Вопросы безопасности Центральной Азии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 06:02, реферат

Описание

Внутренние факторы. Внешние факторы. Военно-политическое сотрудничество. Идеология партнерства.

Работа состоит из  1 файл

Для стран Центральной Азии вопросы обеспечения безопасности непосредственно связаны с сохранением политической стабильности и целостно

— 133.50 Кб (Скачать документ)

1.2 Внешние факторы. 

К внешним  вызовам, влияющим на стабильность государств Центральной Азии, относятся терроризм  и связанные с ним бандитизм, наркомафия и торговля людьми, организованная преступность. Эти вызовы имеют международный  характер, выходящий за пределы границ государств ЦА. Хотя после завершения гражданской войны в Таджикистане распространение терроризма по странам ЦА уменьшилось, однако главным поставщиком терроризма в страны ЦА является Афганистан, где еще продолжает свою активность религиозно-экстремистская группировка Исламское движение Узбекистана, которая в основном представлена выходцами из Намангана и Ферганы Республики Узбекистан. 

В Афганистане  после свержения режима талибов  наблюдается усиление неустойчивости политического режима, прежде всего, по причине растущей активности движения талибов на юге и юго-востоке страны. В этих районах до сих пор существуют лагеря по подготовке боевиков и диверсантов для создания нестабильности на территории государств ЦА. Здесь следует напомнить случай на границе между Таджикистаном и Кыргызстаном. Как сообщила газета «Азия-плюс», ночью 12 мая 2006 года группа боевиков из граждан Таджикистана, Узбекистана и Киргизии напала на КПП «Лаккон» в Исфаринском районе, убила троих военнослужащих и захватила 17 автоматов, совершив затем нападение на заставу и захват оружия на территории Кыргызстана. Данное событие можно связать с активностью экстремистской группы ИДУ. Известно о пресловутом проекте «ФАНО», поддерживаемом боевиками из ИДУ и религиозной организации «Хизб-ут-Тахрир», который предполагает объединение трех областей Узбекистана и Ошской области Кыргызстана в единую территорию, населенную преимущественно узбеками. Интересно, что членами подпольной религиозной партии «Хизб-ут-Тахрир» являются в большинстве своем узбеки. Однако поскольку ячейки данной партии отсутствуют в таких городах Узбекистана, как Самарканд и Бухара, напрашивается мысль о националистической окраске религиозной партии «Хизб-ут-Тахрир». 

В особую группу внешних угроз для стран  ЦА выделяется наркотрафик. Неслучайно в «золотой полумесяц» входили такие страны, как Афганистан, Пакистан и Иран. За последние 6 лет Афганистан вышел на первое место в мире по производству сильнодействующего наркотика героина. Согласно данным ООН и сведениям из американских источников, в 2006 году площади по выращиванию опийного мака в Афганистане увеличились на 59 процентов, а производство опий-сырца составило 6100-6500 тонн. Таким образом, на Афганистан приходится 92 процента мирового оборота героина и опия8. Афганский героин переправляется контрабандой за рубеж. Из общего объема примерно 40 процентов перемещается через Иран и далее через Турцию и Балканы в Западную Европу и США, 35 процентов направляется в Пакистан, из него через Иран, ОАЭ или Ливан в Европу, и 25 процентов идут через северную границу – в Таджикистан и другие страны ЦА, далее в Россию и Западную Европу. Известно, что производство героина из опийного мака требует лабораторной переработки с применением химических компонентов. Данные химические компоненты, или как их называют «прекурсоры», поставляются в Афганистан из соседних государств: Пакистана, Индии, Ирана и, вероятно, из трех государств ЦА, граничащих с Афганистаном: Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана. Для успешной борьбы с наркотрафиком по северной линии можно было бы диверсифицировать усилия, распространив их и на поставки полуфабрикатов в Афганистан. Маршруты прохождения наркотиков из Афганистана через Таджикистан до конечного потребителя состоят из множества перевалочных пунктов. По признанию председателя Агентства по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Республики Таджикистан, лица, контролирующие маршрут наркотиков по Таджикистану, известны, но их причастность к наркотрафику трудно доказать. Получается, что необходимо умножить усилия для борьбы с руководством наркокартеля в кооперации с другими странами СНГ по таким направлениям, как создание единой базы данных, контроль за прекурсорами, отслеживание маршрутов поставок. 

В Таджикистане в 2006 году было изъято около 2400 кг героина, что составляет малую долю того, что было произведено в Афганистане. Такие низкие показатели работы Агентства легко объяснить, если учитывать, что им руководил один из одиозных генералов времен гражданской войны Гаффор Мирзоев. Он был обвинен за связь с наркодельцами из Афганистана, которым он предоставлял транспортные средства, в частности, военный вертолет. Следует задуматься, какие люди были и еще остаются вовлеченными в организованную преступность и наркоторговлю. 

