Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:59, курсовая работа
Для рассмотрения в своей курсовой работе я выбрал понятие государственного устройства и трех его видов: унитарное, федеративное и конфедеративное. Этот вопрос является актуальным уже на протяжении десятка лет и в настоящее время. Он не теряет интерес к себе не только среди исследователей правоведов и историков, но и простых людей, наблюдавших сначала за распадом союзного государства СССР в суверенные государства и последующие проблемы в этих государствах, затем за распадом и гражданской войной в Югославии и нерешенными до сих пор вопросами деления государства по национальным или какими-то иным признакам и так далее.
Введение............................................................................................................................................ 3
I. Форма государственного устройства: понятие, виды и значение для формы государства................................................................................................................. 6
II. Унитарное государство................................................................................................... 8
1. Понятие и признаки..................................................................................................................... 9
2. Виды унитарных государств.................................................................................................. 10
III. Федеративная форма государства...................................................................... 12
1. Понятие, признаки, задачи и принципы образования федерации................................... 12
2. Виды федераций.......................................................................................................................... 16
3. Современные проблемы российского федерализма......................................................... 17
IV. Конфедеративная форма государственного устройства................. 22
1. Понятие, признаки и особенности конфедерации............................................................. 22
2. Межгосударственные и союзные образования................................................................. 25
Заключение.................................................................................................................................. 29
Список используемой литературы........................................................................... 31
Список нормативно-правовых актов....................................................................... 32
- совместная оборонная политика;
- гармонизация законодательства государств-участников;
- охрана окружающей среды;
- развитие образования и науки;
- борьба с преступностью и др. [15]
Союз не только обладает международной
правоспособностью, но и имеет другие
атрибуты суверенного государства:
герб, флаг, гимн. В союзном государстве
устанавливается собственное
Для реализации задач Союза
государства-участники создают
Высшим органом является
Высший Государственный Совет, состоящий
из глав государств, глав правительств,
руководителей палат
Представительным органом Союза является Парламент Союзного государства, состоящий из Палаты Союза (куда входят по 36 представителей от обеих палат парламент Беларуси и России) и Палаты Представителей (в нее входят 28 депутатов от Республики Беларусь и 75 депутатов от России, которые непосредственно избираются от своих стран). Помимо принятия нормативных актов Союза (которые являются обязательными к исполнению), Парламент заслушивает послания Высшего Государственного Совета и отчеты Совета Министров, принимает бюджет Союзного государства. Как и другие представительные органы, Парламент регулярно проводит свои заседания, утверждает регламент, образует из числа своих членов постоянные и временные комиссии. Совет Министров – постоянно действующий исполнительный орган, председатель которого назначается Высшим Государственным Советом. В его состав входит равное число представителей от каждого из государств. Все решения принимаются по принципу «одно государство – один голос». Структура органов управления см. в схеме 3.
Схема 2
Схема 3
Заключение
Из сделанного мной исследования
о формах государственного устройства
можно сделать некоторые
1. В чистом виде не
существует определенно
2. Выбор формы государственного
устройства должен быть связан
со многими факторами:
Разнообразие форм государства еще больше возросло в результате распада колониальной системы, когда на политической карте мира появился ряд молодых суверенных государств. Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм.
3. Унитарная форма устройства
– традиционна, свойственна
4. Значение Федерации как
формы государственного
5. Конфедерация – инструмент
интеграционных процессов
Список используемой литературы.
1. Натан Р., Хаффман Э.: Современный федерализм: сравнительные перспективы// Международная жизнь. 1991 г. №4.
2. Кушнир А.: Федерация или унитарное государство.// Народный депутат 1992 г. №6.
3. Лысенко В.Н.: Развитие
Федерации и Конституция России
(конституционные изменения
4. Пусточаров В.: Российский федерализм - сегодня и завтра// Международная жизнь. - 1994 г. - №3.
5. Тадевосян Э.В.: О моделировании
в теории Федерализма и
6. Карапетян Л.М.: К вопросу
о «моделях» федерализма (
7. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1996 г.
8. Конституционное право
зарубежных стран. Общая часть.
Страшуна Б.А. М.: Бек, 1996 г.
9. Юридический энциклопедический словарь. М.1984 г.
10. С.В. Клименко, А.Л. Чичерин. Основы государства и права. М. 2000 г.
11. Теория государства и права: курс лекций. Под. ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М. 2000 г.
12. Алексеев С.С. Государство и право. М.,1993 г.
13. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юрист, 1994 г.
14. Лившиц Р.З. Теория права. М.: БЕК, 1994 г.
15. Мишин А.А., Барабашев
Г.А. Государственное право
16. Государственный строй США: М.,1976.
Список нормативно-правовых актов
1. Конституция Российской
Федерации (принята на
2. Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 25-ФЗ "О ратификации Договора о создании Союзного государства"
3. Федеральный закон «О
принципах и порядке
4. Федеративный договор (Москва, 31 марта 1992 г.)
5. Указ Президента РФ
от 21 сентября 1993 г. N 1400 "О поэтапной
конституционной реформе в
6. Постановление ВС РСФСР
от 12 декабря 1991 г. N 2014-I "О ратификации
Соглашения о создании
7. Договор "О создании союзного государства" (Москва, 8 декабря 1999 г.).
8. Постановление Съезда народных депутатов РФ от 10 апреля 1992 г. N 2689-I "О Федеративном договоре".
9. Программа действий Российской
Федерации и Республики
[1] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. С. 117-118
[2] Государственный строй США: М.,1976. С. 57.
[3] Натан Р. , Хаффман Э. . Современный федерализм: сравнительные перспективы// Международная жизнь. 1991 N4 с. 35
[4] Юридический энциклопедический словарь. М. 1984 с. 394
[5] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. С. 119-120
[6] Конституционное право
зарубежных стран. Общая часть.
[7] С.В. Клименко, А.Л. Чичерин. Основы государства и права. С. 27.
[8] В.Н. Лысенко. Развитие
Федерации и Конституция России
(конституционные изменения
[9] Л.М. Карапетян. К вопросу
о «моделях» федерализма (
[10] Лысенко В.Н.: Развитие
Федерации и Конституция России
(конституционные изменения
* А.Е. Козлов. Конституционное право. С. 226.
[11] Имеется в виду принадлежность
к единой американской нации,
а не этническое происхождение;
[12] Мишин А.А., Барабашев
Г.А. Государственное право
[13] Алексеев С.С. "Государство и право". С. 40-46.
[14] С.В. Клименко, А.Л. Чичерин. Основы государства и права. М. 2000 г.
стр.183-185
[15] Программа действий
Российской Федерации и