Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:58, реферат
Трудовая деятельность играет определяющую роль в человеческой жизни, в какой
бы форме эта деятельность не совершалась. Именно от нее, прежде всего,
зависит существование человека и общества.
Исходя из общего определения деятельности вообще, а именно: «Деятельность –
динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых
происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и
реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной
действительности.
Введение.......................................................2
· Монотонная деятельность и типологические особенности... 5
· Деятельность в экстремальных ситуациях и типологические
особенности..................................................................
........................................... 9
· Операциональная напряженность и типологические
особенности 11
· Деятельность, требующая концентрации и устойчивости
внимания, и типологические
особенности...................................................... 13
· Режимы труда и отдыха, основные пути снижения утомления и
монотонности
труда........................................................................
14
· Труд женщин и подростков......................................18
· Заключение....................................................20
· Библиография..................................................22
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.С. ПУШКИНА
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
РЕФЕРАТ
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СОДЕРЖАНИЕ
·
Введение......................
· Монотонная деятельность и типологические особенности... 5
· Деятельность в экстремальных ситуациях и типологические
особенности...................
..............................
· Операциональная напряженность и типологические
особенности 11
· Деятельность, требующая концентрации и устойчивости
внимания, и типологические
особенности...................
· Режимы труда и отдыха, основные пути снижения утомления и
монотонности
труда.........................
14
·
Труд женщин и подростков..................
·
Заключение....................
·
Библиография..................
ВВЕДЕНИЕ
Трудовая деятельность играет определяющую роль в человеческой жизни, в какой
бы форме эта деятельность не совершалась. Именно от нее, прежде всего,
зависит существование человека и общества.
Исходя из общего определения деятельности вообще, а именно: «Деятельность –
динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых
происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и
реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной
действительности. Это форма активности» (4), можно определить, что трудовая
деятельность это система определенных взаимоотношений субъекта деятельности с
обществом в сфере производственных отношений. Причем эти взаимоотношения
активны и жизненно необходимы, как субъекту, так и обществу.
Одним из наиболее существенных факторов, влияющих на успешность трудовой
деятельности, является стиль деятельности и его взаимосвязь с
психофизиологическим складом человека. Под стилем деятельности понимается
«система наиболее эффективных приемов и способов организации своей
деятельности, некоторая устойчивая система особенностей деятельности и
поведения» (1).
Особенности подхода, например, пермской психологической школы, состоит в
увязывании стилей деятельности со свойствами нервной системы.
Е.А. Климов считает, что типологические особенности свойств нервной системы
являются «ядром» стиля. Во многих его работах показано, что склонность к тому
или иному стилю деятельности определяется как отдельными типологическими
особенностями, так и их сочетанием. В свою очередь стиль деятельности влияет
на становление профессионала, профессиональную ориентацию и отбор,
профессиональное обучение, адаптацию к данной профессии и рациональную
организацию труда и на производстве. Еще в 16 веке Фрэнсис Бэкон говорил:
«Счастливы те,
чья природа находится в
Видный психотехник О. Липманн связывал выбор профессии с типом темперамента.
Э. Клапаред тоже считал, что одни профессии подходят людям с живым
темпераментом, а другие – к людям со спокойным темпераментом.
«Как отмечает К.М. Гуревич, каждый человек может овладеть любой профессией,
но все дело в том, сколько на это понадобится времени и сил» (1). От этого же
будет зависеть успешность трудовой деятельности человека. Отсюда важность
учета типологических особенностей свойств темперамента и нервной системы,
обладающих относительной устойчивостью своего проявления, при
профессиональной ориентации и профессиональной трудовой деятельности.
Эта тема в психологии труда обсуждалась неоднократно и с разных позиций.
Например, В.С. Мерлин и Е.А. Климов считали (в конце 1960-х годов), что если
за счет выработки стиля деятельности производительность труда одинаковая,
несмотря на разные типологические особенности нервной системы человека, то
нет необходимости отбирать людей вообще и с учетом типологических
особенностей в частности. «В противовес этой точке зрения К.М. Гуревич (1970)
доказывал, что в профессиях первого типа, связанных с экстремальностью
ситуаций и большим
нервно-психическим
этому поводу он пишет: «.имеется группа профессий, пригодность к которым
сформируется только
при наличии некоторых
модальность которых может быть установлена путем предварительного анализа и
последующей экспериментальной проверки» (1).
