Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 06:02, реферат
Внутренние факторы. Внешние факторы. Военно-политическое сотрудничество. Идеология партнерства.
Введение.
На протяжении
последних 20 лет между Таджикистаном и
Россией сформировалась солидная договорно-правовая
база для двустороннего сотрудничества,
и на данный момент между сторонами активно
действуют межправительственные комиссии
и рабочие группы. Широкий круг взаимодействия
между этими государствами охватывает
политическую, военно-техническую, торгово-экономическую,
культурно-гуманитарную и другие области.
В настоящее время их отношения регулируются
176 межгосударственными, межправительственными
и межведомственными договорами и соглашениями,
подписанными на различных государственных
уровнях. Среди них ключевыми являются
Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной
помощи (25 мая 1993 г.) и Договор о союзническом
взаимодействии, ориентированном в XXI
век (16 апреля 1999 г.), подписанные Президентами
Таджикистана Э.Рахмоном и России Б.Н.Ельциным.
На стадии рассмотрения находится пакет
из более 20 документов, направленный на
реализацию положений базовых договоров,
повышение уровня взаимодействия двух
стран в торгово-экономической, социально-гуманитарной
и других сферах сотрудничества.1
Стабильно
развиваются политическая и военно-техническая
составляющие двусторонних отношений
между странами, которые долгое время
оставляли в тени другие аспекты
сотрудничества. В Таджикистане продолжают
присутствовать российские военные советники,
призванные оказывать содействие в становлении
пограничных подразделений республики.
Как и в 1990-е гг., Россия и в настоящее время
продолжает оказывать всемерную помощь
Таджикистану. Так, например, в 2006 г. Министерство
обороны РФ оказало Таджикистану безвозмездную
помощь в размере 26 млн. долларов.2
Сегодня
Таджикистан имеет совпадающие,
или близкие позиции с Россией
и последовательно поддерживает
ее инициативы и старания на узко и
широкоформатных международных платформах
системы ООН, ОБСЕ, ШОС, ЕврАзЭС, ОДКБ и
т.д. Как и в России, в основе мирополитического
восприятия во внешней политике Таджикистана
лежит концепция многополярного мироустройства,
и внешнеполитический истеблишмент на
разных уровнях отстаивает принцип многосторонности
в международных отношениях. Политическое
руководство Таджикистана поддерживает
позицию России по таким ключевым международным
вопросам, как реформа ООН, ОБСЕ и СНГ,
дальнейшее развитие постконфликтного
Афганистана. В двухстороннем формате
и рамках ОДКБ синхронно развивается сотрудничество
между странами в сфере борьбы против
международного терроризма, экстремизма,
сепаратизма и незаконного оборота наркотиков.
1.
Вопросы безопасности
Центральной Азии.
Для стран
Центральной Азии вопросы обеспечения
безопасности непосредственно связаны
с сохранением политической стабильности
и целостности, решением социально-политических,
экономических и культурных проблем.
В современном
1.1
Внутренние факторы.
К внутренним
вызовам, определяющим нестабильность
ситуации в Центральной Азии, относятся,
в первую очередь, не находящие своего
разрешения межгосударственные конфликты.
В особенной степени такие конфликты порождены
нерешенностью проблемы использования
водных ресурсов рек Сырдарьи и Амударьи
между Узбекистаном с одной стороны и
Таджикистаном и Кыргызстаном с другой.
Узбекистан выдвигает претензии Таджикистану
и Кыргызстану в связи с тем, что перегораживание
рек ради строительства гидроэлектростанций
может еще больше ухудшить экологические
условия на Арале и уменьшить доступ к
воде для остальной части населения Центральной
Азии. При этом узбекская сторона скрывает
реальные причины возникновения экологической
катастрофы Арала. Ведь на территории
Джизахской области Узбекистана возникло
огромное водохранилище в результате
перегораживания впадавшей в Сырдарью
реки. Огромный водный ресурс Джизахского
водохранилища и есть один из ключевых
факторов, вызвавших экологический кризис
на Арале.
