Анализ банковской системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 21:44, дипломная работа

Описание

Банк - финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег.

Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций1.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ

1.1 Банковской системы РФ: ее состав и структура

1.2 Нормативно-правовая база функционирования банковской системы

1.3 Зарубежный опыт и его применение в банковской системе России

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1 Регулирующая роль Центрального банка РФ в банковской системе

2.2 Анализ текущего состояния банковской системы России

2.3 Ожидаемый социально-экономический эффект внедрения инноваций в банковскую систему

ГЛАВА 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОАО СБЕРБАНК РФ КАК ЗВЕНА БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

3.1 Организационно-экономическая характеристика Сбербанка России

3.2 Анализ деятельности банка и перспективы развития

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 472.50 Кб (Скачать документ)

     Параллельно с расширением сети коммерческих банков в конце 90-х гг. принимались меры по укреплению их надежности. В этом направлении активную работу проводил Центральный банк РФ, осуществляя надзор и регулирование деятельности коммерческих банков. Быстрый рост числа банков породил проблему распыленности банковского капитала. Изначальная недостаточность капитала привела к цепочке дальнейших негативных последствий: невозможности предоставлять сколько-нибудь значимые для клиентов кредиты, управлять кредитными рисками с соблюдением принципов разумной осторожности и установленных Банком России экономических нормативов, недостаточной рентабельности операций и др. В 1996 г. Центральный банк Российской Федерации издал новую редакцию Инструкции № 1 «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций», в соответствии с которой минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций был установлен на 1 апреля 1996 г. в сумме, эквивалентной 2,0 млн. ЭКЮ (для кредитных организаций с ограниченным кругом операций - 500 тыс. ЭКЮ). ЦБ РФ предусмотрел меры по постепенному доведению минимального размера уставного капитала до 5,0 млн. ЭКЮ (к 1 июля 1998 г.), т.е. до уровня, позволяющего российским банкам соответствовать международным правилам достаточности капитала.

     Минимальный размер собственных средств (капитала) кредитной организации, определяемых как сумма уставного капитала кредитной организации и нераспределенной прибыли был установлен в сумме, эквивалентной 5 млн. ЭКЮ (начиная с 1 января 1999 г.).

     Минимальный размер собственных средств (капитала) кредитной организации с ограниченным кругом операций был установлен в сумме, эквивалентной 1 млн. ЭКЮ (начиная с 1 января 1999 г.).

     Предполагалось, что процесс укрепления банковской системы должен сопровождаться преобразованием  банков, не соответствующих новому уровню минимального капитала, в другие кредитные организации с ограничением круга выполняемых ими операций (прежде всего запрещением привлечения вкладов населения) либо в филиалы более крупных банков9.

     В результате принятых решений Банка  России активизировался процесс создания банков с более крупным капиталом, удовлетворяющим новым стандартам. Процесс концентрации банковского капитала давал возможность укрепить надежность всей системы банков. Одновременно разрабатывалась нормативная база по процедуре санации, реорганизации и ликвидации банков в первую очередь в связи с их несостоятельностью (банкротством). Однако практика свидетельствовала о проблемах в банковской сфере. Кризис платежеспособности клиентов банков, плохое качество кредитных портфелей, рисковая политика, введение валютного коридора, ужесточение резервных требований и прочие факторы привели к резкому снижению доходности банковской деятельности. По данным ЦБ РФ около 1/3 всех банков России завершили 1995 г., а затем и 1996-1997 гг. с убытками.

     В период финансового кризиса 1998 г. банковская система России понесла наиболее ощутимые потери по сравнению с другими  секторами экономики. Величина потерь капитала банков, по оценке ЦБ РФ, на 1 декабря 1998 г. превысила 100 млрд. руб., а недостаток высоколиквидных активов для выполнения текущих обязательств достиг 38,0% общего объема таких активов и 8,6% общего объема обязательств банков.

