Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:58, реферат
Трудовая деятельность играет определяющую роль в человеческой жизни, в какой
бы форме эта деятельность не совершалась. Именно от нее, прежде всего,
зависит существование человека и общества.
Исходя из общего определения деятельности вообще, а именно: «Деятельность –
динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых
происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и
реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной
действительности.
Введение.......................................................2
· Монотонная деятельность и типологические особенности... 5
· Деятельность в экстремальных ситуациях и типологические
особенности..................................................................
........................................... 9
· Операциональная напряженность и типологические
особенности 11
· Деятельность, требующая концентрации и устойчивости
внимания, и типологические
особенности...................................................... 13
· Режимы труда и отдыха, основные пути снижения утомления и
монотонности
труда........................................................................
14
· Труд женщин и подростков......................................18
· Заключение....................................................20
· Библиография..................................................22
Рассмотрим компоненты утомления (субъективные психические состояния):
· Чувство слабосилия.
Утомление сказывается в том, что человек чувствует снижение своей
работоспособности, даже когда производительность труда еще не падает. Это
снижение работоспособности выражается в переживании особого, тягостного
напряжения и в неуверенности; человек чувствует, что не в силах должным образом
продолжать работу.
· Расстройство внимания.
Внимание – одна из наиболее утомляемых психических функций. В случае утомления
внимание легко отвлекается, становится вялым, малоподвижным или, наоборот,
хаотически подвижным, неустойчивым.
· Расстройство в сенсорной области.
Таким расстройством под влиянием утомления подвергаются рецепторы, которые
принимали участие в работе. Если человек долго читает без перерывов, то, по его
словам, у него начинают «расплываться» в глазах строчки текста. Продолжительная
ручная работа может привести к ослаблению тактильной и кинестетической
чувствительности.
· Нарушение в моторной сфере.
Утомление сказывается в замедлении или беспорядочной торопливости движений,
расстройстве их ритма, в ослаблении точности и координированности движений, их
деавтоматизации.
· Дефекты памяти и мышления.
Эти дефекты также относятся непосредственно к той сфере, с которой связана
работа. В состоянии сильного утомления оператор может забыть инструкцию и
одновременно хорошо помнить все, что не имеет отношения к работе. Мыслительные
процессы особенно нарушаются при утомлении от умственной работы, но при
физической работе человек нередко жалуется на понижение сообразительности и
умственной ориентации.
· Ослабление воли. При
утомлении ослабляются решительность, выдержка и самоконтроль. Отсутствует
настойчивость.
· Сонливость. При сильном
утомлении возникает сонливость как выражение охранительного торможения.
Потребность во сне при изнурительной деятельности такова, что человек засыпает
часто в любом положении, например, сидя.
Отмеченные психологические показатели утомления проявляются в зависимости от
его силы. Бывает слабое утомление, при котором не происходит значительных
изменений в психике. Такое утомление только сигнализирует о необходимости
принять меры.
При переутомлении указанные выше нарушения в психической сфере очень заметны.
Для того чтобы предотвратить переутомление и дальнейшее отрицательное
действие состояния монотонности необходимо соблюдать режим труда и отдыха.
«Режим труда и отдыха - это устанавливаемые для каждого вида работ порядок
чередования периодов работы и отдыха и их продолжительность.
Рациональный режим - такое соотношение и содержание периодов работы и
отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с
высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков
чрезмерного утомления в течение длительного времени» (3).
Поддержание работоспособности на оптимальном уровне - основная цель
рационального режима труда и отдыха.
Внутрисменный режим труда и отдыха проектируется на основе следующих общих
требований:
· Рациональное чередование работы и перерывов для отдыха как
одно из средств профилактики утомления и состояния монотонии должно
осуществляться на всех работах.
·
Совершенствование режимов
воздействия условий труда на организм человека, его работоспособность.
· Принципы и методика определения количества и
продолжительности перерывов на отдых, независимо от регламентированного
периода работы, едины. При сокращенной длительности рабочего дня (при 6-7-
часовой рабочей смене) потребность в отдыхе может возрастать, поскольку, как
правило, повышается интенсивность труда.
· Перерывы на отдых должны быть строго регламентированы, что
повышает их эффективность. Перерывы по усмотрению рабочих и простои из-за
недостатков в организации труда не являются полноценным отдыхом, так как
вызывают нарушения рабочего динамического стереотипа и отрицательные эмоции.
