совершенствование государственного регулирования, создание условий для частной инициативы, а также значительное обновление и модернизацию основных средств. Ключевые изменения институциональной структуры отрасли будут заключаться в организационном, финансовом и операционном разделении инфраструктурной и перевозочной видов деятельности; отсутствии ценового регулирования перевозочной деятельности со стороны государства; обеспечении недискриминационного доступа к магистральной железнодорожной инфраструктуре независимым перевозчикам и государственном субсидировании убыточных социально-значимых перевозок.
Стратегические цели в сфере железнодорожного транспорта
К 2020 году | построено около 1400 км новых железнодорожных линий для ускорения доставки грузов и пассажиров внутри республики и за пределы Казахстана, при этом не менее 50% финансирования строительства осуществляется за счет частных инвестиций
износ основных активов железнодорожного транспорта снижен до 40 %
средняя техническая скорость движения грузовых поездов по транзитным участкам железных дорог составит не менее 55 км/ч
доля расходов на перевозки железнодорожным транспортом в себестоимости экспортной продукции снижена на 20% доля электрифицированных железнодорожных линий составит не менее 40% в общей протяженности железнодорожных линий
функционируют 5 или более независимых крупных операторов в области грузовых и пассажирских перевозок с долей на рынке не менее 7 % для каждого оператора
объем транзитных перевозок по территории Казахстана увеличится более чем два раза |
К 2013 году | построена железнодорожная линия «Жетыген – Коргас»
внедрена новая система управления железнодорожным транспортом
реализована новая тарифная политика в сфере грузовых и пассажирских перевозок и утверждены предельные тарифы на услуги магистральной железнодорожной сети на 10 лет |
К 2012 году | построена железнодорожная линия «Узень – государственная граница с Туркменистаном» |
Автодорожная отрасль и автомобильный транспорт
Дальнейшее развитие автодорожной отрасли будет обеспечиваться сочетанием институциональных реформ и мер по дальнейшей либерализации отрасли, нацеленных на совершенствование системы содержания дорог и обеспечение инвестиций в магистральную инфраструктуру.
К 2020 году будет выстроена современная автодорожная сеть, связывающая между собой крупные города и населенные пункты Казахстана. При этом особое внимание будет уделено развитию автодорог местного значения.
Стратегические цели в сфере автодорожной отрасли
и автомобильного транспорта
К 2020 году | построены и реконструированы около 16 тыс. км автомобильных дорог республиканского значения
объем транзитных перевозок по территории Казахстана возрастет в более чем два раза |
К 2015 году | в среднем 85% автомобильных дорог республиканского значения находятся в хорошем и удовлетворительном состоянии
в среднем 70% автомобильных дорог местного значения находятся в хорошем и удовлетворительном состоянии |
К 2014 году | реконструирован международный транзитный коридор «Западная Европа – Западный Китай» |
К 2012 году | введена платная система на отдельных участках автомобильных дорог республиканского значения
внедрены экологические стандарты «Евро-3»
на международных перевозках внедрены цифровые тахографы |
Авиатранспорт
Развитие гражданской авиации будет сопровождаться постепенной либерализацией регулирования воздушных перевозок, осуществлением инвестиций в поддержание инфраструктуры авиаперевозок, повышением требований к безопасности полетов и авиационной безопасности.
Стратегические цели в сфере авиатранспорта
К 2020 году | 15 аэропортов имеют категорию ИКАО
создан конкурентный рынок воздушных перевозок
функционируют 4 международных аэропорта-«хаба»
объем транзитных перевозок возрастет в более чем два раза |
К 2015 году | число международных воздушных сообщений увеличено в два раза
полностью внедрены европейские авиационные стандарты |
Водный транспорт
Приоритетными направлениями развития отрасли водного транспорта являются развитие портовой и сервисной инфраструктуры, формирование торгового флота, развитие кадрового потенциала и обеспечение безопасности судоходства.