Второй
серьезной причиной нехватки воды в
Арале и связанного с этим экологического
кризиса является обмельчание реки
Заравшан на территории Узбекистана. Река
Заравшан имеет длину 780 км, ее воды никак
не используются на территории Таджикистана
и полностью расходуются для полива хлопковых
полей Самаркандской и Бухарской областей
Узбекистана. Поэтому Заравшан постепенно
исчезает за пределами Самарканда и Бухары,
хотя раньше река впадала в Амударью. Определение
реальных причин возникновения экологического
кризиса вокруг Арала показывает неправомерность
претензий Узбекистана к Таджикистану
и Кыргызстану по поводу их стремления
решить проблему стратегической важности
для этих двух государств – обеспечить
электроэнергией население. Можно сказать,
что Узбекистан перекладывает ответственность
за Арал на плечи других и стремится дестабилизировать
политическую ситуацию в соседних странах.
В настоящий
момент для Таджикистана вопрос обеспечения
электроэнергией является предметом
национального интереса, от решения
которого зависят внутренняя стабильность
и дальнейшее развитие страны. Узбекистан
всеми силами старается преградить
Таджикистану путь в решении данного вопроса
и тем самым способствует дестабилизации
внутренней ситуации. Конфликт, образующийся
на основе использования водных ресурсов,
отражает стремление Узбекистана принудить
Таджикистан закупать электроэнергию
в два раза дороже, за счет этого запустить
на полную мощность работающую на 30 процентов
Бекабадскую ТЭЦ и сделать энергозависимым
Таджикистан. Тем самым Узбекистан получит
возможность диктовать свои условия, что
создаст угрозу национальным интересам
и независимости Таджикистана. Вопрос
обеспечения электроэнергией остается
приоритетным во внутренней и внешней
политике Таджикистана.3
Образование
Энергетического клуба в рамках
ШОС не означает формирования единого
энергетического союза и вряд
ли приходится рассчитывать на данный
клуб как на благотворительную организацию.
При этом в рамках ШОС представляется
возможным выработать и предложить Узбекистану
более взвешенный подход в области энергетической
политики в отношениях с Таджикистаном.
Такими мерами могут стать межгосударственные
соглашения в рамках ШОС. Например, премьер-министр
Таджикистана А.Акилов во время своего
визита в Астану в августе 2007 года предложил
предоставить Казахстану до 2,5 млрд. КВт/ч.
электроэнергии от строящейся ГЭС Сангтуда-1.
Премьер-министр Казахстана принял данное
предложение. В этом случае Казахстан
сможет удовлетворить свои растущие потребности
в электроэнергии за счет поставок из
Таджикистана и одновременно должен будет
оказывать воздействие на Узбекистан.
В свою очередь, Узбекистану целесообразно
пересмотреть свои потребности в воде
и применить новые технологии орошения
хлопковых полей. Ведь Таджикистан использует
воду лишь для вращения турбин ГЭС. Поэтому
Таджикистан для решения проблем в области
энергетики на взаимовыгодных условиях
привлекает такие страны, как Россию, Китай,
Казахстан, Иран, Индию, Пакистан.4
Энергетический
проект имеет далеко идущие последствия
не только в плане экономической
интеграции в рамках ЕврАзЭС. Это
форма сотрудничества не только между
Россией, Таджикистаном и Казахстаном,
но также с такими странами как Иран, Индия,
Пакистан и Афганистан. Так, например,
Индия выделила безвозмездный грант в
размере 13 млн. долл. США для реконструкции
Варзобской ГЭС мощностью 300 МВт. Это первый
проект в сфере энергетики между Индией
и Таджикистаном.
Развитие
экономической инфраструктуры в
Центральной Азии во многом будет
зависеть от развития регионального
рынка энергоресурсов. В частности,
большую роль будет играть развитие
гидроэнергетики в Таджикистане
и Кыргызстане. При этом перспективы
стабилизации социально-экономической
и политической ситуации в Афганистане
напрямую зависят от развития гидроэнергетики
Таджикистана, так как основная часть
экспорта таджикской электроэнергии пойдет
в Афганистан и послужит восстановлению
экономики Афганистана.
