Тоталитарный режим: идейные истоки и предпосылки, черты и разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:03, контрольная работа

Описание

Режимы, получившие название тоталитарных, постепенно сошли со сцены.
Важнейшими вехами крушения тоталитаризма были 1945 год, когда потерпела
крах такая его форма, как фашизм, и 1989-1991 годы, когда тоталитарные
режимы в Восточной Европе, а затем и в СССР, постепенно претерпевавшие
эрозию после смерти И. В. Сталина, рухнули окончательно.
Что же представлял собой тоталитарный феномен? Как осуществлялась власть?
Почему эти режимы просуществовали так долго? Можно ли найти модель
тоталитарной системы? Однозначных ответов на эти вопросы современная
политическая наука не дает.

Содержание

| Введение |3 |
|1. Из истории термина «тоталитаризм» |3 |
|2. Идейные истоки и предпосылки тоталитарного политического |6 |
|режима. | |
|3. Абсолютная концентрация власти и отсутствие разделения властей | |
|в тоталитарном государстве |10 |
|4. Однопартийная политическая система- как средство осуществления | |
|политической власти |12 |
|5. Общественно-политическое движение –основа существования | |
|тоталитарного режима |15 |
|6. Террор – логическое продолжение тоталитарной пропаганды |17 |
|7. Экономическая автаркия, государственное планирование и | |
|принудительный труд в тоталитарном государстве. |17 |
|8. Разновидности тоталитарного режима |19 |
|9. Заключение |20 |
|Список литературы |23 |

Работа состоит из  1 файл

Тоталитарный режим.docx

— 119.29 Кб (Скачать документ)

5. После смерти  Сталина разворачивается соперничество  между его приемниками, напоминающее  соперничество 1923-1930годов. Борьба  между приемниками Сталина проходит  в типичном стиле большевистской  партии второго и третьего  этапов, то есть со смесью формальной  приверженности принципу большинства  и скрытой хитрости. Чтобы нанести  поражение какой-либо групп, против  нее каждый раз образуют большинство:  будь то Политбюро (как случилось  впервые, когда Маленкову пришлось  отказаться от ряда своих функций)  или в Центрально Комитете, при  последнем кризисе, когда Хрущев, не получив большинства в Политбюро,  воззвал к Центральному Комитету, где большинством располагал. Количество тех, кто влияет на принятие решений увеличилось.  

Заключение. 

Изучением тоталитарных и авторитарных политических режимов  занимались многие политологи. В более  или менее целостном виде теория политических режимов сложилась  к 50-м годам нашего столетия. 

Тоталитарные режимы способны эволюционировать. Так произошло  после 1953года в бывшем СССР, когда  политический режим стал эволюционировать от тоталитаризма к авторитаризму. 

Переход к демократии, как показывает опыт, наиболее вероятен в условиях мирных перемен и происходит в трех формах. 

Первая форма- реформа  сверху. Так случается, когда стоящие  у власти решают по своей воли воплотить  программу демократических перемен. Например, в Бразилии группа генералов, захвативших в 1964г. власть, спустя некоторое  время пошла на создание гражданского демократического правительства. Так  же было и в Чили. Однако следует  отметить, что реформы сверху- нечастое явление. 

Вторая форма трансформации  тоталитарных и авторитарных режимов  связана со стремительным их крушением  и отказом от существующих режимов  в пользу демократии. В 1982г. аргентинские генералы захватили Мальвинске, (англичане  называли их Фолклендскими) острова. Известно, что через короткое время английские ВВС полностью разгромили аргентинские силы. Это настолько дискредитировало аргентинских генералов, что они  вынуждены были уйти в отставку и  передать власть гражданскому правительству. 

Можно привести и  другого рода примеры отказа от существующих тоталитарных и авторитарных режимов  в пользу демократии. Так было в  связи с реформами, начатыми в  СССР, Чехословакии, ГДР и других государствах Восточной Европы. 

Третья форма трансформации - постепенное поведение реформ, основанное на согласовании действий сил, стоящих у власти, и оппозиции. Примером может быть трансформация  политического режима в Испании  после смерти Франко. Здесь совместные усилия правительства и короля Хуана Карлоса положили начало длительному пути прогрессивных преобразований в стране.  