При развитии монотонии необходимо сменить ритм деятельности, во время
перерыва рекомендуется использовать активный отдых, например: производственную
гимнастику.
Перерыв на отдых назначается до наступления утомления организма или при
первых признаках развития монотонии.
Чем тяжелее и напряженнее работа, тем раньше по отношению к началу стадии
развивающегося утомления следует вводить регламентированные перерывы. Во второй
половине рабочего дня в связи с более глубоким утомлением количество перерывов
на отдых должно быть больше, чем в первой половине смены. Физиологами
установлено, что для большинства видов работ оптимальная продолжительность
перерыва 5-10 минут. Именно этот перерыв позволяет восстановить физиологические
функции, снизить утомление и сохранить рабочую установку. Кратковременность
перерывов позволяет не только задерживать развитие утомления, но и сохранять
рабочую установку. При глубоком утомлении необходимо идти как по линии
увеличения количества перерывов, так и по линии увеличения их длительности. Но
перерывы длительностью более 20 минут нарушают уже сложившееся состояние
врабатывания.
«Активный отдых ускоряет восстановление сил, так как при смене
деятельности энергия, затраченная работающим органом, восстанавливается
быстрее» (3).
Наиболее эффективной формой активного отдыха является производственная
гимнастика, то есть выполнение специального комплекса гимнастических
упражнений, особенно рекомендуется при развитии состояния монотонии.
ТРУД
ЖЕНЩИН И ПОДРОСТКОВ
Особенности организации труда женщин в народном хозяйстве законодательно
определены в Кодексе законов о труде РФ. «Согласно статей этого Кодекса
запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с
вредными условиями труда, а также на подземных работах, кроме некоторых, не
связанных с физическими нагрузками, подземных работ, работ по санитарному и
бытовому обслуживанию. Запрещается подъем, переноска и перемещение женщинами
тяжестей, масса
которых превышает
Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении
тяжестей вручную:
· Подъем и перемещение тяжестей при чередовании с другой
работой (до 2 раз в час) – 10 кг
· Подъем и перемещение тяжестей постоянно в течение рабочей
смены – 7 кг
· Величина динамической работы, совершаемой в течение каждого
часа рабочей смены, не должна превышать: с рабочей поверхности – 1750 кгм; с
пола – 875 кгм.
При перемещении груза на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не
должно превышать 10 кг.
«Привлечение женщин к работам в ночное время не допускается, за исключением
тех отраслей народного хозяйства, где это вызывается особой необходимостью и
разрешается в качестве временной меры» (2).
Труд молодежи также законодательно определен Кодексом законов о труде РФ.
«Не допускается прием на работу лиц моложе шестнадцати лет. В исключительных
случаях, по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом
предприятия могут приниматься на работу лица, достигшие 15 лет» (2).
«Запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на
работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных
работах» (2).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Изучение связей типологических особенностей проявления свойств нервной
системы с эффективностью деятельности касается более общего вопроса о связи
биологического и социального в человеке, т.е. касается мировоззренческих и
методологических аспектов современного естествознания» (1).
В настоящее время не раз доказано, что биологический (психофизиологический)
фактор играет важную роль в профессиональной деятельности человека. Сейчас
необходимо выяснить другой вопрос: в каком соотношении находится социальное и
биологическое в каждом конкретном случае. Как известно, формирование и
развитие человека происходит в результате сложного взаимодействия природных и
социальных систем,
воздействие которых
связи с этим роль типологических особенностей может быть в том или ином
действии и поступке велика, а в других случаях – незначительна» (1).
Связь типологических особенностей проявления свойств нервной системы с
эффективностью деятельности всегда косвенная, опосредованная способностями и
стилем деятельности. Поэтому нельзя связывать успехи человека, а равно и не
успехи, с присущим ему комплексом типологических особенностей. «Ведь
достижения высоких результатов в любой области определяется многими
факторами, в частности – обученностью, мотивацией, техническими средствами и
т.д.» (1). Кроме того, сами способности могут зависеть не только от
типологических особенностей, но и от физиологических и морфологических
особенностей человека, например: двигательные способности связанны со
структурой мышц.
Важно учитывать и то, что на разных этапах овладения профессиональным
мастерством, адаптации к условиям деятельности ее эффективность может
зависеть от разных, даже противоположных типологических особенностей
проявления свойств нервной системы.
Рассмотрим модель П.К. Анохина о функциональных системах, смысл которой