Сущность и структура политического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:01, доклад

Описание

Политический процесс — одна из центральных и, вместе с тем, весьма специфическая категория политической науки. Правда, некоторые ученые отождествляют ее с понятием политики в целом (Р. Доуз). Другие же, напротив, видят специфику политических процессов либо в результатах функционирования политической системы (Т. Парсонс), либо в динамике борьбы и соперничества групп за статусы и ресурсы власти (Р. Дарендорф), либо в поведенческих аспектах реализации субъектами своих интересов и целей (Ч. Мэрриам).

Работа состоит из  1 файл

Сущность и структура политического процесса.docx

— 78.57 Кб (Скачать документ)

Широкое распространение получила типология политических систем, в  основе которой лежит характер политического  режима. В ее рамках обычно выделяют три типа политических систем: 1) тоталитарные; 2) авторитарные; 3) демократические. Иногда к ним добавляют либеральный  тип политической системы. Цель данной типологии заключается в том, чтобы охарактеризовать политическую систему с точки зрения способов осуществления политической власти. В демократической системе создана  система политических институтов, норм, структур и учреждений, которая обеспечивает гражданам более или менее  организованное участие во власти и  контроль над нею. Противоположностью демократической системе является авторитаризм, включающий в себя различные  виды самовластия (самодержавия), режимов  личной власти, диктатур и деспотических  правлений. Для тоталитарной системы  характерен полный (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества, запрещение демократических организаций, ограничение конституционных прав и свобод, репрессии против прогрессивных  сил, милитаризация общественной жизни.

Широко известна типология современных  политических систем, базирующаяся на учете сложившейся в различных  странах мира практики формирования правительства политическими партиями. В соответствии с таким подходом выделяются однопартийные, двухпартийные  и многопартийные политические системы.

Классификация политических систем необходима, так как политическая наука изучает  не одну систему, а проводит сравнительный  политический анализ нескольких систем, выявляет общее и особенное в  их структуре, функциях и механизмах функционирования.

Основные компоненты политического процесса. Гражданское давление и государственное управление

В политический процесс обязательно входит функционирование государственных институтов, таких как правительство и полиция, парламент и спецслужбы, деятельность партий и групп давления, индивидуальная активность граждан. В связи с этим политический процесс нередко трактуют как довольно сложную конфигурацию сознательной и стихийной деятельности, то есть регулируемых государством действий и спонтанных акций групп граждан и отдельных индивидов.

Политический процесс – это  и некая стихия, которой противостоят органы государственной власти, играющие роль управленческой подсистемы этого процесса, формулирующие цели и принимающие решения по поводу приоритетных общественных проблем. Все это проявляется в авторитарных режимах в периоды кризисов особенно ярко.

В итоге можно заключить, что  государственное управление играет роль интегрирующей общество силы, формулирующей коллективные цели и принимающей решения, а с другой — давление гражданского общества и политическое участие связано с функцией представительства интересов групп и индивидов.

1.Пять основных фаз развертывания  политической динамики:

a.             артикуляция индивидуальных и групповых интересов

b.             агрегирование интересов

c.             выработка политического курса

d.             реализация принятых решений

e.             контроль и арбитраж

Структура и акторы политического  процесса

Некоторые исследователи полагают, что политический процесс — стихийное  явление, имеющее иррациональный характер, зависящее от воли и характера  людей, прежде всего политических лидеров. Значимость случайных явлений и  событий особенно заметна на микроуровне. Однако общий характер политической деятельности как целедостижения, а  также институциональный и прочие контексты данной деятельности (правила, определенные формы и способы  поведения, традиции, господствующие ценности и т.п.) делают политический процесс  в целом упорядоченным и осмысленным. Он представляет собой логически  разворачиваемую последовательность взаимодействий между акторами.

Таким образом, политический процесс  — целостное явление, поддающееся  структурированию и научному анализу. Непредсказуемость и кажущуюся  необъяснимость тех или иных событий  следует рассматривать в основном как следствие несовершенства научного аппарата и инструмента.

