Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 17:37, реферат
Цель данной работы изучить истоки зарождения, становления либерализма, а также традиции и особенности развития российского либерализма.
Введение 3
1. Становление идей либерализма 5
2. Традиции и особенности российского либерализма 10
Заключение 19
Список используемой литературы 21
2. Традиции
и особенности российского
либерализма
Либеральная идеология на протяжении последних II-х веков, и особенно в 90-е годы XX века, играла важную роль в прогрессивном политическом развитии России. И в прошлом, и в нынешнем столетии российский либерализм представлял собой идеологию «западничества», направление общественной мысли, которое, признавая особенности исторического пути России, настаивало на принципиальной возможности её модернизации, развития в ней присущих западному обществу институтов.
Поэтому либерализм - это своеобразный «цивилизационный выбор», определенная позиция в споре между сторонниками «евразийцев» и «западников», возобновляемом на каждом витке модернизации в России.
Следует заметить, что позиция либералов никогда не заключалась в слепом копировании западных институтов - упрёки оппонентов в обратном не имели под собой оснований «…ни один здравомыслящий политик не будет игнорировать чужой опыт, как ни один и не станет его механически копировать, чтобы получить «зачёт» в Чикаго. Обвинения, которые нам предъявляли в своё время, что мы вместо марксистской догмы хотим строить государство по догме монетаристской, - заведомая демагогия». [7, с.16]
«Западники», как и «славянофилы», напряженно искали пути решения российских проблем, они прекрасно сознавали, сколь многим эти проблемы отличаются от европейских, в особенности если речь касалась соотношения личности и государства в российских условиях, и в либеральных теориях видели скорее предмет для размышлений, чем готовые рецепты. «интересы созидания, поддержания и охранения огромного государства занимают совершенно исключительное и подавляющее место в русской истории. Почти не оставалось сил у русского народа для свободной творческой жизни ...»
Классы и сословия слабо были развиты и не играли той роли, какую играли в истории западных стран. Личность была придавлена огромными размерами государства, предъявлявшего непосильные требования. Бюрократия развилась до размеров чудовищных».
Истоки отечественного либерализма восходят к событиям XVI-XVIII вв. В идейной борьбе этого времени мы обнаруживаем отдельные идеи и устремления в боярской аристократии, направленном на ограничение произвола высшей власти и в движении, вызванном церковным расколом, которые объективно порождало стремление к утверждению свободы совести.
История сложилась так, что либеральные тенденции были подавлены утверждающимся абсолютизмом. Либеральная идеология проникала в общество по мере разворачивания процессов модернизации. Либеральное сознание появляется в стране в конце XVIII - начале XIX вв. Его появление обусловлено включением России в широкий общеевропейский контекст, приобщением высших слоев общества к европейской образованности, утверждением идеалов Просвещения, внедрением идеи общественного договора, естественных прав и т.д. В истории русского либерализма существенна роль масонства, которое в конце XVIII начале XIX вв. пронизывает собой достаточно тонкий слой европейски образованных людей. Либеральное мироощущение проникает в Россию в формах религиозно-нравственной проповеди, вместе с общим идейным климатом масонского движения. [7, с.18]
Формирование
более или менее целостного либерального
сознания падает на 10-30 гг. XIX столетия.
Носителем либеральных идей в
России выступала в эти годы дворянская
интеллигенция и
В 40-50 гг. либеральное сознание движется вширь. Постепенно в стране складывается собственно либеральное направление. Наряду с этим, влияние либеральных идей прослеживается во всех крупных течениях общественной мысли. Так, классические для России «направления» - западничество и славянофильство в различной мере пронизаны либеральным мироощущением.
Эпоха
великих реформ Александра II открывает
следующую страницу в истории
русского либерализма. Новое качество
общественной жизни создает поле
для практической реализации либеральных
идей. Прибежищем либерализма становятся
освобожденные от жесткой цензурной
опеки печать, относительно свободные
университеты и земства. В развитии
русского либерализма особенно значима
роль земского движения. Земское самоуправление
стало полем практической реализации
либеральных принципов. Земства
были средой, к которой тяготела
либеральная публицистика и либерально
ориентированная
В то же время - во второй пол. XIX - начале XX вв. в стране складывается не только публицистический, но и научный, а так же философский дискурс либерального сознания. Юридическая (или государственная) школа в русской академической науке явилась теоретической базой русского конституционализма. Труды Каверина, Чичерина, Градовского давали теоретическое обоснование для перехода от традиционных порядков к гражданскому обществу.
