Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:10, курсовая работа
Современное правовое государство немыслимо без разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Сферы их реализации подлежат четкому разграничению, они не должны быть помехой друг другу. Разделение властей должно быть основано прежде всего на их сотрудничестве, которое сдерживало бы каждую из них, ставило бы в определенные рамки и балансировало. Стройная система законов и эффективное правосудие – важнейшие составляющие правового демократического государства.
Введение.________________________________________________________ 3
Понятие судебной системы._________________________________________4
О развитии судебной системы в России._______________________________6
Конституция – основа судебной власти . Структура современной судебной системы._________________________________________________________9
Конституционный суд РФ. _________________________________________12
Верховный суд РФ и другие федеральные суды общей юрисдикции.______15
Система федеральных арбитражных судов.___________________________18
Суды субъектов РФ.______________________________________________21
Заключение._____________________________________________________25
Библиографический список._________________________
В соответствии со ст. 123 Конституции РФ разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом
Судебная
система РФ установлена
«Статья 4. Суды в Российской Федерации:
1. Правосудие
в Российской Федерации
2. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
3. К федеральным судам относятся:
Конституционный Суд Российской Федерации;
Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
4. К
судам субъектов Российской
Анализ
данной статьи позволяет
В РФ суды бывают двух типов: федеральные и суды субъектов Федерации;
К федеральным относятся 3 типа:
1. Конституционный суд РФ (входит в судебную систему, но ему больше никто не подчиняется).
2. Суды общей юрисдикции. Возглавляет их Верховный Суд РФ - высший судебный орган РФ. Верховный суд осуществляет контроль за Гражданскими и Военными судами.
а) Гражданские суды: Верховные суды республик, краевые, областные, городов ФЗ., суды автономных округов и областей, районные (городские) суды
б) Военные суды - создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов: окружные (флотские) и гарнизонные.
3. Федеральные арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд РФ, Федеральные Арбитражные суды округов, Арбитражные аппеляционные суды, Арбитражные суды субъектов Федерации.
К судам субъектов федерации относятся:
1. Конституционные или уставные суды субъектов.
2. Мировые
судьи.
Конституционный
Суд РФ
Согласно ст.18 ФКЗ «О судебной системе РФ», Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом №1-ФКЗ от 1994г «О Конституционным Суде Российской Федерации»
В состав Конституционного суда входят две палаты, включающие в себя соответственно 9 и 10 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного суда.
Конституционный суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. В пленарных заседаниях участвуют все судьи, в заседаниях палат - судьи, входящие в их состав. Пленарный состав палат не должен оставаться неизменным более, чем 3 года подряд. В состав одной палаты не могут входить Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда.
В пленарном заседании Конституционный суд может рассмотреть любой вопрос, входящий в его компетенцию, однако есть и такие дела. которые Суд может рассматривать исключительно на пленарных заседаниях. К делам подобного рода относятся:
-дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик и устав субъектов РФ;
-толкование Конституции Российской Федерации;
- вынесение заключений о соблюдении установленного порядка вы- движения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
-утверждение посланий Конституционного суда;
-решение вопросов о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
В заседаниях палат Конституционный суд решает дела, отнесенные к ведению Конституционного суда и не подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях. В их число входят дела о соответствии Конституции Российской Федерации следующих нормативных актов:
- федеральных законов, нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
- законов
и иных нормативных актов
- договоров
между органами
- не
вступивших в силу
В заседаниях палат Конституционный суд России решает также споры о компетенции:
- между федеральными органами государственной власти;
- между
органами государственных
- между
высшими государственными
Конституционный
суд в заседаниях палат по рассмотрению
жалоб на нарушение конституционных прав
и свобод граждан и по запросам судов проверяет
конституционность закона, примененного
или подлежащего применению в конкретном
деле.
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации. (Согласно изменений в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 02.06.09г.)
Общая численность
секретариата - около 150 штатных единиц.
____________________________
Протасов В.Н. Проблемы права и государства. - М., 1998. С. 202.
2Победоносцев К.П. Судебное руководство. (Судебная реформа России).-М.,2004г.
Верховный Суд и другие федеральные суды
общей
юрисдикции.
В
соответствии со ст. ст. 19, 20, 21, 22 Федерального
конституционного закона от 31 декабря
1996 г. №1-ФКЗ "О судебной системе Российской
Федерации" суды общей юрисдикции как
подсистема судебной системы России сами
являются системой. Они включают: Верховный
Суд РФ; верховные суды республик, краевые
и областные суды, суды городов федерального
значения (Москва и Санкт-Петербург), суды
автономной области и автономных округов,
районные суды. В ведение этих судов передано
рассмотрение подавляющего большинства
дел, разрешаемых в судебном порядке. К
судам общей юрисдикции относятся также
военные суды (гарнизонные, окружные (флотские)
военные суды, а также Военная коллегия
Верховного Суда РФ), осуществляющие судебную
власть в войсках, органах и формированиях,
где федеральным законом предусмотрена
военная служба
Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Конституция четко определяет место и роль судебной власти в системе государственного механизма РФ и разделения властей. Верховный Суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции страны, действует самостоятельно и независимо от других органов государственной власти и никому не подотчетен. Он является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В своей деятельности по осуществлению правосудия Верховный Суд РФ руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ, а также конституциями (уставами) и другими законами субъектов РФ.
Верховный Суд РФ может также выступать в качестве суда первой инстанции по определенной категории дел. Например, судья, против которого возбуждено уголовное дело, имеет право просить, чтобы оно было рассмотрено Верховным Судом в первой инстанции; этим Судом рассматриваются жалобы на решения квалификационных коллегий об отрешении судьи от должности, на ненормативные акты Президента РФ, Федерального собрания, Правительства и др. Верховный Суд обладает правом законодательной инициативы, он наделен полномочием рассматривать жалобы граждан, связанные с нарушениями избирательных прав (по выборам Президента РФ и депутатов Государственной Думы).
В штатную численность членов Суда входят 100 судей, Председатель, первый заместитель и пять заместителей Председателя, Председатель, заместитель Председателя и 6 судей военной коллегии Верховного Суда РФ. Заместители председателя и другие судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ.
Столь широкий количественный состав Верховного Суда РФ объясняется большим объемом его работы, что отражает соответствующую широкую деятельность судов общей юрисдикции. Верховный Суд РФ действует в составе:
1) Пленума Верховного Суда;
2) Президиума Верховного Суда;
3) Судебной коллегии по гражданским делам;
4) Судебной коллегии по уголовным делам;
5) Военной коллегии;
6) Кассационной коллегии.
Верховный Суд РФ является высшей судебной инстанцией по всем делам, отнесенным законом к общей юрисдикции. Рассмотрим другие звенья судов общей юрисдикции.
Звеном судебной системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями .По этому признаку федеральные суды общей юрисдикции подразделяются на суды звеньев (уровней):
-Основное звено – районные суды, военные суды гарнизонов и им равные;
-Среднее
звено – верховные суды
Согласно ст. 20 Закона №1-ФКЗ от 1994г, Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Эти суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Районные суды в пределах своей компетенции
рассматривают дела в качестве суда первой
и второй инстанции и осуществляют другие
полномочия, предусмотренные федеральным
конституционным законом. Районный
суд является непосредственно вышестоящей
судебной инстанцией по отношению к мировым
судьям, действующим на территории соответствующего
судебного района. (ст.21 ФКЗ)