Классификация политических режимов / Тоталитарный правовой режим (тоталитаризм)  
 

 

"Тоталитаризм (от  лат. totalis - весь, целый, полный) - один  из видов политических режимов,  характеризующийся полным (тотальным)  контролем государства над всеми  сферами жизни общества".

"Первые тоталитарные  режимы были сформированы после  Первой Мировой войны в странах,  относившихся ко "второму эшелону  индустриального развития". Крайне  тоталитарными государствами были  Италия и Германия. Формирование  политических тоталитарных режимов  стало возможным на индустриальной  стадии развития человечества, когда  технически стали возможными  не только всеобъемлющий контроль  над личностью, но и тотальное  управление ее сознанием, особенно  в периоды социально-экономических  кризисов".

Не следует рассматривать  данный термин лишь как негативно  оценочный. Это научное понятие, требующее соответствующего теоретического определения. Первоначально понятие "тотальное государство" имело  вполне позитивное значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное  с нацией, государство, где ликвидируется  разрыв между политическим и общественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация  понятия впервые предложена для  характеристики фашизма. Затем она  была распространена на советскую и  родственные ей модели государства.

В государственном  управлении тоталитарный режим характеризуется  крайним централизмом. Практически  управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а  строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности  регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные  и др.), как правило, не учитываются.

"Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма  уходят своими корнями в древность.  Изначально его трактовали как  принцип построения целостного  едино действующего общества. В  VII - IV вв. до н. э. теоретики рационализации  китайской политико-правовой мысли  (легисты) Цзы Чань, Шан Ян, Хань  Фэй и другие, отвергая конфуцианство,  выступали с обоснованием доктрины  сильного, централизованного государства,  регулирующего все стороны общественной  и частной жизни. В том числе  за наделение административного  аппарата экономическими функциями,  установления круговой поруки  среди населения и чиновничества  (наряду с принципом ответственности  чиновника за свои дела), систематический  контроль государства над поведением  и умонастроением граждан и  т. п. При этом государственный  контроль ими рассматривался  в виде постоянной борьбы правителя  с подданными. Центральное место  в программе легистов занимало  стремление к укреплению государства путём развития земледелия, построения сильной армии, способной расширять границы страны, и оглупления народа".

Близким к легистам Китая тип тоталитарного государственного режима предложил Платон. "В диалоге "Государство" содержится знаменитый проект "идеального общественного  строя", основанного на принципах  коллективной собственности правящих сословий. В его более поздних  диалогах ("Полития", "Законы") нарисована социально-экономическая  характеристика второго, более совершенного и отличного от Афинского общества, изображенного в "Государстве". Свое второе по достоинству государство  Платон наделил такими чертами: безусловное  подчинение всех граждан и каждого  индивидуума в отдельности государству; государственная собственность  на землю, жилые дома и культурные строения, которыми пользовались граждане на правах владения, а не частной  собственности; насаждения коллективистских начал и единомыслия в быту; государственное регламентирование  законами воспитания детей; единая для  всех сограждан религия, политическое и правовое равноправие женщин с  мужчинами, исключая занятие должностей в высших органах власти".

Платоновский закон  запрещал лицам до 40 лет выезжать по частным вопросам за пределы государства  и ограничивал въезд иностранцев; предусматривал очищение общества от неугодных лиц с помощью смертной казни или изгнания из страны.

Платоновская модель государственного режима для большинства  современных стран неприемлема.

Понятие тоталитарного  режима было разработано в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше некоторых других авторов. И, тем не менее, как законченное, оформленное политическое явление  тоталитаризм вызрел в первой половине XX в.

Таким образом, можно  сказать, что тоталитарный режим  является порождением ХХ в.

Политическое значение ему впервые придали руководители идеологи фашистского движения в  Италии. В 1925 году Бенито Муссолини  был первым, кто пустил в оборот термин "тоталитаризм" для характеристики итало-фашистского режима.

"Западная концепция  тоталитаризма, в том числе  и направления его критиков, складывалась  на основе анализа и обобщения  режимов фашистской Италии, нацистской  Германии, франкистской Испании  и СССР в годы сталинизма. После  Первой Мировой войны предметом  дополнительного изучения политических  режимов стали Китай, страны  Центральной и Юго-Восточной Европы".

