Суверенитет народа и формы его осуществления в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 15:48, курсовая работа

Описание

Предметом изучения данной курсовой работы являются положения законодательного и теоретического характера относительно народного суверенитета и его осуществления в РФ.
Целью работы является исследование на основе анализа первоисточников содержания и сущности понятия «народный суверенитет», его практической реализации и проблем обеспечения данного принципа.

Содержание

Введение............................................................................... 3
Глава I. Понятие суверенитета народа, его конституционное закрепление.......................................................................... 7
1.1.Суверенитет народа: история возникновения.
1.2.Суверенитет народа: сущность и содержание понятий.
Глава II. Формы проявления народного суверенитета............. 18
2.1.Конституция РФ о народовластии.
2.2.Категория « народный суверенитет» с позиции народовластия.
2.3.Непосредственная демократия: понятие, формы и закрепление в Конституции РФ.
2.4. Представительная демократия: понятие, формы и закрепление в Конституции РФ.
Заключение......................................................................... 25
Использованная литература................................................. 29

Работа состоит из  1 файл

!!!КПРФ Курсовая 2.doc

— 114.50 Кб (Скачать документ)

     В отношении данного вопроса существуют два основных подхода. Согласно первому из них народ – публично-правовой субъект, состоящий из совокупности граждан. Правосубъектность народа в этой связи предполагает в качестве своего исходного начала юридическую правосубъектность гражданина и состоит из совокупности воль всех граждан государства.

     Согласно  второму подходу народ – особый публично-правовой субъект, во многом идеальный, но, тем не менее, реально  существующий. Он не может быть подменен правосубъектностью отдельных граждан, поскольку суверенитет относится к народу как к единому целому. А поскольку суверенитет, как и власть, принадлежит народу в целом, никакая часть народа не может быть носителем суверенитета и осуществлять государственную власть.

     «Власть»  представляет собой возможность  распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть – категория социальная. Она возникает вместе с возникновением человеческого общества и существует во всяком человеческом обществе, поскольку всякое человеческое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение.

     В условиях народовластия осуществление  власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т.е. гражданами государства, ибо она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие, как форма государства и способ правления, превращается таким образом в организационный принцип обладания властью и ее осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации (узаконении), исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.

     Народный  суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, используя исключительно в своих собственных интересах. В демократическом государстве единственным источником власти и ее носителем выступает народ. Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта – народ. Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть, и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в РФ. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, - отмечается в ст. 3 п. 4 Конституции, - захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону». Здесь также заложена гарантия против возврата к тоталитаризму, установлению единоличной диктатуры. Народ заявляет о своей приверженности конституционным порядкам и неприятии любой власти, основанной на внеконституционном фундаменте силы. Право на восстание против тирании, на гражданское неповиновение, на применение силы против насилия – составные элементы народного суверенитета.

     Следовательно, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное  осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. В этом состоит правовая сущность и значение народного суверенитета как принципа конституционализма.

     Суверенитет народа как правовая категория обладает рядом важнейших свойств: верховенством, неотчуждаемостью, единством, полнотой и неограниченностью. Рассмотрим данные свойства.

     1) Верховенство народного суверенитета означает, что нет никакой иной власти выше народной. Решения, принятые на всенародном голосовании – референдуме – могут быть отменены только референдумом. Народ и только народ наделен правом выбирать главу государства и высший орган законодательной и представительной власти. Конституция, принятая народом, обладает верховенством и высшей юридической силой на территории Российской Федерации. Все другие властные регуляторы общественных отношений в конечном итоге являются производными от власти народа, подотчетными и подконтрольными ей. От практической реальности этого положения зависят стабильность, законность и правопорядок в государстве и обществе.

     2) Неотчуждаемость суверенитета –  наиважнейший элемент его содержания. Российский народ ни с кем не делит власть, и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в РФ. Суверенитет существует реально или потенциально до тех пор, пока есть народ, нация, государство. Однако неотчуждаемость суверенитета не следует смешивать с полномочиями, которые могут передаваться для реализации соответствующим политическим институтам, а полномочия не являются ограничением суверенитета.

     3) Единство суверенитета означает, что народ является единственным  источником власти в Российской Федерации. И в этом отношении народ выступает единой общностью людей, принимающей властные решения на основе волеизъявления большинства граждан при безусловном уважении мнения меньшинства. Помимо этого, суверенитет неделим. По мнению некоторых политиков, в федеративных государствах суверенитет распространяется между субъектами федерации и центральной властью, причем для каждого уровня существует своя исключительная от постороннего вмешательства сфера распространения суверенитета. Однако данный подход представляется абсурдным, поскольку не представляется возможным разделить суверенитет в России на 83 субъекта Федерации, либо на административно-территориальные единицы в иных государствах.

