Анализ финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание

Анализом финансового состояния предприятия, организации занимаются руководители и соответствующие службы, так же учредители, инвесторы с целью изучения эффективности использования ресурсов. Банки для оценки условий предоставления кредита и определение степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступлений средств в бюджет и т.д. Финансовый анализ является гибким инструментом в руках руководителей предприятия. Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением и использованием средств пред-приятия. Эти сведения представляются в балансе предприятия

Содержание

Введение 4
Глава 1. Анализ финансового состояния предприятия: роль и значение 6
1.1.Принципы организации финансового анализа 8
1.2.Цели и методы финансового анализа 9
1.3. Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа финансового состояния предприятия 12
1.4. Общий анализ финансового состояния 15
Глава 2. Анализ финансового состояния организации 19
Заключение 42
Список использованной литературы 44

Работа состоит из  1 файл

Курсовой прект АиДФХД.doc

— 409.00 Кб (Скачать документ)

    Следует  различать типы моделей финансового  анализа. К важнейшим из  них относятся дискриптивные, предикативные и нормативные.  Дискриптивные  модели чаще  всего  описательного  характера.  Они   построены   на   использовании бухгалтерской отчетности и пояснительных записок к  ней.  Для  такой  модели финансового   анализа   широко   используется    структурный,    структурно- динамический и коэффициентный анализ.  Предикативные  модели,  как  правило, прогностического характера. Их используют для построения  прогнозных  оценок текущего   и   перспективного    характера    о    прибылях    и    доходах, платежеспособности, финансовой устойчивости.

    Содержание  финансового анализа во многом  определяется тем, кто является пользователем информации, и  какова  сфера  его  экономических  интересов  в оценке различных сторон  и  аспектов  финансовой  деятельности  коммерческий организации.  Направления   финансового   анализа   для   каждого   внешнего пользователя  финансово-аналитической  информации  коммерческой  организации позволяют им (пользователям) сосредоточить  усилия  при  подборе  партнеров, инвесторов, кредитозаемщиков на наиболее важных вопросах оценки  результатов их финансово-хозяйственной деятельности во избежание просчетов,  упущений  и потерь из-за неэффективного использования финансовых ресурсов.

 

1.2.Цели и методы финансового анализа

    Качество  принимаемых управленческих решений   на  уровне  хозяйствующего субъекта зависит от качества их аналитического обоснования.

    Получение  небольшого числа ключевых информативных   показателей,  дающих объективную оценку  финансового  состояния  предприятия,  является  основной целью финансового анализа. В ходе финансового анализа  выявляются  изменения в  составе  имущества   хозяйствующего   субъекта   и   в   источниках   его формирования,  в  финансовых  результатах  деятельности  (его   прибылей   и убытков), в расчетах с дебиторами и кредиторами.

    Исходной     базой     финансового     анализа     являются      данные бухгалтерского учета и отчетности.

    Одним  из важнейших приемов  является  чтение  финансовой  отчетности  и изучение абсолютных величин,  представленных  в  отчетности.  Однако  данная информация, несмотря на ее значимость для принятия  управленческих  решений, не достаточна, так как не позволяет оценить динамику  основных  показателей, место хозяйствующего субъекта среди аналогичных предприятий,  что  актуально в условиях конкурентной борьбы. Это достигается с помощью:

      -  составления  сравнительных   таблиц,   выявления   абсолютного   и

относительного  отклонения;

     - исчисления показателей за ряд  лет в процентах к итоговому  показателю (к итогу баланса);

     - исчисления  относительных  отклонений  в   процентах  по  отношению   к базисному году.

    Наряду с абсолютными  показателями, характеризующими  различные   аспекты финансового    состояния,    используются    и    финансовые   коэффициенты. Финансовый   коэффициент   представляет   собой относительные показатели финансового состояния. Они  подразделяются  на

коэффициенты  распределения  и   координации.   Коэффициенты   распределения применяются в тех случаях, когда необходимо определить, какую часть тот  или иной  абсолютный  показатель  составляет  от  итога  включающей  его  группы абсолютных  показателей.  Данные  коэффициенты  используются  в  основном  в предварительном анализе.

