Традиции и особенности российского либерализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 17:37, реферат

Описание

Цель данной работы изучить истоки зарождения, становления либерализма, а также традиции и особенности развития российского либерализма.

Содержание

Введение 3
1. Становление идей либерализма 5
2. Традиции и особенности российского либерализма 10
Заключение 19
Список используемой литературы 21

Работа состоит из  1 файл

Реферат для Насти.docx

— 47.08 Кб (Скачать документ)

     В ходе этой незаметной работы ценой  огромных усилий в обществе нарабатывался  определенный потенциал, и формировались  поколения, готовые к преобразованиям. [8]

     Параллельно с «легальными», вписанными в контекст официальной советской жизни складывались и нелегальные формы самореализации либеральной идеи. Они структурируются в рамках таких феноменов как: Правозащитное движение, Самиздат и Тамиздат. Правозащитное движение - героическое движение в истории русского либерализма. Оно породило свои символы, своих борцов и мучеников, поколение «шестидесятников».

     В это время происходит возрождение  свободной неподцензурной общественной мысли, издаются нелегальные журналы и монографии. Усилиями Самиздата и Тамиздата советская общественность знакомится, как с достижениями западного либерализма, так и с наследием отечественной либеральной мысли. Практически в 70-е гг. в России произошло возрождение либерального сознания. Между отечественными мыслителями и представителями русского зарубежья разворачивается диалог.

     Следующий этап развития либерализма в России начинается с перестройкой и продолжается до сегодняшнего дня. При всей неоднозначности  оценок  реформ начала 90-х годов, большинство исследователей приходят к мнению, что именно либеральная  идеология оказала максимальное влияние на программные установки  реформаторов, и что в результате деятельности либерального правительства во главе  с Е.Т. Гайдаром, Россия кардинально изменила свой облик. [8]

     «Экономические реформы начала 90-х годов выполнили в России роль социальной революции, как фактора перехода от одного общественно-экономического строя к другому. С точки же зрения предпосылок и движущих сил эти реформы были реакцией на всеобъемлющий системный кризис в его самой острой стадии, когда социалистическая система стала просто распадаться, грозя похоронить под своими обломками и экономику, и общество, и самих людей».

     За  считанные годы либерализм превращается в фактор духовной и общественной жизни России. Сегодня новые российские либералы  активно участвуют в  реформировании политической и экономической  структуры государства. Внутренняя и внешняя политика России в той  или иной мере отражает идеи и принципы либерализма. [3, с.8]

     Либеральное возрождение вызвало к жизни  огромный, стремительно превращающийся в необозримый поток идей, программных  документов, теоретических и публицистических статей, феноменов политической и  культурной жизни, которые составляют современную ткань русского либерального сознания.

     Необходимо  отметить, что либерализм в современной  России реализует свои идеи в условиях, кардинально отличающихся от тех, что  существовали в Западной Европе и  Северной Америке в XVIII - XIX вв.: его  задача - обеспечить социальный порядок, совместимый со свободой личности, в обстоятельствах, когда этой свободе угрожает не нелиберальный тип общественных связей, а хаос, образовавшийся на развалинах тоталитарной системы. 

     Российская  ситуация заставляет корректировать привычные  теоретические представления о  либеральных институтах и методах. Классическая схема предполагает наличие  гражданского общества и государства, деятельность которого ограничена конкретными  целями и не должна простираться за установленные рамки. При наличии сложившегося гражданского общества, усвоившего заданные правила игры, имеющего развитые и осознанные интересы, государство действительно может ограничить свою деятельность чётким перечнем определившихся с течением времени задач, - и выход за эти границы воспринимается обществом как посягательство на права частных лиц. [3, с.9]

     Однако  ломка институтов «реального социализма» по необходимости не только предполагает радикальное изменение «привычных жизненных условий», неизбежно затрагивающее права индивидов, но и порождает сложную и совершенно несвойственную для либерализма проблему конструирования нового типа социальных связей. Что требует от отечественных либералов гибкого подхода к российской действительности. 

