Вопросы безопасности Центральной Азии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 06:02, реферат

Описание

Внутренние факторы. Внешние факторы. Военно-политическое сотрудничество. Идеология партнерства.

Работа состоит из  1 файл

Для стран Центральной Азии вопросы обеспечения безопасности непосредственно связаны с сохранением политической стабильности и целостно

— 133.50 Кб (Скачать документ)

Так, относительно транспортного тупика и сложностей, связанных с проездом по территории Узбекистана людей и товаров, Таджикистан предпринимает шаги по выходу из создавшегося положения путем строительства автодорог, связывающих Таджикистан с такими странами, как Китай и Пакистан. Строится дорога Кулма-Карокурум, строятся мосты, связывающие страну с Афганистаном. В августе 2007 года официально открылся третий мост через пограничную реку Пяндж в Кумсангирском районе. Мост, соединяющий таджикский посёлок Нижний Пяндж и афганский Шерхон Бандар, стоимостью около 37 млн. долл. США, построен при финансовой поддержке правительства США. Пропускная способность 672 метрового моста – тысяча автомобилей в сутки. Мост свяжет Афганистан не только с Таджикистаном, но и другими странами Центральной Азии, а также с Россией. Построенный мост имеет важное экономическое и геополитическое значение. Со строительством моста улучшатся торгово-экономические связи между Афганистаном и Таджикистаном, а у Таджикистана появится возможность выхода к странам Персидского залива и другим государствам Востока. Реализация проекта по строительству пяти мостов через реку Амударья позволит США иметь каналы сотрудничества со странами ЦА, и особенно с Таджикистаном и Кыргызстаном. Налаживая связь с Казахстаном, США смогут ослабить позиции России в ЦА и таким образом реализовать свой проект «Большая Центральная Азия». 

В последнее  время инициатива Казахстана «Центральноазиатская интеграция» явно выводит Казахстан  на место лидера среди 5-ти стран  ЦА. Однако насколько данная инициатива может удовлетворять Таджикистан, остается весьма проблематичным. На апрельской конференции в Институте стратегических исследований в Душанбе представителями Казахстана была озвучена идея о частичном ограничении независимости Таджикистана в рамках данного проекта. Конечно, это опять рецидивы советской эпохи, когда большая и богатая страна действует с позиций «старшего брата». Недостатки проекта «Центральноазиатская интеграция» возможно преодолеть в рамках ЕврАзЭС, так как этот проект несет большие возможности для входящих в него стран. По сути, данный проект является наиболее оптимальным механизмом восстановления утраченных экономических связей. Основываясь на рыночных отношениях, он позволит формировать единый рынок и свободное передвижение капитала и рабочей силы, более планомерное развитие всех стран и преодоление монокультуры в экономике. Однако Россия сильно занята стремлением интегрироваться в европейский рынок, для которого она остается сырьевым придатком.14 

ЕС приготовил «Стратегию сотрудничества с ЦА», выделив  странам региона 750 млн. долл. США. Будущее  взаимодействие ЕС с Таджикистаном будет осуществляться на основании новой Стратегии финансового сотрудничества ЕС на период 2007-2013 гг., которая содержит три основных приоритета: 

  • Надлежащее  управление и экономическая реформа
  • Сокращение бедности
  • Региональное сотрудничество
 

Если  оценивать программу сотрудничества ЕС с Таджикистаном, то она не совпадает  с задачами национальной стратегии  в экономической области, так  как основное направление деятельности ЕС направлено на добычу и поставку углеводородов в обход России. Поэтому для Таджикистана данная «Стратегия» не является решающим ориентиром. Она направлена на двустороннее отношение, т.е. на такую форму отношения, на которой основывается организация отношений России со странами ЦА. ЕС не может предложить иные проекты Таджикистану, ибо он сам не видит своей выгоды от такого сотрудничества. ЕС волнуют вопросы доступа к запасам углеводородов и создание альтернативных России трубопроводов, и об этом в откровенной форме высказался федеральный министр иностранных дел Германии Франк Вальтер Штайнмайер. Со времени принятия «Стратегии» ЕС не предложил ни одного проекта в области промышленности и энергетики. ЕС только обозначил свое присутствие в Таджикистане организацией с 1 по 7 июня 2007 года Недели Европы в Душанбе для празднования 50-летнего юбилея Европейского Союза, а также плодотворных отношений с Таджикистаном. В августе 2007 года ЕС организовал «Пробег по шелковому пути», участниками которого были граждане из Франции, Германии, Бельгии, Италии и Швейцарии. В Таджикистане запасы нефти и газа невелики, поэтому ЕС предлагает также сотрудничество в области борьбы с терроризмом, экстремизмом, оргпреступностью, наркоторговлей, распространением ОМП, в решении экологических проблем. ЕС будет поддерживать страны ЦА в их стремлении вступить в ВТО. Откровенно говоря, страны ЦА имеют мало представления о ВТО, хотя Кыргызстан и входит в эту организацию.15 