     Резкое  снижение уровня доверия ко всей банковской системе и к отдельным банкам (как со стороны банковского сообщества, так и со стороны корпоративных клиентов) привело к замораживанию операций на межбанковском денежном рынке.

     За  август-октябрь 1998 г. объем привлеченных межбанковских кредитов и депозитов  снизился в рублях и в валюте на 1/3.

     В этих условиях было признано необходимым осуществить реструктуризации банковской системы.

     Свою  роль в процессе реструктуризации банковской системы призвано сыграть Агентство  по реструктуризации кредитных организаций, создаваемое совместно Правительством Российской Федерации и Банком России.

     Агентство призвано реализовать задачи государственного контроля за банками путем непосредственного  вмешательства в их деятельность вплоть до участия в капиталах  банков в интересах кредиторов и  вкладчиков, проводить операции, укрепляющие  структуру балансов банков, контролировать активы банков в целях недопущения их утраты.

     Таким образом, можно выделить следующие  особенности построения современной  банковской системы России.

     1. Первый этап реформирования банковской  системы отличался быстрым ростом  численности кредитных учреждений. В конце 80-х гг. многие считали, что найдены правильные пути быстрейшей реорганизации банковского дела.

     Однако  дальнейшие события показали, что  в 1988-1995 гг. перестройка деятельности банков была обеспечена в основном в организационной части.

     Коренное  же изменение качественных параметров работы банков, их отношений с предприятиями, организациями, учреждениями и населением еще не произошло и находится  лишь в начальной стадии становления.

     Это обстоятельство в сочетании с  инфляцией, кризисом системы платежей и другими факторами поставило под вопрос возможность функционирования большинства банков.

     В ходе событий августа-сентября 1998 г. прекратили свое существование не только ряд мелких, но и отдельные крупные  банки.

     В 1995-1998 гг. свое существование прекратили больше банков, чем было создано новых. За 1996-1998 гг. было отозвано более 1000 банковских лицензий.

     2. Общая численность банков в  России в расчете на 100 тыс.  человек еще недостаточна.

     Особенно  мало их в сельской местности и в отдаленных районах. Кроме того, некоторые виды банков практически отсутствуют. Так, ипотечные и муниципальные банки только начинают зарождаться. Недостаточна специализация банков, особенно функциональная. Практически нет инвестиционных, клиринговых банков, поскольку для них отсутствует правовая база.

     3. Законодательные основы функционирования  современной банковской системы  России были созданы в 1990 г.  с принятием законов «О Центральном  банке РФ» и «О банках и  банковской деятельности». В 1995 и 1996 гг. эти законы были приняты Государственной Думой в новой редакции. Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» дал более четкое и подробное описание функций главного банка страны, наделил ЦБ РФ правом издания нормативных актов, обязательных для исполнения всех юридических и физических лиц и органов государственной власти. В Законе были усовершенствованы инструменты осуществляемой ЦБ РФ денежно-кредитной политики, развит принцип независимости ЦБ РФ и однозначно записано, что никакие государственные органы не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ по реализации его функций10.

     В новой редакции «Закона о банках и банковской деятельности» четко  прослеживаются три основных принципа: либерализация ведения банковской деятельности, усиление мер по обеспечению устойчивости банковской системы, приближение положений закона к нормам прямого действия. Закон, по существу, впервые в российском банковском законодательстве определил перечень и существо исключительно банковских операций, для которых потребуется лицензия ЦБ РФ и которые могут осуществлять только особым образом зарегистрированные «кредитные организации».

     Закон внес определенную ясность в регулирование  деятельности банков на рынке ценных бумаг, обусловил изменения в  порядке регистрации банков и ужесточил требования к сохранению банковской тайны.

     В настоящее время принят такой  важный для дальнейшего развития банковской практики закон, как Федеральный  закон «Об обязательном страховании  банковских вкладов граждан», а также  Федеральный закон «О банкротстве (несостоятельности) кредитных организаций».

     Таким образом, современная практика развития банковской системы, ранее названные  и прочие причины предопределили необходимость дальнейшего совершенствования  функционирования банковской системы  России, в частности, создания научной концепции стратегии развития банковской системы.

