Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:02, реферат
Как справедливо отмечалось Н.С. Таганцевым, "и логически, и фактически возникновение преступного деяния предполагает бытие карательной нормы" . Бытие же карательной нормы предполагает освещение вопроса об источниках уголовного права.
Введение
1. Источники уголовного права. Понятие, признаки и структура уголовного закона.
2. Структура уголовно-правовой нормы
3. Структура статьи уголовного закона
4. Толкование уголовного закона
5. Действие уголовного закона во времени.
6. Действие уголовного закона в пространстве
Литература
Выводы
6. Действие уголовного закона в пространстве
Действие уголовного закона в пространстве - это вопрос определения территории, на которой применяется уголовный закон (определения места совершения преступления). Данный вопрос решается уголовным законом на основании четырех принципов, которые и определяют пределы его действия в пространстве: территориальный (ст. 11 УК), гражданства, реальный и универсальный (ст. 12 УК), выдача преступников (ст. 13 УК).
Территориальный принцип действия уголовного закона (ст. 11 УК), в котором находит отражение конституционное положение о суверенитете Российской Федерации, распространяющийся согласно ч. 1 ст. 4 Конституции РФ на всю ее территорию, означает, что лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит ответственности по УК независимо от того, является ли это лицо гражданином России или какого-либо другого государства или лицом без гражданства.
Согласно ст. 67 Конституции
РФ территория Российской Федерации
включает в себя территории ее субъектов,
внутренние воды и территориальное
море, воздушное пространство над
ними. Российская Федерация обладает
суверенными правами и
Статья 1 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" определяет Государственную границу РФ как линию и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, определяющую пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации .
Сухопутная территория включает в себя материковую часть Российской Федерации и островов в пределах государственной границы. Водная территория включает в себя внутренние воды, представляющие в соответствии со ст. ст. 14, 18 Водного кодекса РФ все водные объекты, за исключением территориального моря, на территории Российской Федерации, к чему относятся внутренние морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря, воды портов Российской Федерации, воды заливов, бухт, губ и лиманов, воды рек, озер, иных водоемов. Территориальное море - прибрежные морские воды шириной в 12 морских миль, отмеряемых по линии максимального отлива на материке и островах, принадлежащих Российской Федерации .
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Воздушного кодекса РФ под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе над внутренними водами и территориальным морем. Высотный предел воздушного пространства не установлен, но по международной практике космос начинается со 100 - 110 км.
По Закону РФ "О недрах" в ред. Федерального закона от 03.03.1995 N 27-ФЗ недра являются частью земной коры, представляют собой пространство под сухопутной поверхностью и водной территорией, простираются без каких-либо ограничений на любую глубину, доступную для геологических исследований и освоения.
Согласно ч. 2 ст. 11 УК его действие распространяется на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Понятие континентального шельфа
Российской Федерации дано в ст.
1 Федерального закона от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О
континентальном шельфе Российской
Федерации" , включившего в себя
положения международной
Под исключительной экономической зоной, согласно ст. 1 Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" , включившего в себя положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., понимается морской район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему. Внешняя граница этой зоны находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива. Режим исключительной экономической зоны предоставляет право Российской Федерации на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов в водах, на морском дне и в недрах, управление этими ресурсами, на другие виды деятельности, в частности на создание и использование искусственных островов, установок и сооружений, на осуществление научных исследований и мер по защите и сохранению морской среды.
В пределах континентального шельфа или исключительной экономической зоны действие УК распространяется лишь на деяния, связанные с посягательством на отношения, обеспечивающие естественные богатства моря и недр.
В ч. 3 ст. 11 УК указано, что территорией Российской Федерации признаются военные корабли и военные воздушные суда Российской Федерации независимо от места их нахождения. При определенных условиях объектами, приравненными к территории Российской Федерации, являются невоенные морские и воздушные суда, приписанные к порту Российской Федерации. Такими условиями является нахождение судна в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором.
В соответствии с территориальным принципом все лица, совершившие преступление на территории Российской Федерации, независимо от того, являются они гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами или лицами без гражданства, подлежат уголовной ответственности по УК.