Если  учитывать реальные предложенные проекты, то наиболее приемлемым для Таджикистана был бы проект ЕврАзЭС, где Таджикистан имеет тесные контакты с Казахстаном и Россией. Однако этот проект остается во многом на бумаге, и реального эффекта от его работы пока не чувствуется. В связи со сложностями в отношениях с Узбекистаном Таджикистан активно не сотрудничает в рамках ЕврАзЭС. Пока приоритеты в сотрудничестве не определены, Таджикистан будет продвигаться в решении экономических проблем самостоятельно, без участия в проектах ЕврАзЭС, «Большая Центральная Азия», «Центральноазиатская интеграция». Поэтому многовекторность отношений остается пока единственно приемлемой политикой. 

4. Социально-политические аспекты 

Если  в советское время России отводилась цивилизаторская роль по отношению  к странам ЦА, то в настоящих  условиях ситуация изменилась. Это  наглядно видно на примере подготовки кадров. Сегодня студенты из Таджикистана учатся как в вузах России, так и в вузах Ирана, Китая, США, Канады, ЕС, Турции, Украины, Казахстана и Австралии. Поэтому можно видеть диверсификацию зарубежной системы подготовки кадров для Таджикистана. Но если взглянуть на реальные факты, то Россия еще сохраняет лидирующие позиции. Так, в 2007 году в российские вузы поступили 130 студентов, 10 аспирантов, 5 докторантов. Иран ежегодно будет увеличивать квоту для Таджикистана до 100 человек, а Турция приняла у себя 12 студентов, 5 магистрантов и 3 аспирантов. Основная масса отпрысков высшей элиты предпочитает получать образование в Америке или Европе. В Россию и страны СНГ отправляются дети среднего сословия. 

С учетом сложившейся социальной структуры  Таджикистана следует выделить такие элиты в таджикском истеблишменте, как политическая, религиозная, военная, научная и экономическая. Политическая элита в основном состоит из выходцев с Юга, которые ориентированы на Россию как на стратегического партнера Таджикистана. К политической элите примыкает и военная, так как основная масса офицерского состава и высший командный состав национальной армии имеют российское образование и тесно сотрудничают с российской стороной в рамках ОДКБ.16 

Научная и религиозная элита поменяли свою ориентацию на Иран, Европу и Америку. Несмотря на сохранение российского алфавита и снижение уровня распространения русского языка среди основной массы молодежи, российское направление все еще сохраняет своё традиционное место. Однако контакты между научными сообществами Таджикистана и России с годами снижаются из-за организационных сложностей и высокой стоимости общения со своими коллегами. Основная масса ученых, получивших образование и научную подготовку в советский период, пишут на русском языке. Но наряду с этим высказываются идеи о возвращении к персидскому алфавиту. 

Религиозная элита, если учитывать сложившееся  отношение с властью, отделяет себя от ПИВТ, так как среди религиозного руководства страны преобладают  суфийские эшоны, главы орденов, которые активно поддерживают власть. Эшоны и религиозные лидеры в основном ориентированы на религиозные общины Самарканда и Бухары, так как там все еще сохранились и даже развились суфийские братства. На Иран, Турцию или Аравию интересы религиозных лидеров не направлены, так как в Иране преобладает шиитское общество, а в Аравии распространено салафитское течение, ратующее за чистоту ислама и построение теократического государства. 

Говоря  об экономической элите, следует  отметить, что в настоящее время  основной вектор сотрудничества направлен на Китай, Саудовскую Аравию, Турцию и Иран. Объем сотрудничества с Россией в последние десять лет сократился. Причиной были ограничения и сложности, выстраиваемые Узбекистаном и Казахстаном. Сотрудничество с Россией в рамках ШОС и ОДКБ и, в особенности, в рамках ЕврАзЭС, предоставляет возможность иметь сторонника укрепления светской власти в Таджикистане, продолжения экономического роста и сохранения политической стабильности. Но есть конфликтообразующее отношение в рамках ШОС между Таджикистаном и Узбекистаном, которое уже обостряется с приближением к завершению строительства ГЭС Сангтуда-1. 

При поддержке  госкомпании «Барки Точик» (Таджикэнерго) китайской стороне была предоставлена  возможность через тендер принять  участие в проектах по строительству ЛЭП Юг-Север стоимостью 281 млн. долл. США и ЛЭП «Лолазор-Хатлон» стоимостью 340 млн. долл. США, финансируемых Азиатским банком реконструкции и развития. 

Некоторые опасения могут возникнуть в отношении  доминирования России в Таджикистане, которое ставит под сомнение вопрос о невмешательстве во внутренние дела страны. Так как устойчивость правительства обеспечивается присутствием России, то создается впечатление, что администрация президента Рахмона недостаточно самостоятельна. Это создает угрозу обострения положения внутри страны, что может быть спровоцировано либо спецслужбами других государств, либо националистически и экстремистски настроенными элементами. К ним могут примкнуть некоторые религиозные фанатики и сторонники Хизб-ут-Тахрира, некоторая часть интеллигенции. 