Организованная  преступность пустила свои корни так глубоко, что не гнушается торговлей живым товаром. В докладе госдепартамента США о международном трафике людей за 2006 год Таджикистан назван страной-источником поставки рабов – женщин и детей, продаваемых в ряд восточных стран для сексуальной эксплуатации, и мужчин, продаваемых в Россию в трудовое рабство. По данным доклада, около 3000 таджикистанцев становятся жертвами трудового и сексуального рабства. Совместные усилия миграционных служб Таджикистана и России могут существенно сократить использование рабского труда. 

2. Военно-политическое сотрудничество 

Укрепление  армии является одним из основных условий поддержания общественно-политического  порядка и обеспечения защиты от внешних и внутренних угроз. Создание боеспособной армии для Таджикистана в настоящий момент является одним из важнейших условий безопасности страны, если принимать в расчет, что политическая ситуация в Афганистане остается нестабильной, а движение талибов усиливается. Как заметил А.Н.Медведев: «Военная операция в Афганистане затягивается, и приходится говорить лишь об усилении угроз безопасности региона в целом. Американское военное присутствие не стало фактором стабильности в регионе»9. 

При существовании  внешней угрозы, исходящей из нестабильной политической обстановки в Афганистане, страны ЦА могут обеспечить свою политическую безопасность на основе военно-политического сотрудничества. Однако до андижанских событий такого мнения было трудно придерживаться, так как Узбекистан пользовался своим географическим положением, чтобы вызвать трудности в Таджикистане и таким образом дестабилизировать политическую ситуацию. Узбекистан до сих пор укрывает у себя военного преступника М.Худобердыева. 

К сложным  отношениям между Таджикистаном  и Узбекистаном добавляется присутствие  американцев на территории Узбекистана и Кыргызстана. После цветной революции в Кыргызстане и волнений в Андижане власти Узбекистана открыто обвинили американцев во вмешательстве во внутренние дела этой страны. Поэтому военно-политическое партнерство в рамках ШОС способствует сохранению стабильности в ЦА и укрепляет боеспособность военных сил во время проведения совместных военных учений, как например, показали антитеррористические учения участниц стран ШОС под Челябинском. В ходе этих учений страны ШОС не стремились заявить об образовании военного блока. Понятно, что в последнее время НАТО стремится упрочить свое положение вдоль российской границы. Образование военного блока ШОС может быть воспринято как анти – НАТО. Но на самом деле, действия ШОС будут направлены не против НАТО, а на поддержку стабильности на территории ЦА, а в будущем, возможно, и в Афганистане. Насколько военное присутствие США и НАТО будет устранено из ЦА, зависит от того, признают ли США в России и Китае равных партнеров в международных отношениях, либо будут продолжать считать себя единственной сверхдержавой, способной «обеспечить мир» в ЦА. В свою очередь Россия и Китай граничат с ЦА и заинтересованы в обеспечении безопасности и стабильности в регионе. 

На последнем  саммите ШОС в Бишкеке президент  Кыргызстана К.Бакиев заявил о готовности «к наращиванию сотрудничества по самому широкому кругу вопросов: от защиты общих для всех ценностей многополярного мира до кооперации в экономическом развитии и взаимообогащения в сфере культуры». Накануне саммита Киргизия собиралась поднять вопрос о «Ганси». Но из Вашингтона в Бишкек пришла новость о предоставлении Киргизии безвозмездного транша в 16 млн. долл. США по программе «Вызовы тысячелетия». Данный шаг сыграл свою роль, и К.Бакиев не стал затрагивать проблему с американской авиабазой. Почему киргизские власти полностью не рассчитывают на ШОС как на организацию, способную обеспечивать стабильность и безопасность в ЦА, становится понятным. Кыргызстан рассчитывает на поддержку американцев в конфликте с Узбекистаном, использует их как противовес Китаю и России. Во время встречи Президента России В.Путина с президентом К.Бакиевым российский лидер пообещал Кыргызстану инвестиции в размере до 2 млрд. долл. США. От Бишкека Москва ждет достойных проектов. Скорее всего, речь будет идти о строительстве очереди Камбаратинских ГЭС и крупного комплекса по производству алюминия на добываемом в Киргизии сырье (в дни саммита в Бишкеке находился российский бизнесмен Олег Дерипаска). Обещание Путина можно связать с конкуренцией между Китаем и Россией. Китай, в свою очередь, предложил газопровод через Узбекистан, Кыргызстан и Казахстан, таким образом, Пекин намерен воспользоваться территорией Кыргызстана в качестве транспортного коридора.10 