    Коэффициенты   координации   используются   для    выражения  отношений разных по существу абсолютных показателей финансового состояния.

    Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении их значения  по периодам.  В  качестве  базисных  величин  могут  использоваться  показатели базисного периода данного хозяйствующего субъекта.

    Специальные   финансовые  коэффициенты,  расчет   которых   основан   на

существовании   определенных   соотношений   между   статьями    отчетности, называются  финансово-оперативными  показателями.  Они   позволяют   реально оценить положение данного хозяйствующего субъекта.

    Помимо финансовых  коэффициентов в анализе финансового состояния  важную роль  играют  абсолютные  показатели,  которые  рассчитываются   на   основе отчетности  (чистые  активы  —  реальный  собственный  капитал,  собственные оборотные  средства,   показатели   оборачиваемости   запасов   собственными оборотными  средствами).  С   помощью   данных   показателей   формулируются критерии, позволяющие оценить качество финансового состояния.

    Практика финансового  анализа позволяет выявить основные  методы  чтения финансовой отчетности.

    Горизонтальный  (временный)  анализ  позволяет  осуществить   сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.

    Вертикальный  (структурный)  анализ  позволяет   определить   структуру

итоговых  финансовых  показателей  с  выявлением  влияния   каждой   позиции отчетности на результат в целом.

    Трендовый   анализ  позволяет  осуществить   сравнение  позиции  с   рядом

предшествующих  периодов  и  определить  тренд,  т.е.   основную   тенденцию динамики     показателей,     исключающей      случайные      влияния      и индивидуальные   особенности   отдельных   периодов.   С   помощью    тренда определяется возможное значение показателей в будущем.

    Анализ относительных  показателей (коэффициентов) позволяет   осуществить расчет отношений данных отчетности,  определить взаимосвязи показателей.

    Факторный   анализ  позволяет  определить  влияние  отдельных   факторов

(причин)  на  результативный  показатель   с   помощью   различных   приемов исследования.

    Сравнительный  (пространственный) анализ может осуществляться как внутри предприятия  (сравнение   внутрихозяйственное   по   отдельным   показателям хозяйствующего субъекта), так и вне,  т.е.  сравнение  показателей   данного хозяйствующего   субъекта   с    показателями   конкурирующих      субъектов хозяйствования,    со    средними общеэкономическими данными.

    Финансово-экономический  анализ может осуществляться  разными методами. К количественным  методам  относят  статистические   (наблюдение,   сравнение, абсолютные и относительные величины, средние величины, сводка,  группировка, ряды   динамики,   индексы   и   т.д.),   экономико-математические   (методы математического программирования, экономико-математического моделирования  и факторного анализа, исследование операции  и  т.д.).  Каждый  из экономико-математических методов делится на отдельные приемы, способы, используемые  в аналитической работе.

 

1.3. Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа финансового состояния предприятия

    Главная  цель анализа – своевременно выявлять и устранять  недостатки  в

финансовой  деятельности и находить резервы  улучшения  финансового  состояния предприятия и его платежеспособности. При этом необходимо  решать  следующие задачи:

    1.  На  основе  изучения   взаимосвязи   между   разными   показателями

производственной,  коммерческой  и  финансовой  деятельности   дать   оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов  и  их  использованию  с позиции улучшения финансового состояния предприятия.

    2.  Прогнозировать  возможные  финансовые   результаты,   экономическую рентабельность  исходя  из  реальных  условий  хозяйственной   деятельности, наличия собственных и заемных ресурсов и разработанных  моделей  финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.

    3.  Разрабатывать   конкретные  мероприятия,   направленные   на   более

эффективное  использование  финансовых  ресурсов  и  укрепление  финансового состояния предприятия.

