Власть как социально-политический феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 08:51, курсовая работа

Описание

Целью контрольной работы является теоретический анализ причин и стимулов стремления людей к власти.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть сущность, основания и ресурсы власти;
2) раскрыть особенности политической власти;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава1. Власть как социально-политический феномен…………………..5
1.1 Понятие и сущность власти…………………………………………………5
1.2 Понятие и особенности политической власти……………………………10
Глава2. Мотивация власти как одна из главных движущих сил человеческих действий……………………….………………………………….....14
2.1 Понятие мотивации власти…………………………………………………14
2.2 Источники (средства) власти……………………………………………….18
Заключение …………………………………………………………………….21
Список используемой литературы…………………………………………..23

Работа состоит из  1 файл

Власть как социально-политический феномен.docx

— 50.01 Кб (Скачать документ)

5) легальность в использовании  силы, принуждения в отношении граждан.

Основные черты политический власти – это:

 верховенство и обязательность  ее решений для всякой иной  власти; обращение ко всем гражданам;

 моноцентричность (наличие единого центра принятия решений);

·наличие особого аппарата управления и принуждения;

 использование легальной  силы, опора на традиции и чувства;

· публичность, т.е. всеобщность  и безличность (обращается ко всем гражданам  от имени всего общества с помощью  права). [23]

Итак, специфика политической власти в том, что она всегда носит  общественный характер и затрагивает  интересы больших групп людей.

Для осуществления политической власти необходимо:

· доминирование властной воли;

· наличие особого аппарата управления;

· монополия на регламентацию  жизни общества;

· право на принуждение  в отношении общества и личности;

· легитимность;

· суверенитет. [21]

Функционирование политической власти осуществляется на базе общепризнанных принципов – суверенитета и легитимности. Они характеризуют политическую власть с разных сторон:

1) с точки зрения выделения  внутри нее главного звена  – государства (государство является  центральным институтом политической  власти и имеет право и обязанность  говорить от имени народа и  всего организуемого им сообщества);

2) с точки зрения определения  правомерности использования тех  или иных средств, включая принуждение,  при достижении политических  целей.

Сегодня популярной является модель политической власти как формы  обмена и конкуренции с позиции  «теории сетей». Если объединить существующие направления в рамках обозначенной теории, то можно определить сеть как относительно устойчивый и упорядоченный механизм взаимодействия между институтами власти и их социальным окружением и выделить пять типов политических сетей: политические сообщества, профессиональные сети, межуправленческие сети, сети производителей, проблемные сети. Такой подход позволяет создать систематизированную картину политической власти. [15]

Исследователи подразделяют политическую власть на государственную и корпоративную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламентом, правительством, судебными органами и т.д.). Государство осуществляет публичную политическую власть. Корпоративная власть осуществляется общественными или партийными структурами либо независимыми средствами массовой информации.

Чем же различаются политическая и государственная власть?

1. Понятие политической  власти шире понятия государственной  власти, поскольку политическая  деятельность может осуществляться  не только в рамках государственных  органов, но и в рамках деятельности  различных политических движений, партий, профсоюзов, групп давления  и т.д. Другими словами, политическая  власть рассредоточивается по  всему полю политического пространства, образуемого взаимодействием всех  политических субъектов.

2. Государственная власть  строится по принципу вертикальных  связей (т.е. иерархии, подчинения  низших звеньев высшим, исполнительной власти законодательной). Политическая же власть осуществляется по принципу горизонтальных связей (как сосуществование, соперничество, борьба между собой различных субъектов политической власти (промышленной, финансовой, армейской и прочих элит, групп давления, отдельных лидеров и т.д.). Государственная власть, согласно российской конституции, заканчивается на уровне областей, дальше власть осуществляется органами местного самоуправления. Последние являются субъектами политической, но уже не государственной власти. [13]

Одним из проявлений политической власти является теневая власть, которая  отличается отсутствием публичного характера действий субъекта власти по формированию и осуществлению  его воли. Открытость власти приобретает  сегодня большое значение. Одним  из критериев открытости и «прозрачности» власти и ее решений является легитимность.

