Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:59, курсовая работа
Для рассмотрения в своей курсовой работе я выбрал понятие государственного устройства и трех его видов: унитарное, федеративное и конфедеративное. Этот вопрос является актуальным уже на протяжении десятка лет и в настоящее время. Он не теряет интерес к себе не только среди исследователей правоведов и историков, но и простых людей, наблюдавших сначала за распадом союзного государства СССР в суверенные государства и последующие проблемы в этих государствах, затем за распадом и гражданской войной в Югославии и нерешенными до сих пор вопросами деления государства по национальным или какими-то иным признакам и так далее.
Введение............................................................................................................................................ 3
I. Форма государственного устройства: понятие, виды и значение для формы государства................................................................................................................. 6
II. Унитарное государство................................................................................................... 8
1. Понятие и признаки..................................................................................................................... 9
2. Виды унитарных государств.................................................................................................. 10
III. Федеративная форма государства...................................................................... 12
1. Понятие, признаки, задачи и принципы образования федерации................................... 12
2. Виды федераций.......................................................................................................................... 16
3. Современные проблемы российского федерализма......................................................... 17
IV. Конфедеративная форма государственного устройства................. 22
1. Понятие, признаки и особенности конфедерации............................................................. 22
2. Межгосударственные и союзные образования................................................................. 25
Заключение.................................................................................................................................. 29
Список используемой литературы........................................................................... 31
Список нормативно-правовых актов....................................................................... 32
4. Унитарное государство,
на территории которого
5. Все внешние
6. Унитарное государство
имеет единые вооруженные силы,
руководство которыми
7. В подавляющем большинстве
современных унитарных
Число ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны, однако, зависимость эта не жесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней больше, чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то Франция - четыре.
Как правило, унитарное государство
характерно для однонациональных государств,
где большинство населения
Исторически унитарная форма
государственного устройства сложилась
самой первой, вместе с самим государством.
Все без исключения государственные
образования древности и
В наше время, как уже отмечалось
ранее, унитарное государство также
существует, но это явление не носит
столь значительного и
2. Виды унитарных государств.
С точки зрения организации публичной власти унитарные государства можно разделить на децентрализованные и централизованные.
В децентрализованных унитарных
государствах существует конституционное
распределение полномочий между
центральной властью и
Различие же с централизованными
государствами заключается в
том, что они (централизованные) - это
те государства, в которых нет
местной автономии вообще, а функции
власти на местах осуществляют только
назначенные сверху администраторы.
Это государства с выраженными
авторитарными политическими
В заключении следует отметить,
что в демократических
III. Федеративная форма государства 1. Понятие, признаки, задачи и принципы образования федерации.
Федерация представляет собой
добровольное объединение нескольких
ранее самостоятельных
По мнению Хаффмана, федерализм - это такая форма организации правительства, которая стремиться примирить региональное разнообразие с определенным уровнем коллективного единства и делает это таким путем, при котором региональные правительства играют вполне конкретную роль.[3]
Я считаю, что определение,
которое дает Хаффман не точно; суть
оговорок здесь сводится: во-первых,
к некоторой неточности, содержащейся
в приведенной дефиниции (федерализм,
на мой взгляд, - не только и даже
не столько "Форма организации
правительства", сколько, прежде всего
форма организации самого государства),
во-вторых, к значительной абстракции
приведенной дефиниции (она была
бы более конструктивной и эффективной,
если бы содержала в себе помимо
самых общих теоретических
Аксиоматичным, в частности,
представляется то обстоятельство, что
любая федеративная система, независимо
от ее черт и специфических особенностей,
выступает как единое союзное
государство, состоит из двух или
более относительно самостоятельных
государств и государственных образований.
Каждое из них, будучи субъектом федерации
имеет свое собственное административно-
Следует выделить ряд основополагающих принципов образования, функционирования федеративной системы, с позиции которых следует рассматривать и оценивать любую, в том числе и Российскую федерацию:
- добровольное объединение
государств или
- равноправие субъектов
федераций независимо от
- плюрализм и демократизм во взаимоотношениях субъектов федерации между собой и с гражданами;
- широкие возможности
граждан активно и
- соблюдение законности
и конституционных прав, означает
строгое и неуклонное
Любая федеративная система
может быть эффективной лишь тогда,
когда ее деятельность осуществляется
в строгих рамках конституции
и текущего законодательства, когда
четко разграничены сферы деятельности
и компетенция центральных и
местных государственных
Федерализм преследует, по крайней мере, пять основных целей. Среди них:
- "примирение единства и разнообразия";
- защита от тирании центральное правительство;
- создание условий для
участия населения в
- создание условий для повышения " эффективности производства через региональную конкуренцию" и выступление в качестве формы или пути "к стимулированию новаторских идей в региональных правительствах".[5]
Главная же из целей - всестороннее обеспечение процесса свободного развития различных национальностей и народностей, принцип плюрализма и демократизма, гарантия прав и свобод граждан.
Следует выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
1. Территория федерации
состоит из территорий ее
2. В союзном государстве
верховная законодательная,
3. Субъекты федерации обладают
правом принятия собственной
конституции, имеют свои
4. В большинстве федераций
существует единое союзное
5. При федеральном
6. Основную общегосударственную
внешнеполитическую
Федеральную систему государственного
устройства можно рассмотреть на
примере Соединенных Штатов Америки:
центральным элементом
Конкретным проявлением
и воплощением механизма «
С принятием Конституции
1787 года США из конфедерации превратились
в федеративное государство. Создание
федеративного государства
По Конституции все
вопросы, связанные с предметом
ведения штатов и центра, строго
распределены. В тексте Конституции
перечислено, что именно отнесено к
ведению федерального парламента —
конгресса (раздел 1 и 8 ст.1) и что
запрещено отдельным штатам (раздел
10 ст.1). В тексте определено, что все
то, что не отнесено Конституцией к
полномочиям федерации, остается в
компетенции субъектов