     4) Полнота и неограниченность суверенитета  народа подразумевает, что гражданам  России принадлежит весь объем власти, который может быть реализован в предусмотренных Конституцией и законами формах во всех сферах общественной жизни: в праве на землю и недра, на свободное экономическое развитие, на пользование достижениями науки, культуры, на участие в управлении государственными и общественными делами и т.д.

     Таким образом, выражением народного суверенитета является признание народа Российской Федерации верховным носителем  всей власти. В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

     Представительная  демократия есть осуществление народом  власти через выборных полномочных  представителей, которые принимают  решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории. Выборное представительство – важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы (прежде всего представительные: Федеральное Собрание, законодательные и представительные органы субъектов Российской Федерации) и органы местного самоуправления.

     Под непосредственной демократией понимается прямое волеизъявление народа или его  части, непосредственное решение ими  вопросов государственной и общественной жизни или выражение мнения по этим вопросам.

     Высшим  непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Право на участие в осуществлении власти в этих формах принадлежит только лицам, являющимся гражданами Российской Федерации (ст. 32 Конституции). Прямое волеизъявление граждан, как это вытекает из ч. 2 ст. 130 Конституции, возможно и в других формах, хотя они в Конституции не раскрываются. Такими формами являются собрания избирателей, собрания граждан какой-то территориальной единицы (села, района), петиции, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

     Референдум  – это осуществляемое путем тайного  голосования утверждение (или не утверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства. Наряду с общегосударственными референдумами, возможны референдумы на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Порядок проведения референдумов в Российской Федерации установлен Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г. Нынешняя Конституция и Федеральный конституционный закон не дают оснований предполагать частое использование референдумов в государственной жизни на федеральном уровне.

     Другая  форма непосредственного волеизъявления народа – свободные выборы. Выборы – это участие граждан в  формировании органов государственной власти и местного самоуправления путем тайного голосования. Они имеют смысл только тогда, когда являются свободными, предоставляют гражданам возможность выбрать одного из нескольких кандидатов, а их результаты не фальсифицируются. Периодические выборы – важная основа конституционного строя и высшей легитимности власти.

Выводы по Главе II:

     Народный суверенитет в России – один из важнейших принципов конституционного строя, который означает верховное и неотчуждаемое право народа РФ на осуществление власти самостоятельно и в своих интересах. Народный суверенитет, согласно Конституции РФ, выражается в двух формах – референдуме и свободных выборах.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     Суверенитет как правовое явление представляет собой верховенство и независимость публичной власти, проявляющиеся в совокупности отношений, урегулированных конституционно-правовыми и международно-правовыми нормами.

     Закрепление в основах конституционного строя многих государств, включая Российскую Федерацию, суверенитета народа говорит о построении системы государства и права на основе доктрины естественных и неотчуждаемых прав человека. Именно народ делегировал часть своей естественной свободы в пользу государственной власти и наделил государство полномочием требовать от каждого индивида подчинения действиям и решениям органов государственной власти в пределах, установленных в конституции. Оставшаяся часть свободы граждан состоит не только из прав и свобод, закрепленных в конституции, но и из иных неотчуждаемых прав. Поэтому нередко в научной литературе можно встретить утверждение о вторичности государственного суверенитета по отношению к народному суверенитету в подлинно демократическом, правовом государстве.

     Предусмотренная Конституцией реализация суверенитета народа через органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляется как прямо, так и косвенно. Она носит многоплановый характер и гарантируется закрепленными в Конституции правами граждан, а также соответствующими полномочиями выборных органов государства.

     Однако  содержание народного суверенитета не предполагает непосредственного решения народом всех общественных и государственных вопросов, постоянного управления делами государства со стороны всей социальной общности. Поэтому причастность каждого гражданина как субъекта народного суверенитета к управлению делами государства может быть ощутима лишь при проведении референдумов, выборов и использовании иных механизмов непосредственной демократии.                      
 

     Библиографический список. 

     а) нормативно-правовые акты:

     1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрайт-М, 2010.

     б) учебная литература:

     1. Конституция Российской Федерации.  Проблемный комментарий. Рук.  авт. кол. и отв. ред. В.А.  Четвернин. – М., 1997.

     2. Постатейный научно-практический  комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е. Кутафина. – М., 2002.

     3. Акмалова А.В. История политических  и правовых учений. – М., 2002.

     4. История политических и правовых учений: XVII – XVIII вв. / Отв. ред. В.С. Нерсесянц. – М.: Наука, 1999.

     5. Марченко М.Н. Государственный суверенитет: проблемы определения понятия и содержания // Правоведение. 2003. №1.

     6. Государственная власть. Федерализм. Местное самоуправление. Защита прав и свобод граждан: Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации/ Отв. ред. Б.С. Эбзеев. – М., 2002.

     7. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 2005.

     8. Югов А.А. Правовые основы публичной власти в Российской Федерации. – Екатеринбург, 2004.

Информация о работе Суверенитет народа и формы его осуществления в РФ