В последнее время в  различных странах сформировались новые тенденции в развитии политической власти:

· демократизация власти, или отказ от авторитарных и тоталитарных форм в пользу демократических. Усиление демократических тенденций проявляется в повышении воздействия на властные отношения со стороны общественных движений и неполитических объединений, становление и развитие в посттоталитарных странах гражданского общества;

· интернационализация власти, рост воздействия международных проблем (экологических, сырьевых, энергетических, информацион-ных) на конкретную политическую власть, законодательство отдельных стран;

· разукрупнение политической власти. Становление системы разделения властей является одним из ключевых моментов в функционировании политической власти;

· негативный процесс нарастания конфликтности между различными ветвями власти. Она отрицательно воздействует на экономическую и политическую стабильность;

· высокие темпы бюрократизации аппарата властных структур. Осуществляя конкретные управленческие функции, бюрократия вместе с тем подвергается воздействию различных заинтересованных групп и отдельных лиц. [21]

В современных условиях актуальным становится вопрос о взаимодействии политической и экономической власти. Экономическая власть – это власть богатства, капитала, способность представителей экономической элиты влиять на принимаемые  решения, на государственную политику в целом. В целях наиболее прибыльного  использования капитала политическая власть разными способами (от создания групп давления в парламентах  до избрания на высокие политические посты) воздействует на правительство, добивается льгот, режима наибольшего  благоприятствования. Так происходит превращение экономической власти в политическую.

 

 

Глава 2. Мотивация  власти как одна из главных движущих сил человеческих действий

2.1 Понятие мотивации  власти

Мотивация власти (или потребность  во власти) - одна из самых главных  движущих сил человеческих действий. Считается, что это эгоистическая  или даже садистическая сила, которая, как и любое влечение, никогда  не бывает насыщенна. Власть не отдают, ее теряют, и, как правило, в драматических  ситуациях. Существует мнение, что со временем происходит "эрозия" власти, т.е. она становится все менее  эффективной и более эгоистической. [21]

Помимо таких взглядов, которые изображают власть в темном свете, существуют и противоположные  взгляды, связанные с культом  власти, со стремлением боготворить  лидеров и вождей. Но поскольку  слишком интенсивное проявление стремления к власти воспринимается в обществе негативно, то люди, которые  осознают свои властные стремления, пытаются их скрыть или рационализировать. [10]

Мотивация власти - это совокупность стремлений человека получить влияние на индивидуумы или группы людей с помощью средств власти (таких, например, как принуждение и привилегии, позитивное и негативное подкрепление в форме одобрения или наказания). В случае возникновения разногласия между притязаниями на руководство и реальными возможностями власти возникает мотивационное напряжение и человек стремится увеличить уровень контроля и влияния на других. Борьба за высокое положение в административной иерархии представляет собой пример таких действий. [4]

Важное значение имеет установление места мотивации власти в мотивационной системе личности.

Достаточно распространенным является мнение о том, что стремление к власти преобладает в этой системе, что оно является важнейшим регулятивным фактором деятельности. Властолюбцев можно разделить на тех, кто обладает властью и пытается ее укрепить, и тех, кто только ее домогается. Но, очевидно, не следует преувеличивать значение власти как побуждающего фактора, ведь любые мотивы или потребности способны стать побуждающей силой поведения и деятельности человека. [21]

Уровень развития и доминирование  определенных мотивов и потребностей личности можно представить в  виде мотивационного профиля. Сравнительный  анализ мотивационных профилей индивидуумов свидетельствует о том, что между  ними существуют значительные отличия.