Исключение, согласно ч. 4 ст.
11 УК, представляют лица, пользующиеся
дипломатическим иммунитетом. Вопрос
об уголовной ответственности
Согласно положениям Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. иммунитет от уголовной ответственности распространяется на дипломатического агента и членов его семьи, живущих с ним вместе, если они не являются гражданами государства пребывания.
В круг лиц, пользующихся иммунитетом,
входят, например, главы дипломатических
представительств, члены правительств,
имеющие дипломатический ранг, и
члены их семей, если последние не
являются гражданами государства пребывания.
К иным лицам, пользующимся иммунитетом,
относятся, в частности, главы государств,
правительств, главы внешнеполитических
ведомств государств, члены персонала
дипломатических
При применении территориального
принципа важным вопросом является установление
места совершения преступления. Однако
каких-либо правил и порядка определения
места совершения преступления в
уголовном законе не содержится. Очевидно,
что необходимо руководствоваться
теми же правилами, что и при определении
времени совершения преступления (ст.
9 УК). Местом совершения преступления
следует считать место
Принцип гражданства, предусмотренный
ч. 1 ст. 12 УК, вступает в действие в
случае, когда граждане Российской
Федерации или постоянно
В ст. 5 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" определено, что гражданами РФ являются: а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона; б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании ст. 11 гражданство Российской Федерации приобретается: а) по рождению; б) в результате приема в гражданство РФ; в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором РФ.
Принцип гражданства распространяется на постоянно проживающих на территории Российской Федерации лиц, не принадлежащих к гражданству Российской Федерации или какого-либо иного государства (лица без гражданства), и проживавших в России не менее 185 дней в календарном году, в противном случае эти лица приравниваются к иностранным гражданам как временно находящимся на территории страны.
Согласно ч. 1 ст. 62 Конституции
РФ и ст. 6 Федерального закона "О
гражданстве Российской Федерации",
гражданин Российской Федерации
может иметь гражданство
Что касается беженцев, то, согласно ст. 1 Федерального закона "О беженцах" (в ред. Федерального закона от 28.06.1997 N 95-ФЗ ), эти лица не являются гражданами Российской Федерации, они несут уголовную ответственность как иностранцы или лица без гражданства. Этих лиц следует отличать от вынужденных переселенцев, являющихся в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О вынужденных переселенцах" (в ред. Федерального закона от 20.12.1995 N 202-ФЗ ) гражданами Российской Федерации.
В ч. 2 ст. 12 УК предусмотрен принцип
специального режима (покровительственный)
в отношении военнослужащих воинских
частей РФ, дислоцирующихся за ее пределами.
Такие лица в случае совершения преступления
на территории иностранного государства
несут уголовную
При универсальном принципе иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление за ее пределами, подлежат уголовной ответственности по УК в случаях, предусмотренных международными договорами, например Международной конвенцией о борьбе с захватом заложников от 17 декабря 1979 г., и если такие лица не были осуждены за совершенное преступление в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации. Согласно реальному принципу иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно на территории Российской Федерации и совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по УК на тех же основаниях, но при условии, что преступление направлено против интересов Российской Федерации, например ее экономической безопасности, обороноспособности и др.
Выводы
К числу источников уголовного
права относятся и иные федеральные
законы из областей гражданского, административного,
налогового и других отраслей права,
раскрывающие многие из содержащихся
в УК понятий. Нормативные предписания,
относящиеся к уголовно-
Под выдачей лиц, совершивших преступление (экстрадиция), понимается передача одним государством другому государству лиц, которые хотя и находятся на его территории, но преступление совершили на территории того государства, которому они выдаются или гражданами которого они являются. Этот принцип связан с принципом неотвратимости ответственности за совершенное преступление, направлен на то, чтобы лица, совершившие преступление на территории одной страны, не имели возможности скрываться от уголовной ответственности на территории другой. Выдаются лица с целью привлечения к уголовной ответственности или исполнения наказания в государстве, гражданином которого осужденный является.