Трудовая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:58, реферат

Описание

Трудовая деятельность играет определяющую роль в человеческой жизни, в какой

бы форме эта деятельность не совершалась. Именно от нее, прежде всего,

зависит существование человека и общества.

Исходя из общего определения деятельности вообще, а именно: «Деятельность –

динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых

происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и

реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной

действительности.

Содержание

Введение.......................................................2

· Монотонная деятельность и типологические особенности... 5

· Деятельность в экстремальных ситуациях и типологические

особенности..................................................................

........................................... 9

· Операциональная напряженность и типологические

особенности 11

· Деятельность, требующая концентрации и устойчивости

внимания, и типологические

особенности...................................................... 13

· Режимы труда и отдыха, основные пути снижения утомления и

монотонности

труда........................................................................

14

· Труд женщин и подростков......................................18

· Заключение....................................................20

· Библиография..................................................22

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 50.41 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

   ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.С. ПУШКИНА  

 

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

 

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

 

               

РЕФЕРАТ

 

ТРУДОВАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

               

                                   2001                                  

СОДЕРЖАНИЕ

·               Введение.......................................................2

·               Монотонная деятельность и типологические особенности... 5

·               Деятельность в экстремальных ситуациях  и типологические

особенности..................................................................

........................................... 9

·               Операциональная напряженность и         типологические

особенности    11

·               Деятельность, требующая  концентрации и устойчивости

внимания, и типологические

особенности...................................................... 13

·               Режимы труда и отдыха, основные пути снижения утомления и

монотонности

труда........................................................................

14

·               Труд женщин и подростков......................................18

·               Заключение....................................................20

·               Библиография..................................................22

ВВЕДЕНИЕ

Трудовая деятельность играет определяющую роль в человеческой жизни, в какой

бы форме эта деятельность не совершалась. Именно от нее, прежде всего,

зависит существование  человека и общества.

Исходя из общего определения деятельности вообще, а  именно: «Деятельность –

динамическая система  взаимодействий субъекта с миром, в  процессе которых

происходит возникновение  и воплощение в объекте психического образа и

реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной

действительности. Это форма активности» (4), можно  определить, что трудовая

деятельность это  система определенных взаимоотношений  субъекта деятельности с

обществом в сфере  производственных отношений. Причем эти  взаимоотношения

активны и жизненно необходимы, как субъекту, так и обществу.

Одним из наиболее существенных факторов, влияющих на успешность трудовой

деятельности, является стиль деятельности и его взаимосвязь  с

психофизиологическим  складом человека. Под стилем деятельности понимается

«система наиболее эффективных приемов и способов организации своей

деятельности, некоторая  устойчивая система особенностей деятельности и

поведения» (1).

Особенности подхода, например, пермской психологической  школы, состоит в

увязывании стилей деятельности со свойствами нервной системы.

Е.А. Климов считает, что типологические особенности  свойств нервной системы

являются «ядром»  стиля. Во многих его работах показано, что склонность к тому

или иному стилю  деятельности определяется как отдельными типологическими

особенностями, так  и их сочетанием. В свою очередь  стиль деятельности влияет

на становление  профессионала, профессиональную ориентацию и отбор,

профессиональное  обучение, адаптацию к данной профессии  и рациональную

организацию труда  и на производстве. Еще в 16 веке Фрэнсис Бэкон говорил:

«Счастливы те, чья природа находится в согласии с их занятием» (1).

Видный психотехник  О. Липманн связывал выбор профессии с типом темперамента.

Э. Клапаред тоже считал, что одни профессии подходят людям с живым

темпераментом, а  другие – к людям со спокойным  темпераментом.

«Как отмечает К.М. Гуревич, каждый человек может  овладеть любой профессией,

но все дело в том, сколько на это понадобится  времени и сил» (1). От этого же

будет зависеть успешность трудовой деятельности человека. Отсюда важность

учета типологических особенностей свойств темперамента и нервной системы,

обладающих относительной устойчивостью своего проявления, при

профессиональной  ориентации и профессиональной трудовой деятельности.

Эта тема в психологии труда обсуждалась неоднократно и с разных позиций.

Например, В.С. Мерлин и Е.А. Климов считали (в конце 1960-х  годов), что если

за счет выработки  стиля деятельности производительность труда одинаковая,

несмотря на разные типологические особенности нервной  системы человека, то

нет необходимости  отбирать людей вообще и с учетом типологических

особенностей в  частности. «В противовес этой точке  зрения К.М. Гуревич (1970)

доказывал, что  в профессиях первого типа, связанных  с экстремальностью

ситуаций и большим  нервно-психическим напряжением, отбор  необходим» (1). По

этому поводу он пишет: «.имеется группа профессий, пригодность к которым

сформируется только при наличии некоторых природных  данных, степень и

модальность которых может быть установлена путем предварительного анализа и

последующей экспериментальной  проверки» (1).