Можно выделить группу людей, у которых доминирует мотивация  власти (это, например, менеджеры, политики, которые занимают высокое положение  в иерархии власти). В то же время  есть люди, для которых стремление к приобретению власти над другими  людьми не имеет существенного значения. В мотивационных профилях этих людей  преобладают другие стремления и  потребности (например, стремление достигать  высоких успехов в труде или  стремление к эмоциональным отношениям с людьми). Они заинтересованы скорее общаться, достигать высоких результатов в деятельности, чем контролировать других. [10]

Использование власти может  служить созданию приятных переживаний  вследствие подчинения окружающих своей  воле, что приводит к повышению  своей самооценки. Но оно может  служить и групповым интересам  и целям. С моральной точки  зрения намерения субъекта власти могут  оцениваться как плохие и хорошие, законные и незаконные. Именно в  этом смысле Д.Мак-Клелланд различает два вида мотивов, называя их личностно ориентированной и социоориентированной властью.

В первом случае люди стремятся  к власти не ради того, чтобы достичь  определенных общественно важных целей, а лишь потому, что наличие ее приносит им удовлетворение. Такие  люди используют все возможные средства принуждения, чтобы получить и усилить  контроль над другими. Межличностное  доминирование для них самоцель, составляет смысл их жизни. В структуре  их мотивации другие стремления (например, познавательная или коммуникативная  потребность) не играют особой роли.

Люди, у которых преобладает  социоцентрическая мотивация власти, стремятся к ней, поскольку она предоставляет возможность достигать определенных общественных целей (служит на пользу другим людям). В таком случае человек не только стремится к абсолютному доминированию (господству) над другими людьми, но и озабочен интересами дела. [8]

Это противопоставление, однако, достаточно условно. В реальной жизни  предприниматель или политик  в одних ситуациях может руководствоваться  личными, а в других - общественными  потребностями. Есть основания утверждать, что люди с социоцентрической мотивацией не стремятся к постоянному увеличению своего влияния. Их удовлетворяет положение, при котором они могут наилучшим образом служить целям группы или определенного общественного института (государства, предприятия, церкви и др.).

В то же время эгоцентрическая  мотивация предусматривает наличие  стремления ко все большей концентрации власти в собственных руках.

Власть часто применяется  тогда, когда другой человек не склонен  содействовать (или даже мешает) удовлетворению потребностей субъекта и достижению его целей. Использование власти в таком случае направлено на то, чтобы сделать другого человека более уступчивым, а мотивация  власти является инструментальной (т.е. власть - не самоцель, а средство, инструмент достижения других целей). [8]

Примером такого инструментального  действия власти является ее ролевое  использование. От людей, которые занимают руководящие позиции в социальных группах, ожидается, что они будут  заботиться о том, чтобы члены  этой группы соблюдали определенные нормы поведения. Статус дает им источники  власти, т.е. возможность и средства коррекции поведения других людей.

Неинструментальная, или внутренняя, мотивация власти - это стремление к использованию власти ради нее самой. В этом случае мотивирующим является ощущение власти. Когда человека побуждает к определенным действиям удовлетворение, наслаждение от власти, то это свидетельствует о наличии внутренней мотивации власти, собственно стремления к власти. А если человек применяет власть для достижения некоторых внешних целей, то имеет место инструментальная мотивация власти (использование власти как средства). [8]

Д.Мак-Клелланд, анализируя мотивационные профили предпринимателей, которые занимают высшее положение в иерархии власти, установил: наилучших результатов достигают те из них, кто имеет сильную мотивацию власти и слабо выраженную потребность в установлении эмоциональных отношений с окружающими. Мотивационный профиль менеджеров, которые достигают умеренных результатов, совсем иной. Как правило, у них доминирует аффилиативная мотивация - стремление к общению, эмоциональным контактам с другими людьми. Они больше стремятся к установлению дружеских отношений, а не к применению власти. В то же время сама по себе реализация власти не доставляет им достаточного удовольствия. Такая мотивация снижает эффективность управления организацией. Власть иногда вынуждает отказаться от некоторых желаний, от слишком близких отношений с окружающими. [14]

Личность стремится к  власти, поскольку власть приносит удовольствие, становится источником наслаждения, предоставляет возможность  достигать свои цели. Достаточно распространенным является убеждение, что нет границ удовлетворения мотива власти. Существует мнение, что власть, как и любое  другое влечение, никогда не бывает насыщенной.

Информация о работе Власть как социально-политический феномен