Суверенитет народа и формы его осуществления в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 15:48, курсовая работа

Описание

Предметом изучения данной курсовой работы являются положения законодательного и теоретического характера относительно народного суверенитета и его осуществления в РФ.
Целью работы является исследование на основе анализа первоисточников содержания и сущности понятия «народный суверенитет», его практической реализации и проблем обеспечения данного принципа.

Содержание

Введение............................................................................... 3
Глава I. Понятие суверенитета народа, его конституционное закрепление.......................................................................... 7
1.1.Суверенитет народа: история возникновения.
1.2.Суверенитет народа: сущность и содержание понятий.
Глава II. Формы проявления народного суверенитета............. 18
2.1.Конституция РФ о народовластии.
2.2.Категория « народный суверенитет» с позиции народовластия.
2.3.Непосредственная демократия: понятие, формы и закрепление в Конституции РФ.
2.4. Представительная демократия: понятие, формы и закрепление в Конституции РФ.
Заключение......................................................................... 25
Использованная литература................................................. 29

Работа состоит из  1 файл

!!!КПРФ Курсовая 2.doc

— 114.50 Кб (Скачать документ)

Московский  Гуманитарно-Экономический Институт

Калужский филиал 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине «Конституционное право РФ»

Тема 22: «Суверенитет народа и формы его  осуществления в РФ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Подготовила:

Студентка II курса

Группы  ЮЗСС’09

........................... 

Руководитель работы:

Проф......................... 

Дата: 
 

Оценка: 
 

 29 мая 2011 г.

     Калуга.

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение............................................................................... 3

Глава I. Понятие суверенитета народа, его конституционное закрепление.......................................................................... 7

  1.1.Суверенитет народа: история возникновения.

   1.2.Суверенитет народа: сущность и содержание понятий.

Глава II. Формы проявления народного суверенитета............. 18

   2.1.Конституция РФ о народовластии.

   2.2.Категория « народный суверенитет»  с позиции народовластия.

   2.3.Непосредственная демократия: понятие,  формы и закрепление    в  Конституции РФ.

   2.4. Представительная демократия: понятие, формы и закрепление в Конституции РФ.

Заключение.........................................................................  25

Использованная  литература.................................................  29

 

     

                                    ВВЕДЕНИЕ.

     Категория «народный суверенитет» относится  к числу обязательных исходных принципов любой демократической конституции. Исторически она возникла в ходе революционной борьбы народов против феодального абсолютизма (XVII – XVIII вв.) и противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную власть. Таким образом, понятие суверенитета (означающего верховную власть, независимость), разработанное еще XVI в. французским исследователем Жаном Боденом для обоснования безраздельности государственной власти, было использовано в новом значении: для утверждения демократической концепции государства и народовластия.

     Актуальность  темы исследования:

     В настоящее время принцип народного  суверенитета, один из важнейших принципов  конституционного строя в Российской Федерации, является теоретическим и правовым основанием народовластия. Согласно Конституции РФ многонациональный народ России, выступая в качестве носителя суверенитета и единственного источника власти, осуществляет ее как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Принцип народного суверенитета означает верховенство и независимость народа как полновластного субъекта, который самостоятельно осуществляет управление обществом и государством. В соответствии с этим принципом «все конституционные правомочия государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) в Российской Федерации исходят от народа через его свободно выражаемую волю».

     Однако, несмотря на то, что понятие «народный  суверенитет» возникло еще в XVIII веке, среди исследователей до сих пор нет однозначной оценки категории «народный суверенитет», его сущности и содержания. Некоторыми государствоведами он определяется как декларативный принцип, не имеющий юридической силы. Иные отмечают глубокую идеологическую сущность этого института и его практическую ценность. Тем самым, актуальность выбранной темы определяется неоднозначностью категории «Народный суверенитет», его содержания и сущности среди исследователей.

     Объектом  исследования являются положения о правовом статусе человека и гражданина.

     Предметом изучения данной курсовой работы являются положения законодательного и теоретического характера относительно народного суверенитета и его осуществления в РФ.

