Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 15:48, курсовая работа
Предметом изучения данной курсовой работы являются положения законодательного и теоретического характера относительно народного суверенитета и его осуществления в РФ.
Целью работы является исследование на основе анализа первоисточников содержания и сущности понятия «народный суверенитет», его практической реализации и проблем обеспечения данного принципа.
Введение............................................................................... 3
Глава I. Понятие суверенитета народа, его конституционное закрепление.......................................................................... 7
1.1.Суверенитет народа: история возникновения.
1.2.Суверенитет народа: сущность и содержание понятий.
Глава II. Формы проявления народного суверенитета............. 18
2.1.Конституция РФ о народовластии.
2.2.Категория « народный суверенитет» с позиции народовластия.
2.3.Непосредственная демократия: понятие, формы и закрепление в Конституции РФ.
2.4. Представительная демократия: понятие, формы и закрепление в Конституции РФ.
Заключение......................................................................... 25
Использованная литература................................................. 29
В
отношении данного вопроса
Согласно второму подходу народ – особый публично-правовой субъект, во многом идеальный, но, тем не менее, реально существующий. Он не может быть подменен правосубъектностью отдельных граждан, поскольку суверенитет относится к народу как к единому целому. А поскольку суверенитет, как и власть, принадлежит народу в целом, никакая часть народа не может быть носителем суверенитета и осуществлять государственную власть.
«Власть» представляет собой возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть – категория социальная. Она возникает вместе с возникновением человеческого общества и существует во всяком человеческом обществе, поскольку всякое человеческое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение.
В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т.е. гражданами государства, ибо она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие, как форма государства и способ правления, превращается таким образом в организационный принцип обладания властью и ее осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации (узаконении), исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.
Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, используя исключительно в своих собственных интересах. В демократическом государстве единственным источником власти и ее носителем выступает народ. Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта – народ. Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть, и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в РФ. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, - отмечается в ст. 3 п. 4 Конституции, - захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону». Здесь также заложена гарантия против возврата к тоталитаризму, установлению единоличной диктатуры. Народ заявляет о своей приверженности конституционным порядкам и неприятии любой власти, основанной на внеконституционном фундаменте силы. Право на восстание против тирании, на гражданское неповиновение, на применение силы против насилия – составные элементы народного суверенитета.
Следовательно, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. В этом состоит правовая сущность и значение народного суверенитета как принципа конституционализма.
Суверенитет народа как правовая категория обладает рядом важнейших свойств: верховенством, неотчуждаемостью, единством, полнотой и неограниченностью. Рассмотрим данные свойства.
1)
Верховенство народного
2)
Неотчуждаемость суверенитета –
3)
Единство суверенитета
4)
Полнота и неограниченность
Таким образом, выражением народного суверенитета является признание народа Российской Федерации верховным носителем всей власти. В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.
Представительная демократия есть осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории. Выборное представительство – важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы (прежде всего представительные: Федеральное Собрание, законодательные и представительные органы субъектов Российской Федерации) и органы местного самоуправления.
Под непосредственной демократией понимается прямое волеизъявление народа или его части, непосредственное решение ими вопросов государственной и общественной жизни или выражение мнения по этим вопросам.
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Право на участие в осуществлении власти в этих формах принадлежит только лицам, являющимся гражданами Российской Федерации (ст. 32 Конституции). Прямое волеизъявление граждан, как это вытекает из ч. 2 ст. 130 Конституции, возможно и в других формах, хотя они в Конституции не раскрываются. Такими формами являются собрания избирателей, собрания граждан какой-то территориальной единицы (села, района), петиции, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Референдум – это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или не утверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства. Наряду с общегосударственными референдумами, возможны референдумы на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Порядок проведения референдумов в Российской Федерации установлен Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г. Нынешняя Конституция и Федеральный конституционный закон не дают оснований предполагать частое использование референдумов в государственной жизни на федеральном уровне.
Другая
форма непосредственного
Выводы по Главе II:
Народный суверенитет в России – один из важнейших принципов конституционного строя, который означает верховное и неотчуждаемое право народа РФ на осуществление власти самостоятельно и в своих интересах. Народный суверенитет, согласно Конституции РФ, выражается в двух формах – референдуме и свободных выборах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Суверенитет как правовое явление представляет собой верховенство и независимость публичной власти, проявляющиеся в совокупности отношений, урегулированных конституционно-правовыми и международно-правовыми нормами.
Закрепление в основах конституционного строя многих государств, включая Российскую Федерацию, суверенитета народа говорит о построении системы государства и права на основе доктрины естественных и неотчуждаемых прав человека. Именно народ делегировал часть своей естественной свободы в пользу государственной власти и наделил государство полномочием требовать от каждого индивида подчинения действиям и решениям органов государственной власти в пределах, установленных в конституции. Оставшаяся часть свободы граждан состоит не только из прав и свобод, закрепленных в конституции, но и из иных неотчуждаемых прав. Поэтому нередко в научной литературе можно встретить утверждение о вторичности государственного суверенитета по отношению к народному суверенитету в подлинно демократическом, правовом государстве.
Предусмотренная Конституцией реализация суверенитета народа через органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляется как прямо, так и косвенно. Она носит многоплановый характер и гарантируется закрепленными в Конституции правами граждан, а также соответствующими полномочиями выборных органов государства.
Однако
содержание народного суверенитета
не предполагает непосредственного решения
народом всех общественных и государственных
вопросов, постоянного управления делами
государства со стороны всей социальной
общности. Поэтому причастность каждого
гражданина как субъекта народного суверенитета
к управлению делами государства может
быть ощутима лишь при проведении референдумов,
выборов и использовании иных механизмов
непосредственной демократии.
Библиографический
список.
а) нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрайт-М, 2010.
б) учебная литература:
1.
Конституция Российской
2.
Постатейный научно-
3.
Акмалова А.В. История
4. История политических и правовых учений: XVII – XVIII вв. / Отв. ред. В.С. Нерсесянц. – М.: Наука, 1999.
5. Марченко М.Н. Государственный суверенитет: проблемы определения понятия и содержания // Правоведение. 2003. №1.
6. Государственная власть. Федерализм. Местное самоуправление. Защита прав и свобод граждан: Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации/ Отв. ред. Б.С. Эбзеев. – М., 2002.
7. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 2005.
8. Югов А.А. Правовые основы публичной власти в Российской Федерации. – Екатеринбург, 2004.
Информация о работе Суверенитет народа и формы его осуществления в РФ