Структура политического процесса может быть описана с помощью  анализа взаимодействия между различными политическими акторами, а также  посредством выявления динамики (основных фаз политического процесса, смены этих фаз и т.п.) этого  явления. Большое значение имеет  также выяснение факторов, влияющих на политический процесс.

Таким образом, структуру политического  процесса можно определить как совокупность взаимодействий между акторами, а  также их логической последовательности (“сюжета” политического процесса). Каждый отдельно взятый политический процесс имеет свою собственную  структуру и, соответственно, свой собственный  “сюжет”. Акторы, совокупность их взаимодействий, последовательность, динамика или сюжет, временные единицы измерения, а  также факторы, влияющие на политический процесс, обычно носят название параметры  политического процесса.

Основными акторами политического  процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, а также индивиды.

Политический институт — воспроизводимая  с течением времени совокупность норм и правил, а также организационного потенциала, упорядочивающих политические отношения в определенной сфере  политической жизни.

Основным властным институтом, одним  из основных акторов политического  процесса, выступает государство. Другим важным актором политического процесса является гражданское общество, которое  тоже может рассматриваться как  политический институт. Следует заметить, что государство и гражданское  общество как политические акторы формируются  в Европе и США примерно в период Нового времени под влиянием происходящих модернизационных изменений. Именно с  этого времени складывается основной институт власти в обществе, обладающий монополией на принуждающее насилие  на определенной территории, — государство. В то же время, под влиянием этого  процесса происходит формирование своеобразной антитезы государства — гражданского общества.

Менее масштабными акторами политического  процесса являются партии, группы интересов, а также индивиды и группы людей.

Индивиды и группы могут участвовать  в политике не только в институциональной  форме, например, голосуя на выборах, но и в неинституциональных формах, в форме стихийных массовых выступлениях.

Люди отличаются различной степенью активности в политике. Многие не слишком  активны, но в целом участвуют  в большей части институциализованных процессов. Некоторые лишь наблюдают  со стороны, не только не принимая активного  участия в политической жизни, но и не участвуя в выборах, не читая  газет и т.п. Другие же, обычно это  меньшинство граждан, напротив, принимают  самое активное участие в политической жизни.

Для достижения групповых целей  индивиды могут создавать специальные  группы, отличающиеся различной степенью институциализации — от случайной  группы, образованной на митинге, до высокоорганизованной, носящей постоянный характер и действующей  по строгим правилам группы интересов. От степени институциализации политической деятельности зависит не только достижение конкретных целей (оно, как правило, тем эффективнее, чем выше степень  институциализации), но и воспроизводимость, повторяемость, регулярность каких-либо политических отношений, их закрепление  в правилах и нормах.

При анализе политического процесса следует учитывать характер взаимодействия между его субъектами. Здесь важно  отметить, что характер взаимодействия во многом зависит от масштаба политического  процесса и акторов. В частности, характер взаимодействия между политической системой и средой будет определяться уровнем эволюционного развития системы и среды, например степенью внутренней дифференциации. В то же время характер взаимодействия между  акторами, в частности между гражданином  и определенной партией, будет определяться другими параметрами: институциональными условиями, особенностями партийного развития, местом партии в политический системе, социально-психологическими особенностями развития личности и  т.п. В целом, абстрагируясь от специфики  политических процессов и акторов, чаще всего характер взаимодействия между акторами описывается в  терминах конфронтации, нейтралитета, компромисса, союза, консенсуса.

Выделяют две группы факторов политического  процесса: “внутренние” и “внешние”. К “внешним” относятся среда (социально-экономические, социокультурные  и прочие условия) и ее воздействие, системные, но “внешние” для данного  политического процесса политические обстоятельства, такие как правила  и условия политической игры, “внешние”  политические события и т.п. К  “внутренним” можно отнести такие  параметры, как характеристика акторов, их целей и намерений, распределение  властных ресурсов, логика и “сюжетика” политического процесса.

