Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:59, курсовая работа
Для рассмотрения в своей курсовой работе я выбрал понятие государственного устройства и трех его видов: унитарное, федеративное и конфедеративное. Этот вопрос является актуальным уже на протяжении десятка лет и в настоящее время. Он не теряет интерес к себе не только среди исследователей правоведов и историков, но и простых людей, наблюдавших сначала за распадом союзного государства СССР в суверенные государства и последующие проблемы в этих государствах, затем за распадом и гражданской войной в Югославии и нерешенными до сих пор вопросами деления государства по национальным или какими-то иным признакам и так далее.
Введение............................................................................................................................................ 3
I. Форма государственного устройства: понятие, виды и значение для формы государства................................................................................................................. 6
II. Унитарное государство................................................................................................... 8
1. Понятие и признаки..................................................................................................................... 9
2. Виды унитарных государств.................................................................................................. 10
III. Федеративная форма государства...................................................................... 12
1. Понятие, признаки, задачи и принципы образования федерации................................... 12
2. Виды федераций.......................................................................................................................... 16
3. Современные проблемы российского федерализма......................................................... 17
IV. Конфедеративная форма государственного устройства................. 22
1. Понятие, признаки и особенности конфедерации............................................................. 22
2. Межгосударственные и союзные образования................................................................. 25
Заключение.................................................................................................................................. 29
Список используемой литературы........................................................................... 31
Список нормативно-правовых актов....................................................................... 32
К ведению федерации отнесены важнейшие полномочия в сфере финансов и налогообложения, внешней политики и обороны, патентное и авторское право, федеральное судоустройства, порядок приобретения американского гражданства и некоторые другие вопросы. Также в США действует принцип верховенства федерального права.[6]
2. Виды федераций
Существует два вида федераций:
национальная и территориальная. Основное
различие между территориальной
и национальной федерацией состоит
в различной степени
Итак, можно выделить признаки как территориальной, так и национальной федераций.
Территориальная:
1. Государственные образования, составляющие данный вид федерации, не являются суверенными образованиями;
2. Субъекты лишены конституцией права прямого представительства в международных отношениях;
3. Установлен запрет одностороннего выхода из союза;
4. Управление вооруженными силами осуществляется федеральными органами.
Примером территориальной федерации являются США, Мексика и Германия.
Национальная:
1. Субъекты – национально-государственные образования;
2. Субъекты федерации объединяются согласно принципу добровольности;
3. Гарантированность суверенитета больших и малых наций;
4. Утверждения права на самоопределение.[7]
В настоящее время национальной федерацией является Индия.
Ряд исследователей выделяет
также смешанный тип
3. Современные проблемы российского федерализма
Проблемы становления современного федеративного государства являются насущными и одними из важнейших для современной России. Во многом от того, удастся ли перейти к подлинно федеративному государству, зависит дальнейшая судьба России: сохранение единства государства, успешное проведение экономической реформы, демократизация политической жизни, интеграция с соседними государствами, эффективное функционирование законов и многое другое.
Конституция Российской Федерации 1993 года в целом заложила современную правовую основу развития федеративного государства и федеративных отношений в России. В статье 1 Конституции Российской Федерации записано: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». В статье 5 Конституции зафиксировано: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации…Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации, во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны».
Как показала практика, закрепленные в главе 3 Конституции Российской Федерации основополагающие принципы и механизмы взаимодействия федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации в целом обеспечивают эволюционный характер развития федеративного государства.
В то же время чем глубже идет развитие федеративных отношений, тем яснее становится противоречивость и недоработанность ряда конституционных положений, острее выражается потребность в дальнейшем развитии конституционных норм, касающихся Федерации.[8]
Итак, мы подошли к основному
нашему вопросу, а именно к современным
проблемам российского
Исследователь данного вопроса Лысенко В.Н. выделяет четыре проблемы:
1. Симметричность и
2. Проблема разграничения
предметов ведения и
3. Повышение роли Совета
Федерации в развитии
4. Федеративное вмешательство в права субъектов Федерации.
На мой взгляд, первый и второй пункт можно объединить в одну большую проблему разграничения предметов ведения и полномочий между органами федеральными государственными органами и органами власти субъектов Федерации, так как это и есть вопрос об асимметрии Федеративного устройства.
По этой проблеме существует
множество мнений, порой даже противоречивых.
Так Л.М. Карапетян, исходя из сконструированной
им «идеальной» модели федерализма,
постулирует обязательность одинакового,
равноправного, правового статуса
субъектов федерации и на этой
основе, с теми или иным оговорками,
но, в конечном счете, достаточно категорично
отвергает возможность
Самой серьезной проблемой
является противоречие между принципом
равноправия субъектов РФ (ст.5 КРФ)
и разностатусность республик, с
одной стороны, краев и областей
– с другой, автономных округов
– с третьей. В настоящее время
в связи с неурегулированностью
федеративных отношений появляются
нормативные акты, разграничивающие
статусы различных субъектов
Федерации. Основными такими нормативными
актами являются Конституция Российской
Федерации и Федеративный договор,
который подписали на сегодняшний
момент около 50 субъектов Федерации.
Зачастую вопреки КРФ в них (в
договорах) содержится перераспределение
не только совместных предметов ведения
и полномочий, но и ряда предметов
ведения и полномочий РФ в пользу
субъектов РФ (Татарстан, Башкортостан,
Саха (Якутия) и т.д.). Часто это
приводит к всевозможным путаницам
и неразберихам. Именно такого рода
Федерации и принято называть
асимметричными. Но возможно ли построение
в России симметричной Федерации? Наверное,
в ближайшее время этого
Таким образом, Российская Федерация
в обозримой перспективе
Другой важной проблемой
федерализма является повышение
роли Совета Федерации в развитии
федеративных отношений, определение
его статуса и вопрос о «вертикали»
власти. Этот вопрос, сформулированный
Лысенко в 1997 году нашел отражение
в 2000, когда по инициативе Президента
РФ, поддержке обеих палат
1. Порядок разделения Российской
Федерации на семь
2. «О порядке формирования
Совета Федерации Федерального
Собрания РФ». Суть сводится
к тому, что раньше в Совете
Федерации было два
3.Суть третьей и четвертой
части реформы заключается в
том, что президент Российской
Федерации может отстранить от
занимаемой должности главу
С принятия реформы «о вертикали
власти» прошло больше полугода. Заметного
влияния на федеративные отношения
эта реформа не оказала, разве
что увеличилось число
Важной проблемой российского
федерализма является степень вмешательства
федеральных государственных