Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:10, курсовая работа
Современное правовое государство немыслимо без разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Сферы их реализации подлежат четкому разграничению, они не должны быть помехой друг другу. Разделение властей должно быть основано прежде всего на их сотрудничестве, которое сдерживало бы каждую из них, ставило бы в определенные рамки и балансировало. Стройная система законов и эффективное правосудие – важнейшие составляющие правового демократического государства.
Введение.________________________________________________________ 3
Понятие судебной системы._________________________________________4
О развитии судебной системы в России._______________________________6
Конституция – основа судебной власти . Структура современной судебной системы._________________________________________________________9
Конституционный суд РФ. _________________________________________12
Верховный суд РФ и другие федеральные суды общей юрисдикции.______15
Система федеральных арбитражных судов.___________________________18
Суды субъектов РФ.______________________________________________21
Заключение._____________________________________________________25
Библиографический список._________________________
_____________________________
Правоохранительные и судебные органы.- Л.К. Савюк, Гриф МО РФ 2005г.
Система
федеральных арбитражных
судов.
Арбитражные суды рассматривают две категории споров: экономические (имущественные споры, вытекающие из гражданских правоотношений) и споры в сфере управления.
Анализ ч.3 ст.4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» позволяет выделить 4 звена системы федеральных арбитражных судов: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
(в ред. Федерального
конституционного закона от 04.07.2003
N 3-ФКЗ)
Высший Арбитражный Суд возглавляет систему арбитражных судов, включающую окружные арбитражные суды, высшие арбитражные суды республик в составе РФ, краевые, областные, городские арбитражные суды, арбитражный суд автономной области, арбитражные суды автономных округов. Далее, это судебный орган надзорной инстанции, единственный в системе арбитражных судов страны. Он рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов России.
Структура Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в настоящее время состоит из:
• Пленума;
• Президиума;
• судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
• судебной
коллегии по рассмотрению споров, вытекающих
из административных правоотношений.
Полномочия следующего звена – арбитражных судов округов – определены в ст.26 Закона от 28.04.1995 г №1-ФКЗ (с изм. от 25.03.2004г) «Об арбитражных судах в Российской Федерации» , согласно которой:
Федеральный арбитражный суд округа:
-проверяет
в кассационной инстанции
(в ред. Федерального конституционного закона от 04.07.2003 N 4-ФКЗ)
-пересматривает
по вновь открывшимся
-обращается
в Конституционный Суд
-изучает и обобщает судебную практику;
-подготавливает
предложения по
-анализирует
судебную статистику.
Арбитражные
апелляционные суды являются судами по
проверке в апелляционной инстанции законности
и обоснованности судебных актов арбитражных
судов субъектов Российской Федерации,
принятых ими в первой инстанции .
Судом первой инстанции
- рассматривает
в первой инстанции все дела,
подведомственные арбитражным
- пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
- обращается
в Конституционный Суд
- изучает и обобщает судебную практику;
- подготавливает
предложения по
- анализирует
судебную статистику.
__________________________
Настольная книга адвоката // Е.П. Данилов, изд. КНОРУС, 2005.
Суды субъектов РФ.
К судам субъектов федерации относятся:
1. Конституционные
или уставные суды субъектов
РФ (осуществляют контроль за
исполнением нормативных актов)
2. Мировые судьи.
Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.
Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом. Конституционные и уставные суды субъектов Российской Федерации — это судебные органы, деятельность которых осуществляется в процессуальных формах, сближающих их с судами общей юрисдикции.
Во многих конституциях республик прямо
указывается на осуществление в них судебной
власти также в форме конституционного
производства. В связи с этим конституционный
суд включается в судебную систему республики
и является ее составной частью (в республиках
Адыгея. Башкортостан, Дагестан, Коми,
Марий Эл, Саха (Якутия), в Кабардино-Балкарской
республике). В некоторых конституциях
подчеркивается двойственный характер
конституционного суда. В частности, конституция
республики Коми прямо называет конституционный
суд в числе субъектов осуществления государственной
власти . А конституция республики Саха
(Якутия) указывает, что ее Конституционный
Суд является высшим органом государственной
власти в Республике, который в соответствии
с принципом разделения властей функционирует
самостоятельно . В большинстве конституционных
судов в осуществлении государственной
власти выражается под общей формулой
«суды Республики». Основное же предназначение
конституционных судов республик как
органов конституционного правосудия
дается в конституциях через определение
понятия этого органа либо обозначения
целей его деятельности. В конституциях
республик Бурятии, Дагестан, Карелии,
Саха (Якутия), Тыва Конституционный Суд
рассматривается как «высший орган судебной
власти по защите конституционного строя
Республики». В качестве целей деятельности
Конституционного Суда конституции республик
Башкортостан, Татарстан и Карелии называют
защиту конституционного строя республики,
основных прав и свободу человека, поддержание
верховенства и непосредственного действия
Конституции республик на всей ее территории.
Роднят конституционные суды с судами
общей юрисдикции и общие принципы судопроизводства:
независимость, коллегиальность, гласность,
устность, непрерывность, состоятельность
и равноправие сторон. Они закреплены
во всех законах республик о конституционном
суде.
Мировые судьи в Российской Федерации (далее - мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом.
Согласно ст.3 Федерального Закона от 17.12.1998г №188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (в ред. от 22.07.2008г), мировой судья рассматривает в первой инстанции:
1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
2) дела о выдаче судебного приказа;
3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей;
5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;
6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей;
7) – утратил силу (Федеральный закон от 22.07.2008 N 147-ФЗ);
8) дела об определении порядка пользования имуществом;
9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 14.02.2005 N 2-ФЗ)
Кроме того, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.
Мировой
судья рассматривает дела по вновь открывшимся
обстоятельствам в отношении решений,
принятых им в первой инстанции и вступивших
в силу, он единолично рассматривает дела,
отнесенные к его компетенции.
______________________________
1 Баглай М.- Конституционное право Российской Федерации. – М., 1999.
2 Правоохранительные органы. - учебник под ред. О. Галустьяна - М.,2005.
3Теория государства и права. - учебник под ред. В. Перевалова. – М.,2006
Заключение.
Подводя итог работе, видно, что судебная система - это сложно организованная система судебных органов, это совокупность всех судов, действующих на территории РФ, построенных в соответствии с их компетенцией, определёнными целями и задачами.
Существуют
федеральные суды (Конституционный Суд
РФ, федеральные суды общей юрисдикции,
федеральные арбитражные суды) и суды
субъектов Российской Федерации (Конституционные
(уставные) суды субъектов РФ и мировые
судьи). Существующая судебная система
основана на Конституции РФ и Федеральных
Конституционных Законах, с помощью этой
системы Российская Федерация как правовое
государство осуществляет свою судебную
власть.
Библиографический
список:
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года
2. Федеральный Закон от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в РФ»
3. Федеральный Конституционный Закон от 31 декабря 1996 года «О судебной системе РФ» в редакции от 5 апреля 2005г.
4. Указ Президента РФ от 26 февраля 2000г. №441 «О назначении судей районных судов» // СЗ РФ 2002. №9 ст.1032
5. Закон РФ от 26.06.1992 №3132-1 в редакции от 05.04.2005 «О статусе судей в РФ» // Консультант Плюс
6. Гражданский Процессуальный Кодекс РФ (в ред. от 26.12.2005).
7. Комментарий
к уголовному кодексу
8. Уголовно-процессуальный Кодекс РФ (в ред. от 11.05.2005).
9. Настольная книга адвоката // Е.П. Данилов, изд. КНОРУС, 2005г.