Экономические интересы Китая связаны с сооружением газо- и нефтепроводов из стран ЦА. Стабильность ЦА волнует Китай исключительно как сырьевого региона, и у него нет интересов в вытеснении американцев из ЦА, так как американский рынок, американский капитал и технология остаются приоритетными. Если бы ШОС был военным альянсом, имеющим четкие цели, то в его состав могли бы вступить Индия и Иран. Пока что эти страны присутствуют на заседаниях ШОС как наблюдатели. Китай блокирует вступление Ирана и Пакистана в ШОС, потому что эти страны станут его конкурентами. Поэтому, хотя в Челябинске были проведены совместные учения, для Китая они не значат, что в случае дестабилизации политической обстановки в какой-нибудь из стран ЦА он пошлет свои войска для установления порядка, т.е на особые гарантии в плане предоставления военной помощи рассчитывать не приходится.11 

Единственной  страной, которая действительно  возлагает на ШОС большие ожидания и стремится посредством этой организации вернуть себе утраченное положение в международных отношениях, является Россия. Россия до сих пор остается страной, обладающей высокоразвитой военной технологией. Для Китая и Ирана она остается источником получения новых военных технологий. Однако природные условия усложняют применение таких технологий в ЦА. Военный опыт, приобретенный в Афганистане, научил военных рассчитывать не на громоздкие военные решения, а на мобильные и компактные. На таком принципе строится сотрудничество Таджикистана с Россией, где проходят обучение офицеры и высший командный состав национальной армии Таджикистана. Конечно, Россия остается одним из стратегических военных партнеров Таджикистана, если учитывать сотрудничество в области вооружений, подготовку армейских офицеров. Но есть и такой момент: в Таджикистане с началом антитеррористической операции США и НАТО в Афганистане разместился ограниченный контингент французской армии, для которого в настоящий момент готовят авиабазу в районе Айни. Этот военный аэродром остался в наследство от Советского Союза и в течение 16 лет не использовался, и теперь индийские специалисты реконструируют его и готовят к размещению как французского, так и российского военных контингентов. В дополнение к двум военным представительствам есть большая вероятность размещения на этом аэродроме и индийского военного контингента. Хотя индийский МИД отвергает такие предположения, уже факт присутствия военных контингентов Франции и России и вероятного присутствия индийского контингента делает многовекторным вопрос безопасности в ЦА и подкрепляет возможность сотрудничества России и НАТО в обеспечении стабильности в регионе. Таким образом, нет необходимости в утверждении, что только США могут быть единственным гарантом стабильности в ЦА. С другой стороны, покажется странным, что Таджикистан и Кыргызстан, допуская на свою территорию наряду с Россией также США и Францию, тем самым устанавливают баланс между большими странами и на практике проводят политику многополярности в обеспечении политического зонта стабильности. Создается впечатление, что малые страны ЦА, Кыргызстан и Таджикистан видят себя уязвимыми, если они встанут между Россией и США. Хотя президент России В.Путин на Саммите в Бишкеке заявил: «Мы убеждены, что безопасность в глобализирующемся мире неразделима, а любые попытки в одиночку решать глобальные и региональные проблемы – бесперспективны. Уходит в прошлое блоковое мышление, появляются новые центры влияния и экономического роста», можно предположить, что данное предложение далеко от либеральных идей о сотрудничестве с НАТО. 

Однако  нельзя полностью игнорировать присутствие  США в Таджикистане как одного из партнеров в обеспечении внутренней стабильности. Для поддержания внутренней стабильности, прежде всего, необходимо сделать эффективной работу МВД, так как МВД первым сталкивается с теми силами, которые направлены на дестабилизацию обстановки. Так, 17 июля 2007 года были официально открыты Экспертно-криминальное управление МВД и новые учебные классы Академии МВД РТ. Финансировало данный проект посольство США в Таджикистане, и общая сумма, потраченная на приобретение оборудования и снаряжения, составила 1,4 млн. долл. США. Финансовая помощь для улучшения работы органов МВД и подготовки высококвалифицированных кадров позволит вовремя и эффективно влиять на обстановку. В настоящий момент в Таджикистане отсутствует политическая база для экстремизма, как признался генерал Махмадсаид Джуракулов, начальник Управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП): «Организаций, которые сегодня реально могли бы угрожать безопасности нашего государства, не существует. Но есть отдельные группировки, способные совершить преступления террористического характера с целью дестабилизировать обстановку в Таджикистане. Однако реальной угрозы они не представляют. У нас достаточно сил, техники и вооружения». Поэтому поддержка внутренней стабильности в первую очередь зависит от эффективности силовых структур, которую сложно достичь без внешней помощи, если учитывать финансовое положение страны. Но, если речь пойдет о силовом давлении и применении военных сил партнеров по ШОС в случае крупных террористических акций, направленных на дестабилизацию обстановки, то террористические силы в таком количестве в Таджикистане и за его пределами отсутствуют. Скорее, можно вести речь о сотрудничестве в области повышения эффективности работы правоохранительных органов, а не о применении войск для поддержания внутренней стабильности. Государства ЦА можно определить как сформировавшиеся, где возможность повторения политических событий начала 1990-х годов не предвидится в ближайшем будущем.12 

3. Идеология партнерства. 