Важным параметром политического  процесса является его членение на этапы. Политические процессы различного рода дают пример сочетания разных этапов. Разнохарактерность и равномерность  процессов приводит к тому, что  выделить какие-либо этапы, общие для  всех типов процессов, достаточно сложно. Различными будут этапы функционирования политической системы, электорального процесса или процесса создания и  функционирования политической партии. Поэтому выделение конкретных этапов целесообразно, применительно к  определенным типам политических процессов.

Большинство взаимодействий политических акторов касаются осуществления  публичной власти. В силу этого  обстоятельства особенно велика значимость процесса принятия и реализации политических решений. Анализ этого процесса является одной из наиболее популярных тем  зарубежной политической науки. Среди  исследователей нет единого мнения относительно количества и содержания его этапов. Обобщая различные  подходы, можно выделить следующие  основные фазы:

- постановка проблемы (сбор необходимой  информации о существующих проблемах,  общественных запросах и возможных  путях решения, определение первостепенных  и второстепенных проблем);

- формулирование альтернативных  решений;

- сравнительный анализ и выбор  наиболее эффективного решения;

- формулирование государственного  решения и его легитимация  (путем принятия законов, голосования  и проч.);

- реализация принятых решений;

- контроль за реализацией и  осуществление “обратной связи”.

Если обратиться к процессу функционирования всей политической системы, то набор  этапов будет существенно отличаться, так как будет учитываться  взаимодействие системы со средой. Вместе с тем известные в науки  попытки выделения основных этапов этого процесса также сконцентрированы на принятии и реализации управленческих решений. “Классическим набором” фаз  является выделение основных этапов Г.Алмондом и Г.Пауэлом:

1. Артикуляция индивидуальных и  групповых интересов.

2. Агрегирование этих интересов  (их объединение в единой позиции).

3. Выработка политического курса.

4. Реализация принятых решений.

5. Контроль за исполнением этих  решений.

Необходимо отметить, что данная модель отражает лишь один из типов  политического процесса и не может  рассматриваться как универсальная.

Разбирая схемы событий политической повседневности, их можно представить  как ряд ситуаций, в рамках которых  реализуется деятельность политических акторов. Чьи взаимоотношения в  политическом процессе имеют структуру, состоящую из:

- субъекта процесса (реальная власть  или ее носитель, которому власть  делегирована);

- объекта, который должен быть  создан или достигнут как цель  процесса;

- средств, методов, ресурсов  и исполнителей процесса, которые  связывают субъект и объект-цель.

Такое описание позволяет трактовать политические взаимодействия как процесс  достижения наделенным волей к власти субъектом поставленных целей с  привлечением доступных средств, методов  и ресурсов. Отсюда вытекает вывод  о том, что “воля к власти” - это сила движущая политический процесс, его основное содержание.

Вместе с неоспоримостью приведенного утверждения, объективно “волю к  власти” трудно отграничить от других мотивов людей, например, доброй воли или иных личностных мотивов. При  ближайшем рассмотрении обнаруживается, что “воля к власти” еще  и трудно поддается измерению, без  дополнительного выяснения соотношения  ее с целями, средствами и ресурсами  политического процесса, определения  механизмов взаимодействия субъектов  и объектов политического процесса и т.д. Поэтому, прежде чем продолжить анализ рассматриваемого понятия, следует  найти основания, связавшие бы стремящуюся  к власти личность с процессами, происходящими в политике.  
Так все многообразие определений термина “власть”, может быть структурировано в рамках нескольких основных концепций, которые определяют:

- власть как особый тип поведения,  при котором одни естественно  доминируют над другими (бихевиоралистская  концепция);

- власть как взаимодействие  сознательной (или подсознательной)  воли к ней одних и готовности  подчинятся этой воли других (психологическая  концепция);

- власть как отношение между  людьми (реляционистская концепция);

- власть как свойство социальной  организации человеческого общества  и способ его самоорганизации  через разделение функций управления  и исполнения (структурно-функционалистская  концепция);

- власть как способность элементов  системы обеспечивать процесс  достижения коллективных целей  (системная концепция).

Информация о работе Сущность и структура политического процесса