     Целью работы является исследование на основе анализа первоисточников содержания и сущности понятия «народный суверенитет», его практической реализации и проблем обеспечения данного принципа.

     Говоря  о новизне исследования, следует  заметить, что данный предмет был  изучен в ряде работ отечественных  государствоведов дореволюционного периода – Н. Алексеева, В. Гессена, А. Градовского, А. Елистратова и других. В целях исследования динамики развития категории государственного суверенитета автор обращался к трудам ведущих советских и современных российских ученых, которыми были обоснованы важнейшие концептуальные основы теории суверенитета государства. Дополнительную аргументированность сделанным в диссертации выводам придало обращение к трудам ряда зарубежных государствоведов, в частности, М. Зейделя, Г. Еллинека, К. Шмитта.

     В задачи исследования входит: проследить развитие учения о суверенитете в целом, рассмотреть три его аспекта – государственный, народный и национальный суверенитеты, изучить различные концепции народного суверенитета зарубежных и отечественных исследователей и государствоведов, уяснить содержание таких терминов как «народовластие», «власть» и «народ» как источник власти, рассмотреть механизм практической реализации принципа народного суверенитета в Российской Федерации.

     Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

     Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект и цель исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.

     Содержание  первой главы, которая называется «Понятие суверенитета народа, его конституционное закрепление», составляет рассмотрение концепций суверенитета, понятий «государственный», «народный» и «национальный» суверенитет, их соотношение.

     Вторая глава под названием «Формы проявления народного суверенитета», рассматривает категорию народный суверенитет применительно непосредственно к Российской Федерации, его сущность, содержание, основные признаки.

     В заключении подводятся итоги исследования и формируются окончательные выводы по рассмотренной теме.

     Теоретическую основу данной работы составили труды зарубежных и отечественных исследователей, таких как Ж.-Ж. Руссо, Ж. Маритэн, Г. Еллинек, В.В. Хевсаков, П.И. Новгородцев, В.С. Нерсесянц и другие. Раскрытие темы предполагает подробное изучение Конституции РФ 1993 года, а также научно-практических комментариев и исследований к Конституции, ряда иных нормативных актов, периодических изданий и материалов научно-практических конференций.

     Методологическую основу исследования составили методы познания, разработанные наукой и апробированные практикой. Среди них определяющее значение отводится диалектическому подходу, прикладываемому к таким явлениям, как «суверенитет государства», «суверенные права», «гарантии государственного суверенитета» и иным. Самостоятельную роль играют системно-структурный, исторический, функциональный, статистический и иные методы познания. Так, метод исторического исследования позволил проследить динамику категории «суверенитет» в отечественном государствоведении. Применение названных методов позволило целостно и всесторонне исследовать избранный объект.

 

     Глава I. ПОНЯТИЕ СУВЕРЕНИТЕТА НАРОДА, ЕГО КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

     Каждое  понятие в юридической терминологии возникло в конкретных общественно-политических условиях и отражает какое-либо общественное явление на конкретном историческом этапе. С развитием общественных отношений меняется содержание тех правоотношений, которые характеризуются тем или иным правовым термином. В результате одни понятия уходят в небытие, другие наполняются новым смысловым и правовым содержанием.

     Правовое  содержание понятия «суверенитет», насчитывающее более чем четырехсотлетнюю историю, не могло не наполняться  новым содержанием в условиях развития властеотношений. Понятие «суверенитет» многомерно и может быть рассмотрено в трех аспектах: «государственный суверенитет», «народный суверенитет» и «национальный суверенитет».