Идеологию партнерства Таджикистан вырабатывает, исходя из недавней истории и вызовов  глобализирующегося мира. Альтернативой  Казахстану и Америке была Россия. Представление Таджикистана «страной-безбилетником», которая не имеет влияния на глобальные процессы и которая решает проблему укрепления своей государственности за счет внешних доноров, на деле является не только вредной, но и опасной идеологией. Особенно для стран, находящихся на севере и в Европе, если учитывать такие вызовы как наркотрафик, политическая нестабильность, терроризм и экстремизм. Нельзя строить безопасность страны и целого региона без сотрудничества со странами-«безбилетниками». Поэтому вопросы безопасности можно и нужно решать коллективными усилиями. Обеспечивая стабильность в ЦА, Россия и Китай обеспечат и свою безопасность. Но вопросы безопасности тесным образом связаны с социально-экономическими аспектами. Стабильное экономическое развитие и социальная активность населения подготовит и внутреннюю политическую стабильность. Поэтому сотрудничество не только в области военно-политическом, но и социально-экономическом позволит укрепить базу политической безопасности. В таком ракурсе и развиваются отношения Таджикистана с Россией, Китаем, Индией, Казахстаном и ЕС. 

Если  взглянуть на экономические отношения  России и ЦА в рамках ЕврАзЭС, то они не полностью используют свой потенциал. Россия до сих пор считает, что эти страны дотационные (устаревший стереотип мышления), и поэтому  проигрывает почти по всем направлениям за исключением энергетики и углеводородов. Россия участвует в энергетическом проекте Таджикистана (Сангтуда-1 и Рогунская ГЭС), а также в проектах в области добычи газа («Союзнефтегаз», например, собирается вложить в эту отрасль около 300 млн. долл. США. Согласие было получено во время встречи Ю.Шафраника с президентом Таджикистана Э.Рахмоном). В области экономической интеграции Таджикистан может предложить России и другим странам такие проекты, как добычу и переработку природных ресурсов, полную переработку выращиваемого в стране хлопка. Так, Казахстан уже выкупил комбинат по добыче и переработке серебра и цинка в месторождении Адрасмон, на базе Анзобского комбината действует Таджикско-американское совместное предприятие, которое долгие годы безуспешно предлагали российской стороне.13 

Однако  представление, будто Таджикистан  является «страной-безбилетником», сослужило  России медвежью услугу. Как всегда, она «медленно запрягает», размышляя  о перспективах сотрудничества, в  то время как другие партнеры уже наладили отношения и приступили к работе. Таджикистан может предложить России сотрудничество в сфере добычи и переработки урана. В последнее время Казахстан взял курс на полную переработку урана и увеличение производства к 2010 году до 15000 тонн урана с тем, чтобы выйти на первое место в мире по производству и продаже урана. Для реализации данной цели Казахстан покупает 10 процентов акций американской компании «Westinghouse» на сумму около 488 млн. долл. США и тем самым получает доступ к западной технологии, вместо российской. Для нужд самой России понадобится более 2 тыс. тонн урана, к 7 тыс. тонн, которые она сама добывает. Получается, что Россия уже теряет казахский уран, а в дальнейшем – и рынок технологий. Поэтому в настоящий момент для России альтернативой казахскому урану выступает таджикский, что в дальнейшем позволит развивать атомную энергетику и совместную торговлю готовой продукцией. 

Таджикистан находится на окраине транспортного  узла, соединяющего его с такими традиционными партнерами, как Россия и Казахстан. Поэтому один из аспектов многовекторности Таджикистана связан со сложными отношениями с Узбекистаном. Сложности не только в отношении глав государств, но также чисто экономического характера. Наряду с энергетической безопасностью и политической стабильностью, проблема коммуникации и транспорта для Таджикистана выступает на передний план. Только для доставки товаров до первого российского или прибалтийского порта необходимо проехать от пяти до семи тысяч километров. Поэтому открытие маршрута через Афганистан до порта Карачи будет альтернативой для Таджикистана и самой короткой дорогой, так как длина маршрута составляет 1500 км. 

Информация о работе Вопросы безопасности Центральной Азии