 

     

Заключение 

     Либерализм  отличается рядом особенностей в  рамках разных национальных традиций. Отдельные аспекты его теории (экономические, политические, этические) иногда противопоставляются друг другу. Таким образом, есть определенный смысл  в заключение, что либерализма  как чего-то единого никогда не было, была лишь семья либерализмов. По-видимому, мы имеем дело с множеством теорий, объединенных некими общими принципами, приверженность которым отличает либерализм от других идеологий. Причём принципы эти допускают разные интерпретации, могут комбинироваться весьма причудливым  образом, являются основанием для самых  неожиданных, подчас опровергающих  друг друга аргументов.

     К числу этих принципов относится, во-первых, индивидуализм, приоритет  интересов индивидов перед интересами общества или группы. Этот принцип  получал разное обоснование: от онтологических концепций, в которых отдельный  человек с его естественными  правами предшествует обществу, до этического понимания индивидуальности как высшей ценности. Он воплощался в разных интерпретациях взаимоотношений  личности и общества: от представления  об обществе как о механической сумме  индивидов, реализующих собственные  интересы, до более комплексного подхода, в рамках которого человек рассматривается как существо социальное, нуждающееся одновременно и в сотрудничестве с другими людьми, и в автономии. Однако идея прав индивида, из которой вытекают основные требования к общественному устройству, несомненно, лежит в основе всех либеральных теорий, отличая их от нелиберальных подходов.

     Во-вторых, для либерализма характерна приверженность идее прав человека и ценности свободы  личности. Хотя содержание прав, как  и интерпретация свободы в  ходе долгой истории либеральных  идей претерпели существенные изменения, приоритет свободы как главной  для либералов ценности остался  неизменным.

     За  свою долгую историю либерализм выработал  целую систему институциональных  гарантий прав индивидов, в которую  входят неприкосновенность частной  собственности и принцип религиозной  терпимости, ограничение вмешательства  государства в сферу частной  жизни, подкрепленное законом, конституционное  представительное правление, разделение властей, идея верховенства права и  др.

     В-третьих, важным принципом является рационализм, вера в возможность постепенного целенаправленного усовершенствования общества реформистскими, но не революционными мерами. Либеральная доктрина предъявляет  определенные требования к характеру  проводимых преобразований.

     Вообще  либеральному государству полностью  чужды насильственное вмешательство  в существующие жизненные взаимоотношения  людей и какое-либо нарушение  привычных жизненных форм.

     Вывод из этого можно сделать такой:  либерализм - это не система, состоящая  из раз и навсегда заданного набора элементов, это скорее некая область идей, допускающая разнообразные комбинации, однако имеющая при этом вполне определенные границы. 
 

 

Список  использованной литературы 

     
  1. Валицкий, А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX - начала ХХ веков // Вопросы философии.  2009 . - № 8. – С.6
  2. Ильин, В. В., Панарин А. С., Ахиезер, А. С. Реформы и контрреформы циклы модернизационного процесса. М.,2006. – 116 с.
  3. Коваленко, В.И., Костин А.И. Политические идеологии: история и современность // Вестник Московского университета, Сер.12, политические науки. 2007. - №2. – С.8-9
  4. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762 - 1914. М., 2007. – 120 с.    
  5. Малинова, О.Ю., Либерализм в политическом спектре России. [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://www.yabloko.ru/Publ/Liber/ olga.html – Загл. с экрана.
  6. Новиков В.В. Три источника и три составные части либерализма. [Электронный ресурс] / – Режим доступа:

http://www.libertarium.ru/libertarium/l_reader_sources - diss. – Загл. с экрана.

  1. Секиринский С.С., Шелохаев В.В. Либерализм в России: Очерки истории (середина XIX - начало ХX в.).  М., 2007. - С. 16-21.
  2. Яковенко, И.И., Русский либерализм - историческая справка. [Электронный ресурс] / – Режим доступа:

http://www.libertarium.ru/libertarium/yakovenko – Загл. с экрана.

Информация о работе Традиции и особенности российского либерализма