     Доктрину  суверенитета ввел в политическую науку  французский мыслитель Жан Боден в своей работе «Шесть книг о республике» (1576). Теория суверенитета формировалась совместно с идеей абсолютной монархии – новой парадигмой государства, возникшей как реакция на притязания духовной власти, феодалов и Священной Римской империи на верховенство государственной власти. Боден определил суверенитет как абсолютную и пожизненную власть в государстве, принадлежащую чаще всего монарху, или, в более редких случаях, аристократии или народу. Монарх дает подданным закон без их согласия, отделен от народа и отвечает лишь перед Богом. При этом по Бодену, власть передается народом монарху в форме дарения, которое не оговаривается никакими условиями. Следовательно, суверенный монарх не уполномоченное народом лицо, реализующее свои полномочия путем участия в реализации естественных прав подданных, а образ Бога, отделенный от руководимого им общества. Боден в сформулированном им понятии суверенитета первый соединил внешнюю и внутреннюю стороны одного и того же явления – независимости государства в отношениях с иными государствами и верховенства государственной власти внутри страны, а также объединил в государственно-правовом понятии суверенитета все его признаки: абсолютность, неделимость, непрерывность во времени, независимость, неотчуждаемость.

     Позднее Гуго Гроций отделил суверенитет государства от суверенитета конкретного носителя государственной власти и совокупности конкретных его прав. Разделение понятий, характеризующих различные политико-правовые явления верховенства государственной власти и полновластия, позволило рассмотреть суверенитет не как свойство государственной власти, а как свойство, существенный признак государства. Государственный суверенитет в классическом (абсолютистском) его понимании, будучи неотчуждаемым правом на высшую независимость и верховную власть, представляет собой свойство государства, являющееся не более высоким относительно других элементов политической системы, а высшим в абсолютном смысле, неделимым, стоящим над политическим обществом и отдельно от него.1

     Отталкиваясь  от понимания государственного суверенитета как понятия, характеризующего не верховенство власти, а абсолютную власть, не предполагающей возможности контроля и подотчетности, ученые нередко высказывают мысль об утере актуальности понятия суверенитета как характеристики ушедшего в небытие абсолютизма и более ближнего к современности явления тоталитаризма. Тем самым игнорируется то, что развитие идеи конституционного государства внесло коррективы в учение о суверенитете. Отказ от идеи безграничности суверенитета («абсолютного суверенитета») позволил говорить о нем как о правовом понятии, характеризующем верховенство власти, а не произвол государственного аппарата. Государственный суверенитет предполагает способность юридически не связанной внешними силами государственной власти к исключительному самоопределению, а потому и самоограничению путем установления правопорядка, на основе которого деятельность государства только и приобретает подлежащий правовой квалификации характер.

     Конечно, суверенитет нельзя признать таким  свойством государства, которое ставит государственную власть над системой правового регулирования общественных отношений и правового статуса личности. Неотчуждаемость и неделимость суверенитета говорит лишь о невозможности лишения его носителя независимости от иных форм властей, права на определение своей судьбы без его воли. Как свойство государственной власти, суверенитет представляет собой, по выражению Э.Л. Кузьмина, «вполне осязаемое качество, реально проявляющее себя в наборе прав, возможностей, и гарантий, обеспечивающих в обществе именно государству особый, уникальный статус по сравнению с другими политическими институтами, равно как и в международном сообществе».2

     В процессе становления понятия «суверенитет»  данная категория начиная с конца  XVIII в. стала использоваться для характеристики не только явления верховенства государственной власти, но и источника государственной власти. Категория «народный суверенитет» означает верховенство народа в решении вопросов организации и функционирования общественного и государственного строя, в определении основных направлений развития внутренней и внешней политики, а также осуществление полного и всестороннего контроля над деятельностью государственных органов.

     Основоположником  учения о народном суверенитете стал французский просветитель XVIII в. Жан-Жак Руссо.

     В целом общественное соглашение, по словам Руссо, дает политическому организму (государству) неограниченную власть над  всеми его членами. Эту власть, направляемую общей волей, он именует  суверенитетом. По смыслу концепции Руссо, суверенитет един, и речь может и должна идти об одном-единственном суверенитете – суверенитете народа. При этом под «народом» как единственным сувереном у Руссо имеются в виду все участники общественного соглашения (т.е. взрослая мужская часть всего населения, всей нации), а не какой-то особый социальный слой общества (низы общества, бедные, «третье сословие», «трудящиеся» и т.д.), как это стали трактовать впоследствии радикальные сторонники его концепции народного суверенитета (якобинцы, марксисты и т.д.).

Информация о работе Суверенитет народа и формы его осуществления в РФ