Укрепление  сотрудничества с арабскими странами, Ираном и Афганистаном приведет к  усилению роли религии в политике и обществе, что не может не настораживать  сторонников светского государства. Культурная и языковая идентичность сможет сблизить Таджикистан с Ираном, который является одним из инвесторов в экономику страны, и с Афганистаном. Следует иметь в виду, что присутствие США и сил НАТО в Афганистане усиливает движение талибов и тем самым накаляет политическую обстановку, что может привести к активизации и проникновению в страну экстремистов и террористов.17 

В качестве одного из вариантов странам ЦА предлагается проект сотрудничества наподобие ЕС. В таком проекте существует один изъян. Этот изъян имеет свое имя – независимость. Для европейских стран объединение произошло на базе возникшего тупика национализма и фашизма и при доминировании США. Для стран ЦА такой доминантой могла бы оказаться Россия. Ибо роль России еще сохраняется в ЦА, но сама Россия пока воздерживается от каких-либо объединительных инициатив, чтобы не оказаться привязанной к «бесперспективным странам», какими являются Таджикистан и Кыргызстан. Проект партнерства по схеме «5+1» выглядит нереальным в силу конкуренции и существующих нерешенных проблем между пятью странами ЦА. Наверное, необходимо, чтобы эти страны до конца достигли пределов независимости, и тогда появится идея реальной интеграции. Другой большой помехой для стран ЦА является принцип формирования власти на основе власти одной личности. Поэтому авторитарность режимов в ЦА выступает дополнительным фактором, затрудняющим партнерство из-за личной конкуренции за лидерство между Н.Назарбаевым и И.Каримовым, возрастающее беспокойство И.Каримова по поводу напористости Таджикистана и Кыргызстана в решении вопросов энергетики. Так, на последней встрече в Бишкеке И.Каримов вновь дал понять своему таджикскому коллеге, что «все решения по использованию стока этих рек, в том числе при строительстве ГЭС, должны в обязательном порядке учитывать … интересы более чем 50 миллионов человек, проживающих в 6 государствах региона». 

В силу указанных причин проект ЕС явно не работает, что обозначает другую альтернативу, когда в качестве объединяющего  начала должна выступить Россия. Однако, как было замечено, руководство России более ориентировано на Европу и свои действия выстраивает как ответ на действия ЕС в ЦА. 

Наиболее  острым является вопрос о трудовой миграции, так как большая часть  трудоспособного населения Таджикистана мигрирует в Россию и Казахстан  в поисках заработка. Отсюда вытекает ряд проблем, требующих решения на двухсторонней основе между Россией и Таджикистаном. К ним относится обеспечение защиты прав трудовых мигрантов. Для этого в России следует открыть бюро по трудоустройству для мигрантов, а таджикской стороне открыть центры по подготовке специалистов и обучению русскому языку. В настоящий момент правительство пытается диверсифицировать поток трудовых мигрантов в сторону стран Аравийского полуострова. Подобное предложение было сделано главе государства Катар во время его визита в Таджикистан. Медленно, но поток трудовых мигрантов поворачивается в такие страны, как Турция, ОАЭ, Иран.18 

5. Сценарии выстраивания партнерских отношений с участием России и без нее 

Учитывая  сложившуюся ситуацию в отношениях стран ЦА между собой и с Россией, можно предложить форму партнерства с Россией как в двухстороннем, так и в многостороннем формате, в зависимости от конкретных направлений. Например, в отношении энергопроектов Таджикистана Россия могла бы принимать участие на основе двухсторонних отношений, так как главным поставщиком технологии для Таджикистана выступает Россия. Однако Россия могла бы получить и проект по ЛЭП, если она приложит достаточно усилий, как она это сделала на примере проекта «Сангтуда-1», отбив его у Ирана. Россия может получить приоритет перед Китаем в продолжении участия в строительстве каскадов ГЭС на реке Заравшан и ее притоков. 

В сфере  безопасности на южном направлении  сотрудничество представляется в рамках проекта «Большая Центральная Азия», курируемого США. Участие России в этом проекте возможно в качестве страны, задействованной в электроэнергетическом рынке ЦА. Поэтому в данном направлении важно для России и Таджикистана быть ведущими партнерами с Афганистаном и Пакистаном, поставляя им электроэнергию. 

В связи  с этим России следует определиться с Узбекистаном и решить: в ее ли интересах экономически сильный  Таджикистан, или страна, где могут  произойти волнения и политические изменения? Ведь сейчас остро стоит  вопрос об обеспечении электроэнергией Таджикистана, и если через два года вопрос не решится, то социально-политическая ситуация сильно изменится и правительство полностью потеряет авторитет. Тогда вмешательство США будет решающим фактором политического изменения, что приведет к полному вытеснению России из Таджикистана.

Информация о работе Вопросы безопасности Центральной Азии