 

1.2 Нормативно-правовая  база функционирования  банковской системы 

     Современная банковская система России представляет собой систему переходного периода. Она выступает как рыночная модель; разделена на два яруса: первый ярус охватывает учреждения Центрального банка РФ, осуществляющего выпуск денег в обращение (эмиссию), его задачей являются обеспечение стабильности рубля, надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков. Второй ярус состоит из различных банков, задача которых - обслуживание клиентов (предприятий, организаций, населения), предоставление им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции).

     Банковская  система находится в стадии переходной системы: она содержит компоненты рыночной банковской системы, однако их взаимодействие еще недостаточно развито. Известно, что та или иная система, так или иначе, происходит из предшествующей, поэтому содержит «родимые пятна» прошлого. Рыночная система, возникшая из централизованной системы, проходя становление в условиях переходного периода, должна быть в условиях России еще «наполнена» рыночной идеологией. В составе элементов банковской системы и их взаимодействии должны полнее учитываться особенности и условия рыночной экономики.

     Признаками  банковской системы являются:

     1. Банковская система, прежде всего  не является случайным многообразием,  случайной совокупностью элементов.  В нее нельзя механически включать  субъекты, также действующие на рынке, но подчиненные другим целям.

     К примеру, на рынке функционируют  торговая система, система транспорта и связи, исполнительной и законодательной  власти, правоохранительных органов  и т.п. Каждая из данных и других систем имеет свое особое назначение. Они соприкасаются друг с другом, но имеют разные задачи. В банковскую систему нельзя включать производственные, сельскохозяйственные единицы, занятые другим родом деятельности.

     2. Банковская система специфична, она выражает свойства, характерные  для нее самой, в отличие от других систем, функционирующих в народном хозяйстве. Специфика банковской системы определяется ее составными элементами и отношениями, складывающимися между ними.

     Когда рассматривается банковская система, то, прежде всего, имеется в виду, что она в качестве составного элемента включает банки, которые как денежно-кредитные институты дают «окраску» банковской системе11.

     Вместе  с тем это не следует понимать так, что сущность банковской системы  есть сложение сущностей ее элементов. Сущность банковской системы - это не арифметическое действие, а проникновение в новую более широкую сущность, охватывающую сущность не только отдельных элементов, но и их взаимосвязь. Сущность банковской системы обращена не только к сущности частных, составляющих элементов, но и к их взаимодействию.

     Из  этого следует, что сущность банковской системы влияет на состав и сущность ее отдельных элементов.

     Практика  знает несколько типов банковской системы:

     • распределительная централизованная банковская система;

     • рыночная банковская система;

     • система переходного периода.

     В противоположность распределительной  системе банковская система рыночного  типа характеризуется отсутствием  монополии государства на банки. Каждый субъект воспроизводства  самой разнообразной формы собственности (не только государственной) может образовать банк. В рыночном хозяйстве функционирует множественность банков с децентрализованной системой управления. Эмиссионные и кредитные функции разделены ими между собой. Эмиссия сосредоточена в центральном банке, кредитование предприятий и населения осуществляют различные деловые банки - коммерческие, инвестиционные, инновационные, ипотечные, сберегательные и др. Деловые банки не отвечают по обязательствам государства, так же как государство не отвечает по обязательствам деловых банков; деловые банки подчиняются своему Совету, решению акционеров, а не административному органу государства.

     Различия  между этими двумя типами системы  представлены в таблице 1.2.1. (Приложение 1).

     3. Банковскую систему можно представить  как целое, как многообразие частей, подчиненных единому целому. Это означает, что ее отдельные части (различные банки) связаны таким образом, что могут при необходимости заменить одна другую. В случае если ликвидируется один банк, вся система не становится недееспособной - появляется другой банк, который может выполнять банковские операции и услуги. В банковскую систему при этом могут влиться новые части, восполняющие специфику целого.

Информация о работе Анализ банковской системы