    Для  оценки устойчивости финансового  состояния предприятия  используется система показателей, характеризующих изменения:

         - структуры капитала предприятия по его  размещению  и  источникам образования;

         - эффективности и интенсивности использования капитала;

         - платежеспособности и кредитоспособности предприятия;

         - запаса финансовой устойчивости предприятия.

    Анализ  финансового состояния предприятия  основывается  главным  образом на относительных  показателях,  так  как  абсолютные  показатели  баланса  в условиях  инфляции  сложно  привести к сопоставимому виду.  Относительные показатели   финансового   состояния    анализируемого   предприятия   можно сравнить:

         - с  общепринятыми  «нормами»  для   оценки   степени   риска   и прогнозирования возможности банкротства;

         - с аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и его возможности;

         -с аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденции улучшения или ухудшения финансового состояния предприятия.

   Анализом финансового состояния занимаются  не  только  руководители  и соответствующие службы предприятия, но  и  его  учредители,  инвесторы  –  с целью изучения эффективности использования  ресурсов;  банки  –  для  оценки условий  кредитования  и  определения  степени  риска;  поставщики   –   для своевременного получения платежей;  налоговые  инспекции  –  для  выполнения плана поступления средств в бюджет и  т.д.  В  соответствии  с  этим  анализ делится на внутренний и внешний (рис.1.3.1).

    Внутренний  анализ  проводится  службами  предприятия,  его  результаты

используются  для  планирования,  контроля  и  прогнозирования   финансового состояния  предприятия.  Его  цель  –  обеспечить  планомерное   поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким  образом, чтобы получить максимальную прибыль и исключить банкротство.

    Внешний  анализ осуществляется инвесторами,  поставщиками материальных  и финансовых  ресурсов,  контролирующими  органами   на   основе   публикуемой отчетности. Его цель – установить возможность  выгодного  вложения  средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить потери. Внешний  анализ  имеет следующие особенности:

         - множество  субъектов  анализа,  пользователей   информацией   о деятельности предприятия;

         - разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

         - наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;

         - ориентация анализа только на внешнюю отчетность;

         - ограниченность задач анализа при  использовании  только  внешней отчетности;

         - максимальная открытость результатов  анализа  для  пользователей информации о деятельности предприятия.

    Как   известно,  предприятие  –   сложное  формирование,   состоящее   из

партнерских групп, находящихся в тесном взаимном общении. Среди  партнерских групп можно выделить основные и не основные.

    Основные  партнерские группы заинтересованы  в успехах  предприятия,  так как от этого находится в прямой зависимости их благополучие.

    К не  основным  партнерским группам относятся группы,  опосредованно

заинтересованные в успехах  предприятия – страховые компании,  аудиторские  и юридические фирмы и т. д.

    Практика финансового  анализа уже выработала методику  анализа финансовых отчетов. Можно выделить шесть основных видов анализа:

         - горизонтальный (временной) анализ  –  сравнение  каждой  позиции отчетности с предыдущим периодом;

         - вертикальный  (структурный)  анализ  –  определение   структуры финансовых показателей;

         - трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности  с  рядом предшествующих периодов и определение тренда, то  есть  основной тенденции динамики показателя, очищенного от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов;

         - анализ относительных показателей  (финансовых  коэффициентов) расчет числовых отношений различных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;

         - сравнительный анализ, который делится на:

внутрихозяйственный –  сравнение  основных  показателей  предприятия  и

дочерних предприятий, подразделений;

межхозяйственный – сравнение  показателей  предприятия  с  показателями

конкурентов, со среднеотраслевыми;

         - факторный анализ  –  анализ  влияния  отдельных  факторов  (причин)  на результативный показатель.

 

1.4. Общий анализ финансового состояния

    Основными  составляющими финансового анализа  предприятия являются:

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия