Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:10, курсовая работа
Современное правовое государство немыслимо без разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Сферы их реализации подлежат четкому разграничению, они не должны быть помехой друг другу. Разделение властей должно быть основано прежде всего на их сотрудничестве, которое сдерживало бы каждую из них, ставило бы в определенные рамки и балансировало. Стройная система законов и эффективное правосудие – важнейшие составляющие правового демократического государства.
Введение.________________________________________________________ 3
Понятие судебной системы._________________________________________4
О развитии судебной системы в России._______________________________6
Конституция – основа судебной власти . Структура современной судебной системы._________________________________________________________9
Конституционный суд РФ. _________________________________________12
Верховный суд РФ и другие федеральные суды общей юрисдикции.______15
Система федеральных арбитражных судов.___________________________18
Суды субъектов РФ.______________________________________________21
Заключение._____________________________________________________25
Библиографический список._________________________
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
им.
П.А. СТОЛЫПИНА»
КАФЕДРА
КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ»
НА ТЕМУ:
«СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РФ»
Выполнила: студентка 1 курса 112 группы
специальности «Юриспруденция»
дневного отделения
факультета ППУ
Никитина Анастасия
Проверила:
доц. Воронкова М. Л.
2011г.
Содержание
Введение._____________________
Понятие
судебной системы.______________________
О развитии
судебной системы в России._____________
Конституция
– основа судебной власти . Структура
современной судебной системы.______________________
Конституционный
суд РФ. ______________________________
Верховный
суд РФ и другие федеральные суды общей
юрисдикции.______15
Система
федеральных арбитражных судов.
Суды субъектов
РФ.___________________________
Заключение.___________________
Библиографический
список._______________________
Введение.
Современное правовое государство немыслимо без разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Сферы их реализации подлежат четкому разграничению, они не должны быть помехой друг другу. Разделение властей должно быть основано прежде всего на их сотрудничестве, которое сдерживало бы каждую из них, ставило бы в определенные рамки и балансировало. Стройная система законов и эффективное правосудие – важнейшие составляющие правового демократического государства. Для реализации судебной власти государства и существует судебная система, которая представляет собой совокупность судебных органов. Структура судебной системы РФ является темой данной работы.
Суд занимает особое место среди других органов государственной власти. Задачи суда - признание виновным или оправдание человека в совершении преступления, реализация прав граждан на действия должностных лиц, рассматривает некоторые виды административных правонарушений. Другие органы не могут выполнять данные функции.
В Конституции РФ существует глава под названием «Судебная власть», устанавливающие отделение судебной власти от законодательной и исполнительной.
Конституция и федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года (в редакции от 5 апреля 2005 г.) предусматривают, что только суды обладают особым видом государственной деятельности - отправлением правосудия.
Цель
данной работы - показать, что представляет
собой судебная власть в Российской
Федерации, принципы организации, систему
и основные органы правосудия.
Понятие
судебной системы.
Судебная система – это совокупность судебных органов (судов) , предназначенная для осуществления судебной власти.
Что же такое, собственно говоря, власть? Вообще говоря, властью государственной (политической) принято считать возможность и способность народа и (или) государства в лице его органов оказывать воздействие на поведение людей и в целом на процессы, происходящие в обществе, с помощью убеждения, принуждения либо иных способов. Еще уже понятие судебной власти. Это одна из ветвей государственной власти. Субъектом, осуществляющим ее, является не любой государственный орган, а лишь суд, который обладает присущими только ему возможностями и способностями воздействия на поведение людей, а через это — и на процессы, происходящие в обществе. Поэтому судебную власть можно было бы определить как возможность и способность занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы. Из этого определения следует, что понятию судебной власти свойственно по крайней мере два компонента: во-первых, данная власть может реализоваться только специально создаваемым госу-дарственным учреждением — судом; во-вторых, у этого органа должны быть свои, присущие только ему возможность и способность воздействия. Эти признаки взаимосвязаны и взаимозависимы. Их нельзя изолировать друг от
друга или
противопоставлять.
Правосудие — важное
проявление судебной власти.
Осуществление правосудия -
специфическое и исключительно
судебное полномочие. Но судебная власть
не сводится только к данному полномочию.
Она включает и ряд других, которые, как
и правосудие, имеют большое социальное
значение.
К ним
относятся следующие:
-конституционный контроль;
-контроль за законностью и обоснованностью
решений и действий органов государственной
власти и местного самоуправления,
общественных объединений, должностных
лиц;
-обеспечение исполнения приговоров
и иных судебных решений;
-дача разъяснений по вопросам судебной
практики;
- участие в формировании
судейского корпуса и содействие
органам судейского сообщества.
Исходя
из указанных выше проявлений
судебной власти, судебная система,
как инструмент для ее
Причем
с течением времени эта структура
претерпевала значительные, иногда коренные
изменения. Рассмотрим кратко основные
этапы развития судебной системы
России.
О
развитии судебной системы
в России.
Система судоустройства России до 60-х годов XIX в. определялась положениями Учреждения о губерниях 1775 г. Как писал А. Ф. Кони, получилось «бессвязное собрание самых разновременных постановлений, механически сливавших воедино Уложение царя Алексея Михайловича, указы Петра и, как выразился в 1835 году Государственный совет, «виды правительства», обнародованные в 1784, 1796, 1823 годах.
Суд не был отделен от администрации и носил ярко выраженный сословный характер. Система судебных органов была крайне сложной. Судопроизводство, как и раньше, носило канцелярский характер, в нем продолжала применяться теория формальной оценки доказательств, отсутствовала гласность процесса, не было равенства сторон, обвиняемый не имел права на защиту. Другой порок дореформенного суда - взяточничество. Это, наряду с произволом и невежеством чиновников, типичное для всех звеньев государственного аппарата явление здесь приобрело настолько чудовищный, всепоглощающий размах, что его вынуждены были признать даже самые ярые защитники самодержавно-крепостнических порядков. Подавляющее большинство судебных чиновников рассматривали свою должность как средство наживы и самым бесцеремонным образом требовали взятки со всех обращавшихся в суд. Попытки правительства бороться со взяточничеством не давали никаких результатов, т. к. этот порок охватил весь государственный аппарат. Крайне низкая общая грамотность судей, не говоря уже о грамотности юридической, обусловила фактическое сосредоточение всего дела правосудия в руках канцелярских чиновников и секретарей.
В дореформенном суде господствовала инквизиционная (розыскная) форма судопроизводства. Процесс проходил в глубокой тайне. Принцип письменности предполагал, что суд решает дело не на основе живого, непосредственного восприятия доказательств, личного ознакомления со всеми материалами дела, непосредственного устного допроса обвиняемого-подсудимого, свидетелей, а опираясь на письменные материалы, полученные во время следствия. Да и доказательства оценивались по формальной системе. Их сила заранее определялась законом, который твердо устанавливал, что может, а что не может быть доказательством. Закон же устанавливал и степень достоверности допускаемых доказательств, деля их на несовершенные и совершенные, т. е. такие, которые давали основание для окончательного приговора и не могли быть опровергнуты подсудимым. Но и среди них особо выделялось признание - «лутчее свидетельство всего света». Для получения его широко применялась пытка, формально запрещенная в 1801 году, но на практике просуществовавшая на протяжении всей первой половины XIX века. Недостатки судебной системы и судопроизводства вызывали недовольство даже привилегированных сословий , не только буржуазии, но и дворянства.
Понятно, что в судебной системе необходимы были реформы, и в 1864 они произошли.27 сентября 1862 г. император Александр II утвердил доклад государственного секретаря В. П. Буткова, содержавший план дальнейших работ по судебной реформе. Подготовка проектов должна была вестись теперь Государственной канцелярией, но в комиссию кроме работников канцелярии включались также представители 11 отделения и Министерства юстиции. Буткову было дано право привлекать и других работников, поскольку срок представления проектов был установлен весьма жесткий - всего полгода. В комиссию вошли авторы «Основных положений» и лучшие юридические умы того времени, притом со всей России. Помимо постоянного состава в ней участвовали различные эксперты - от университетских профессоров до полицейских чиновников. Больше того, комиссия открыто обратилась к общественности с просьбой оказать ей содействие в работе.
Подготовленные
проекты рассматривались в Государственном
совете в мае - июле 1864 года и были утверждены
императором 20 ноября 1864 г. В этом же году
после длительной подготовки были утверждены
документы, составившие в целом судебную
реформу: Учреждения судебных установлений;
Устав уголовного судопроизводства; Устав
гражданского судопроизводства; Устав
о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
_______________________
1Общая теория права и судебной системы России. - М.,Юристъ, 2008
Конституция
– основа судебной
власти . Структура
современной судебной
системы.
Согласно Конституции Российской Федерации, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти, органы которых являются самостоятельными.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Ст. 118 Конституции РФ закрепляет, что судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается. Причем в Конституции РФ прямо не определен состав судебной системы. В ее ст. 125, 126, 127 говорится о Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации
В гл.7 Конституции РФ закреплены основы правового статуса судей, единые для всех органов правосудия. Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям.
Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (ст. 128 Конституции РФ).
В Конституции РФ содержатся и другие положения, закрепляющие основы статуса судей, одновременно являющиеся принципами правосудия.
_________________________
Конституция Российской Федерации // Российская
газета от 25.12.1993.
Согласно ст. 120 Конституции «суды независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
В Конституции РФ закреплен принцип несменяемости судей. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.