В вопросе
обеспечения стабильности в Таджикистане
роль России выглядит ощутимой. Строительству
гидроэнергетического объекта Сангтуда-1,
которое ведет российская компания
РАО «ЕЭС России», Узбекистан не сможет
помешать, поскольку для Узбекистана Россия
остается единственным государством,
поддержавшим эту страну после андижанских
событий в мае 2005 года. Россия выступает
союзником Узбекистана в обеспечении
внутренней стабильности, и поэтому энергетический
объект в Таджикистане становится объектом
сферы интересов России. России предстоит
решить две задачи, с одной стороны предотвратить
конфликт в межгосударственных отношениях
Узбекистана и Таджикистана, и с другой
стороны, обеспечить стабильность политической
ситуации в Таджикистане и во всей Центральной
Азии.
Почему
Китай даже в рамках ШОС не сможет
выступать таким гарантом стабильности
в отношениях между странами Центральной
Азии? Основная проблема заключается
в том, что Китай стремится
к сотрудничеству с государствами
Центральной Азии исключительно в рамках
борьбы с внешними вызовами, но старается
не вмешиваться в такие вопросы, которые
являются источниками конфликтов. Прежде
всего, это касается использования водно-
энергетических ресурсов и пограничных
споров. Например, Китай и Таджикистан
вели переговоры о строительстве каскадов
ГЭС на реке Заравшан, однако после встреч
с представителями МИД Узбекистана китайская
сторона отказалась от данного проекта,
ссылаясь на сложности в отношениях между
двумя государствами. Следует еще заметить,
что Китай налаживает свои отношения с
Казахстаном и Узбекистаном в вопросе
добычи и транспортировки углеводородов.
Известно, что Узбекистан в ближайшем
будущем будет конкурировать с Казахстаном
в добыче нефти в Аральском бассейне. Следовательно,
для Китая энергетический проект в Таджикистане
становится малопривлекательным и создающим
помехи на главном направлении интересов
Китая по обеспечению углеводородами
своей быстрорастущей экономики.5
Еще одним
фактором, дестабилизирующим отношения
Узбекистана с Таджикистаном, являются
минные заграждения вдоль границы, якобы
направленные против проникновения в
страну боевиков Исламского движения
Узбекистана (ИДУ) с территории Таджикистана.
По данным Таджикского центра по минным
вопросам, наиболее распространенной
на участках таджикско-узбекской границы
является осколочно-заградительная мина
ОЗМ-72 с радиусом поражения 25 метров. Особенно
часто на минах подрываются жители близлежащих
к узбекской границе сел Исфаринского
района Согдийской области. Из 1500 км общей
границы Таджикистана с Узбекистаном
по сей день не демаркированы две трети.
Узбекская сторона посчитала некоторые
места вдоль границы своей территорией
и заминировала их, даже не предупредив
руководство Таджикистана. Из-за неопределенности
границы в последнее время участились
конфликты между пограничниками Таджикистана
и Узбекистана.
На дестабилизацию
политической обстановки в Таджикистане,
как показали события осени 2004 года,
может оказать влияние
Остается
еще один фактор внутренней угрозы
безопасности на данный момент. Это - религиозный
экстремизм. Недавние события в Пакистане,
в частности, противостояние между
верующими из «Красной мечети» и
войсками правительства, показали, что
даже в исламском государстве существует
противостояние между государством и
частью общества, где власть остается
нелегитимной или слишком жесткой по отношению
к такому социальному институту, как религия.
Исторический опыт свидетельствует, что
религия часто используется как средство
выражения социального протеста. Насколько
сейчас в Таджикистане реальны выступления
таких протестных сил, если учитывать
последние действия властей и представителей
духовенства по упорядочиванию религиозных
организаций? Можно сказать, что страну
пока еще преследует тень гражданской
войны, и поэтому религиозные лидеры не
будут призывать к оружию. В городе Душанбе,
например, были закрыты более 15 и разрушены
2 мечети, что является необычным для постсоветского
периода. Лидер Партии исламского возрождения
Таджикистана (ПИВТ) Кабири предлагал
не обострять ситуацию, а политолог Абдулло
Рахнамо предложил амнистировать мечети.
Действия властей пока не оцениваются
обществом как имеющие политический характер.7