Что касается вопросов профессионального обучения, то здесь  также показано,

что в зависимости  от специфики профессиональной деятельности успешность

обучения определяется разными типологическими особенностями. Например: З.Н.

Брикс показал, что успешнее овладевают профессией слесаря-инструментальщика

учащиеся со средней  силой нервной системы и уравновешенностью  нервных

процессов. По данным И.Д. Карцева, хорошо осваивают профессию  монтажника-

высотника лица, имеющие  сильную нервную систему и  подвижность возбуждения.

Кроме этого типологические особенности нервной системы  влияют на

профессиональную  адаптацию.

Подсчитано, что  в мире существует более 3000 профессий. Поэтому в психологии

труда создаются  различные классификации профессий. Наиболее известными

являются подходы  К.М. Гуревича, Е.А. Климова, К.К. Платонова.

«В этих подходах отражается не только содержательно-операциональная специфика

той или иной профессии, сколько психологические особенности  осуществляемой в

ней трудовой деятельности. Отсюда методологический подход состоит  в изучении

влияния типологических особенностей человека на эффективность  деятельности,

обладающей той  или иной спецификой (монотонной деятельности, деятельности в

экстремальных условиях и т.д.)» (1).

           МОНОТОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ          

«Монотония – напряжение, вызванное однообразием выполняемых

действий, невозможностью переключения внимания, повышенными  требованиями, как к

концентрации, так  и к устойчивости внимания» (3).

     Состояние монотонности. В процессе деятельности помимо состояния

утомления возникает  состояние монотонности, отрицательно действующее на

психическое состояние  и работоспособность человека. «Состояние переживания

монотонности вызывается действительным и кажущимся однообразием выполняемых на

работе движений и действий. Под влиянием переживания  монотонности человек, не

умеющий это психическое состояние сдерживать или устранять, становится вялым,

безучастным к работе. Состояние монотонности также отрицательно действует на

организм человека, приводя к преждевременному утомлению» (3).

«В физиологической  основе монотонности лежит тормозящее действие однообразных

повторных раздражителей. Монотонность может переживаться и  при легком, не

утомительном труде» (3). Отрицательно влияет на работоспособность и

переживается как  неприятное чувство. Снижает психическую  напряженность,

сопровождается  полусонным состоянием, снижением психической  активности.

Исторически сложилось, что монотонность труда привлекла  наибольшее внимание

психологов. Этому  способствовало распространение конвейерного труда с

однообразием рабочих  операций, бедностью впечатлений  и образованием

«психологического вакуума» в сознании работающих на конвейере.

Значение проблемы монотонности труда возрастает с  появлением монотонной

сенсорно-интеллектуальной деятельности. «Острота этой проблемы состоит не

только в снижении производительности труда и увеличении травматизма, но и в

изменении личности, нарушении ее контактности с окружающими, что приводит к

конфликтам на работе и дома»(1).

Большой вклад  в изучение монотонной деятельности внесли исследования в

области дифференциальной психологии. Уже в первых работах  была показана роль

типологических  особенностей человека в устойчивости к однообразной работе, к

развитию состояния  монотонии (В.И. Рождественская, И.А. Левочкина, Н.П.

Фетискин и др.).

В результате этих работ выявлено, что состояние  монотонии быстрее развивается

и сильнее выражено у лиц с сильной нервной  системой по сравнению с лицами со

слабой нервной  системой.

Н.П. Фетискин выяснил также, что более устойчивы к монотонии лица с

инертностью нервных  процессов. Эти типологические особенности  образуют

типологический  комплекс монотоноустойчивости. Противоположные типологические

особенности (сильная  нервная система, подвижность нервных  процессов и т.д.)

не способствуют устойчивости к монотонии и образуют монотонофобный

типологический  комплекс.

«Исследования в  этой области выяснили, что у лиц  с монотонофильным

типологическим  комплексом состояние монотонии появляется на полтора часа

позже, чем у  лиц с монотонофобным типологическим комплексом. Различны и

производственные  показатели. У монотонофильных рабочая норма выполнялась на

33% чаще, а брак  отсутствовал в 31% случаев, в  то время как среди

монотонофобных с отсутствием брака не обнаружилось ни одного человека. Важно

и то, что среди  первых положительное отношение  к работе встречалось чаще»

(1).

Лица, обладающие типологическим комплексом, не способствующим

монотоноустойчивости, за более короткий срок, чем другие, увольнялись с

работы. В частности, А.И. Самойлова показала, что среди  работниц,

занимающихся однообразным трудом, преобладают лица со слабой нервной

Информация о работе Трудовая деятельность