Стратегические цели в сфере водного транспорта
К 2020 году | пропускная способность морских портов Казахстана доведена до 48 млн. тонн |
К 2016 году | национальный морской торговый флот обеспечивает 2/3 объема перевозок нефти и 1/2 объема перевозок сухих грузов из портов Республики Казахстан на Каспийском море |
К 2015 году | обеспечено безопасное плавание судов в акватории казахстанского сектора Каспийского моря и по внутренним водным путям |
Телекоммуникации
В последние годы стремительное развитие и адаптация инфокоммуникационных технологий (ИКТ) становятся важными факторами модернизации общества, влияя не только на экономические показатели, но и на образ жизни людей. В целях формирования современного инфокоммуникационного пространства продолжится стимулирование развития отрасли телекоммуникаций, создание современной инфраструктуры сферы ИКТ, распространение телекоммуникационных и электронных услуг, а также формирование основ динамичного информационного общества.
Стратегические цели в сфере инфокоммуникаций
К 2020 году | сформирована инфраструктура телекоммуникаций, базирующаяся на современных высокоскоростных оптических и беспроводных технологиях, ориентированная на предоставление мультимедийных услуг населению и организациям
обеспечен 100-процентный уровень доступности базовых услуг в сфере ИКТ для населения
повышен уровень компьютерной грамотности населения до 60 % |
К 2015 году | достигнут 100-процентный уровень цифровизации местной телефонной связи
достигнут 100-процентный охват домохозяйств Республики Казахстан услугами телефонной связи и широкополосного доступа к Интернету
обеспечены услугами мобильной связи все населенные пункты с численностью населения от 1000 человек и более
уровень отраслевой стандартизации доведен до международных норм и сформирована правовая основа, способствующая развитию ИКТ в Республике Казахстан
повышен уровень компьютерной грамотности населения до 40%
внедрено цифровое вещание на всей территории Казахстана
обеспечен перевод не менее 50% социально значимых государственных услуг в электронную форму в рамках реализации программ «электронное правительство» и «электронные акиматы»
создана система мер государственной поддержки казахстанского сегмента сети Интернет |
Ключевое направление: инвестиции в будущее
Развитие человеческих ресурсов определяется в качестве высшего приоритета долгосрочной стратегии развития страны. Экономические выгоды в будущем прочно связаны с инвестициями в образование и здравоохранение, значительно повышающими качество и производительность рабочей силы.
Поэтому в следующем десятилетии улучшению качества услуг образования и здравоохранения будет придаваться особое значение. Большое внимание будет уделяться увеличению численности населения, в первую очередь, за счет его естественного прироста и проведения рациональной миграционной политики.
Будет повышена эффективность системы охраны прав и защиты законных интересов детей, направленной на комплексное решение вопросов профилактики и предупреждения семейного неблагополучия и социального сиротства, беспризорности и безнадзорности, правонарушений и преступности.
Государственная молодежная политика будет направлена на формирование конкурентоспособной молодежи, которая примет активное участие в общественно-политических и социально-экономических преобразованиях. Будет разработана эффективная модель взаимодействия с молодым поколением, направленная на повышение патриотического самосознания, гражданской ответственности, формирование активной общественной позиции и здорового образа жизни, развитие предпринимательского и инновационного потенциала, выявление и поддержку молодых талантов.
Образование
К 2020 году будет проведена кардинальная модернизация всех уровней образования – от дошкольного до высшего. Будут предоставляться возможности как для получения знаний на каждом уровне образования, так и повышения профессиональной квалификации, приобретения новых знаний и навыков на постоянной основе в течение всей жизни человека.
Государство предоставит возможности для дошкольного воспитания и обучения всем детям независимо от места проживания и доходов семьи.
В среднем образовании будет осуществлен переход на 12-летнюю модель обучения, предусматривающую всеобщее обязательное образование в течение десяти лет и профильное образование в течение двух лет. При этом содержание программ обучения будет пересмотрено таким образом, чтобы уделять больше внимания развитию компетенций, необходимых в жизни и профессии.
Одним из ключевых проектов, способствующих модернизации системы среднего образования, станет проект «Назарбаев Интеллектуальные школы». Данные школы станут стартовыми площадками по разработке, внедрению и апробации учебно-воспитательных программ для детского сада и предшколы, а также образовательных программ 12-летнего обучения. Эти программы будут сочетать лучшие традиции казахстанского образования и передовой опыт мировой педагогической практики, предусматривать профилирование по предметам физико-математического и химико-биологического направлений, способствовать расширенному изучению языков.