Этот далеко не полный перечень свидетельствует о том, что тоталитарные режимы могут возникать  на различной социально-экономической  базе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными  извне.

Хотя тоталитаризм называют крайней формой авторитаризма, существуют признаки, которые характерны в особенности только тоталитаризму  и отличают все тоталитарные государственные  режимы от авторитаризма и демократии. Наиболее важны следующие признаки:

" всеобщая государственная  идеология;

" монополия государства  на средства массовой информации;

" монополия государства  на все средства вооружения;

" жестко централизованный  контроль над экономикой;

" одна массовая  партия, возглавляемая харизматическим  лидером, то есть исключительно  одаренным и наделенным особым  даром;

" особо организованная  система насилия, как специфического  средства контроля в обществе.

Отдельные из приведенных  признаков того или другого тоталитарного  государственного режима сложились, как  уже отмечалось, еще в глубокой древности. Но большинство их не могло  окончательно сформироваться в доиндустриальном обществе. Лишь в XX в. они приобрели  качества всеобщего характера и  в совокупности давали возможность  пришедшим к власти диктаторам в  Италии 20-х годов, в Германии и  Советском Союзе 30-х годов превращать политические режимы власти в тоталитарные.

Существенные признаки тоталитаризма выявляются при сравнении  его с авторитарным режимом. Не может  служить достаточным критерием  однопартийность, поскольку она  встречается и при авторитаризме. Суть различий, прежде всего, - в отношениях государства с обществом. Если при  авторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению  к государству, то в условиях тоталитаризма  она игнорируется, отвергается. Государство  стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм. Насильственно  демонстрируются социально-классовые  барьеры. Власть претендует представлять некий всеобщий "сверхинтерес" населения, в котором исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и региональные интересы. Утверждается тотальное отчуждение индивида от власти.

Следовательно, тоталитаризм принудительным образом снимает  проблемы: гражданское общество - государство, народ - политическая власть. "Государство  полностью идентифицирует себя с  обществом, лишая его своих социальных функций саморегуляции и саморазвития". Отсюда особенности организации  тоталитарной системы государственной  власти:

" глобальная централизация  публичной власти во главе  с диктатором;

" господство репрессивных  аппаратов; 

" упразднение  представительных органов власти;

" монополия правящей  партии и интеграция ее и  всех других общественно-политических  организаций непосредственно в  систему государственной власти.

"Легитимация власти  основывается на прямом насилии,  государственной идеологии и  личной приверженности граждан  вождю, политическому лидеру (харизме). Правда и свобода личности  фактически отсутствуют. Весьма  важным признаком тоталитаризма  является его социальная база  и обусловленная ею специфика  властвующих элит. По мнению многих  исследователей марксистской и  иных ориентаций, тоталитарные режимы  возникают на базе антагонизма  средних классов и даже широких  масс по отношению к господствующей  ранее олигархии".  

Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое  положение сакрализируется. Он объявляется  самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается. Обычно на эту роль выдвигаются харизматические личности.

В соответствии с  установками тоталитарных режимов  все граждане призваны были выражать поддержку официальной государственной  идеологии, тратить время на ее изучение. Инакомыслие и выход научной  мысли официальной идеологии  преследовались.

Особую роль при  тоталитарном режиме играет его политическая партия. Только одна партия имеет пожизненный  статус правящей, выступает либо в  единственном числе, либо "возглавляет" блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено  режимом. Такая партия, как правило, создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в  его установлении - тем, что однажды  приходит к власти. При этом приход ее к власти происходит не обязательно  насильственными мерами. Например, нацисты в Германии оказались  у власти вполне парламентским путем, после назначения их лидера А. Гитлера  на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партия становится государственной  партией. Правящая партия объявляется  ведущей силой общества, ее установки  рассматриваются как священные  догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются  антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает  бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и  государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной  и государственной должности, а  там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные  посты.

Информация о работе Тоталитарный режим: идейные истоки и предпосылки, черты и разновидности