Что касается вопросов профессионального обучения, то здесь также показано,
что в зависимости от специфики профессиональной деятельности успешность
обучения определяется
разными типологическими
Брикс показал, что успешнее овладевают профессией слесаря-инструментальщика
учащиеся со средней
силой нервной системы и
процессов. По данным И.Д. Карцева, хорошо осваивают профессию монтажника-
высотника лица, имеющие сильную нервную систему и подвижность возбуждения.
Кроме этого типологические особенности нервной системы влияют на
профессиональную адаптацию.
Подсчитано, что в мире существует более 3000 профессий. Поэтому в психологии
труда создаются
различные классификации
являются подходы К.М. Гуревича, Е.А. Климова, К.К. Платонова.
«В этих подходах отражается не только содержательно-операциональная специфика
той или иной профессии,
сколько психологические
ней трудовой деятельности. Отсюда методологический подход состоит в изучении
влияния типологических особенностей человека на эффективность деятельности,
обладающей той или иной спецификой (монотонной деятельности, деятельности в
экстремальных условиях и т.д.)» (1).
МОНОТОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
«Монотония – напряжение, вызванное однообразием выполняемых
действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями, как к
концентрации, так и к устойчивости внимания» (3).
Состояние монотонности. В процессе деятельности помимо состояния
утомления возникает состояние монотонности, отрицательно действующее на
психическое состояние и работоспособность человека. «Состояние переживания
монотонности вызывается действительным и кажущимся однообразием выполняемых на
работе движений и действий. Под влиянием переживания монотонности человек, не
умеющий это психическое состояние сдерживать или устранять, становится вялым,
безучастным к работе. Состояние монотонности также отрицательно действует на
организм человека, приводя к преждевременному утомлению» (3).
«В физиологической основе монотонности лежит тормозящее действие однообразных
повторных раздражителей. Монотонность может переживаться и при легком, не
утомительном труде» (3). Отрицательно влияет на работоспособность и
переживается как неприятное чувство. Снижает психическую напряженность,
сопровождается полусонным состоянием, снижением психической активности.
Исторически сложилось, что монотонность труда привлекла наибольшее внимание
психологов. Этому способствовало распространение конвейерного труда с
однообразием рабочих операций, бедностью впечатлений и образованием
«психологического вакуума» в сознании работающих на конвейере.
Значение проблемы монотонности труда возрастает с появлением монотонной
сенсорно-интеллектуальной деятельности. «Острота этой проблемы состоит не
только в снижении производительности труда и увеличении травматизма, но и в
изменении личности, нарушении ее контактности с окружающими, что приводит к
конфликтам на работе и дома»(1).
Большой вклад в изучение монотонной деятельности внесли исследования в
области дифференциальной психологии. Уже в первых работах была показана роль
типологических особенностей человека в устойчивости к однообразной работе, к
развитию состояния монотонии (В.И. Рождественская, И.А. Левочкина, Н.П.
Фетискин и др.).
В результате этих работ выявлено, что состояние монотонии быстрее развивается
и сильнее выражено у лиц с сильной нервной системой по сравнению с лицами со
слабой нервной системой.
Н.П. Фетискин выяснил также, что более устойчивы к монотонии лица с
инертностью нервных процессов. Эти типологические особенности образуют
типологический комплекс монотоноустойчивости. Противоположные типологические
особенности (сильная нервная система, подвижность нервных процессов и т.д.)
не способствуют устойчивости к монотонии и образуют монотонофобный
типологический комплекс.
«Исследования в этой области выяснили, что у лиц с монотонофильным
типологическим комплексом состояние монотонии появляется на полтора часа
позже, чем у лиц с монотонофобным типологическим комплексом. Различны и
производственные показатели. У монотонофильных рабочая норма выполнялась на
33% чаще, а брак отсутствовал в 31% случаев, в то время как среди
монотонофобных с отсутствием брака не обнаружилось ни одного человека. Важно
и то, что среди первых положительное отношение к работе встречалось чаще»
(1).
Лица, обладающие типологическим комплексом, не способствующим
монотоноустойчивости, за более короткий срок, чем другие, увольнялись с
работы. В частности, А.И. Самойлова показала, что среди работниц,
занимающихся однообразным трудом, преобладают лица со слабой нервной