В
российской политической мысли мы находим
два типа либеральных теорий. Первый
из них ярко и талантливо развивал
Б.Н. Чичерин, которого известный польский
исследователь русской
Б.Н. Чичерин видел задачу государства не только в «охранении права», но и в управлении «совокупными интересами народа». Поэтому государство может, по его мнению, при некоторых обстоятельствах прибегать к стеснению свобод своих граждан, однако «лишь настолько, насколько оно требуется этими совокупными интересами. Вся сфера частных интересов и отношений, - подчёркивал Чичерин, - должна быть предоставлена свободе... И если при известных обстоятельствах, - продолжал он, - там, где свободная деятельность не достигла еще надлежащего развития, может потребоваться усиленная регламентация частных отношений во имя общественного интереса,... то нет сомнения, что в общем ходе развития высшая ступень состоит в предоставлении свободе того, что делалось путем принуждения». [8]
Таким образом, Чичерин отводил государству более активную роль: на определенных этапах оно может вмешиваться в те сферы, которые в обществе с развитыми формами «свободной деятельности» являются предметом заботы частных лиц, однако конечная перспектива - минимальное государство в соответствии с описанным выше принципом.
Однако была и другая традиция. В. Соловьёв одним из первых в Европе сформулировал идею «права на достойное существование», дав ему юридическое обоснование в контексте своего понимания права как «минимума нравственности». Эта идея легла в основу концепций «нового либерализма» П. Новгородцева, Л. Петражицкого, И. Покровского, позднее - Б. Кистяковского и С. Гессена.
По утверждению П.И. Новгородцева, «правосознание нашего времени выше права собственности ставит право человеческой личности и во имя этого права... устраняет идею неотчуждаемой собственности, заменяя её принципом публично-правового регулирования приобретенных прав с необходимым вознаграждением их обладателей в случае отчуждения».
Этот принцип вытекает, по его мнению, из либеральных, а вовсе не социалистических посылок, ибо «нравственная основа социализма - уважение к человеческой личности - есть начало либеральное, а не социалистическое,... в учениях социализма эта основа не развивается, а затемняется».
Русские
либералы обосновывали социальные права
как часть естественных прав человека
и настаивали на изменении фабричного
законодательства, разрешении деятельности
профсоюзов, создании системы государственного
и общественного призрения
«Новый либерализм» в России возникает практически одновременно с аналогичными идеями на Западе. Вместе с тем, в России не было решено большинство проблем, входивших в число основных требований «классического либерализма» (последний в России, в отличие от западных стран, был представлен в виде теоретических концепций, но не конкретных политических программ).
Однако
факторы, способствовавшие популярности
радикальных и социалистических
идей в России, равно как и необходимость
противостоять последним
Революция 1905 г. и последовавшие за ней политические реформы обозначили следующий этап в истории русского либерализма. В стране возникают политические партии с осознанной либеральной ориентацией - кадетов, октябристов, прогрессистов, их депутаты представительствуют в Государственной Думе. Правительством руководит П.А. Столыпин.
Либеральные реформы села, проведённые Петром Столыпиным, на практике подтвердили тезис европейских либералов, о том, что свободный труд, частного собственника - основа всякого процветания. «Никогда российское сельское хозяйство не развивалось так успешно, как в коротком интервале между общиной и колхозом. Так история дала экспериментальный ответ на спекуляции относительно «прирожденного коллективизма» русского крестьянина, его опять же «непреодолимого» неприятия частной собственности».
Из аморфного «направления» российский либерализм превратился в зрелую политическую силу. Период между двумя революциями (1905-1917) ознаменовался с одной стороны - идейным и организационным вызреванием русского либерализма, с другой - породил кризис, который разрешился утверждением большевистской идеократии.
Последующее развитие событий нельзя понять, если не обратиться к характеристике особенностей дореволюционного русского либерализма. Дело в том, что в позднесредневековом обществе, где доминировала патриархально-коллективистская психология, вызревание либерального сознания шло сложно и мучительно. [8]
Русский
либерализм страдал типичными пороками
отечественной интеллигенции. Либералы
не умели говорить на одном языке
с широкими массами, во многом идеализировали
народ. Отечественный либерализм страдал
барственно-интеллигентским
Февральская
революция задала следующий этап
в истории русского либерализма.
Представители либеральных
В послереволюционные десятилетия либерализм, как идейная традиция сохраняется только в эмиграции, где проживала значительная часть мыслителей и политических деятелей либеральной ориентации.
В первые десятилетия советской истории трудно обнаружить какие-либо следы либеральных идей. Возрождение либерального сознания начинается после смерти Сталина.
Либеральное
направление в советской
Информация о работе Традиции и особенности российского либерализма