Анализ финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 07:48, контрольная работа

Описание

Цель финансовой отчетности заключается в представлении информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств компании, необходимой для широкого круга пользователей для принятия оптимальных экономических решений. Финансовая отчетность также показывает результаты управления ресурсами, которыми управляет руководство компании.

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа анализ финансовой отчетнос 2 вариант.docx

— 50.60 Кб (Скачать документ)

ЧАСТЬ 1 (теоретическая)

 ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ  ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Понятие, формы и  виды финансовой отчетности предприятия

Для проведения финансового  анализа, основанного на аналитической  работе с финансовой отчетностью, необходимо понимать, что представляет собой  финансовая отчетность, ее формы и  виды. В научных работах наиболее часто встречается определение  финансовой отчетности, сформулированное Е.С. Стояновой: «финансовая отчетность – это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового  учета с целью представления  пользователям обобщенной информации о финансовом положении и деятельности предприятия, а также изменениях в его финансовом положении за отчетный период в установленной  форме для принятия этими пользователями определенных деловых решений».1

Ученые, говоря о финансовой отчетности, употребляют термин –  бухгалтерская отчетность. Так, М.Л. Пятов считает, что бухгалтерская  отчетность – это комплекс моделей  ее финансового положения. И что  целью формирования бухгалтерской  отчетности является формирование информационной базы, которая может обеспечить принятие управленческих решений компетентными  лицами компании.2

Т.А. Пожидаева говорит, что  «бухгалтерская отчетность – единая система данных об активах, капитале, обязательствах и финансовых результатах  хозяйственной деятельности организации, формируемых на основе данных бухгалтерского учета по утвержденным формам».4 Т.В. Федосова предлагает следующее определение: «Бухгалтерская отчетность - система показателей, отражающая имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые показатели ее деятельности за отчетный период».

Большинство авторов не разделяют  понятие финансовой и бухгалтерской  отчетности, в то время как финансовая отчетность включает в себя «… бухгалтерский  и управленческий учет, бизнес-планы  предприятия, стратегию развития, отраслевые и макроэкономические прогнозы».5 То есть, бухгалтерская отчетность показывает положение компании по факту ее деятельности за отчетный период, а финансовая дает информацию для дальнейшего планирования экономики компании с помощью анализа бухгалтерской отчетности.

Таким образом, анализ определений  финансовой отчетности в литературе позволяет сделать вывод, что  финансовая отчетность представляет собой  совокупность документов, которые отражают деятельность организации и дают представление о ее финансовом положении, на основе бухгалтерского учета и  составляется на конец отчетного  года. Дата составления финансового  отчета для организации является фиксированной в соответствии с  п.12, п.13 положении о бухгалтерском  учете ПБУ 4/99.

Цель финансовой отчетности заключается в представлении  информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств компании, необходимой для широкого круга  пользователей для принятия оптимальных  экономических решений. Финансовая отчетность также показывает результаты управления ресурсами, которыми управляет  руководство компании.

Для проведения финансового  анализа наиболее важным источником информации является бухгалтерская  отчетность. Рассмотрим, какие формы  существуют в бухгалтерской отчетности. Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском  учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ, Приказу Минфина  РФ от 22 июля 2003 г. N 67н «О формах бухгалтерской  отчетности организаций», в отчетность входят формы:

Бухгалтерский баланс (Форма 1).

Отчет о прибылях и убытках (Форма 2).

Отчет об изменениях капитала (Форма 3).

Отчет о движении денежных средств (Форма 4).

Приложение к бухгалтерскому балансу (Форма 5).

Отчет о целевом использовании  полученных средств (Форма 6).

А так же:

Пояснительная записка.

Аудиторское заключение.6

Рассмотрим эти формы  подробнее.  В состав бухгалтерского баланса входит информация об отчетной дате или об отчетном периоде; наименовании юридического лица; идентификационного номера налогоплательщика (ИНН); виде деятельности; организационно-правовой форме (форме собственности); единицах измерения; местонахождении (юридический адрес); информация о дате утверждения (указать установленную дату для годовой бухгалтерской отчетности) и дате отправки/принятия.

В отчет о прибылях и  убытках входят данные о доходах, расходах и финансовых результатах, которые представлены нарастающим  итогом, то есть в виде суммы с  начала года до отчетной даты. В этом отчете указаны: прибыль/убытки от реализации продукции; операционные доходы и расходы (поступления и платежи других организаций, за определенный период времени); доходы и расходы от прочей внереализационной деятельности (штрафы, безнадежные долги); затраты организации на производство реализованной продукции; коммерческие, управленческие расходы; выручка от реализации продукции; сумма налога на прибыль и отложенные налоговые обязательства.

Пояснения к бухгалтерскому балансу, отчету о прибылях и убытках  необходимо представлять в виде отдельных  отчетных форм: отчете об изменениях капитала (форма № 3), отчете о движении денежных средств (форма № 4), приложения к  бухгалтерскому балансу (форма № 5) и пояснительной записки. Пользователи обеспечиваются дополнительными данными, находящимися в пояснительной записке. Эти пояснения включать в бухгалтерский  баланс и отчет о прибылях и  убыток нецелесообразно, но они являются необходимыми для достоверной оценки финансового положения организации, финансово-хозяйственных результатов  ее деятельности, а так же изменений ее финансового положения.

В отчете об изменении капитала, соответственно, мы найдем информацию о собственном капитале организации. Этот отчет состоит из трех частей: изменение капитала резервы и  справки. В отчете должны быть данные о капитале на конец предыдущего  отчетного периода, чистая прибыль, дивиденды, отчисления в резервный  фонд, так же информация о резервах, образованных в соответствии с законодательством, с учредительными документами, оценочные  и резервы предстоящих расходов. В разделе справки, указывается  информация о чистых активах, расходах по обычным видам деятельности и  капитальные вложения во внеоборотные активы как на начало, так и на конец отчетного периода.

В отчете о движении денежных средств находятся сведения об остатке  денежных средств организации на начало и на конец отчетного периода. Мы можем найти информацию о движении денежных средств по текущей деятельности, полученных от покупателей, по налогам  и сборам. Мы также найдем информацию о выручки организации, о полученных дивидендах, процентах, о погашенных займах и о финансовой деятельности организации.

В отличие от других форм отчетности, у пояснительной записки  нет шаблонов, как у форм 1-6. Она  составляется в свободной форме, но все же существуют некоторые требования к ее заполнению. Они изложены в пункте 4 статьи 13 Закона о бухгалтерском учете. Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.

Приложение к бухгалтерскому балансу дает сведения о нематериальных активах компании, основных средств, доходных вложениях в материальные ценности, финансовых вложениях, дебиторской  и кредиторской задолженностях. В  приложении мы найдем данные об амортизации  активов, ценностях и финансовых вложений.

Аудиторское заключение –  это официальный документ, который  предназначен для пользователей  бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащим выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

В бухгалтерской отчетности выделяют три основанных группы:

по периодичности составления,

по объему содержащихся в  отчетах сведениях,

по назначению.

По периодичности составления  разделяют внутригодовую и годовую  отчетности. Внутригодовая отчетность называется промежуточной бухгалтерской  отчетностью и может охватывать день, декаду, месяц, квартал и полугодие. Эти отчетности являются более краткими и содержат меньше информации и включают в себя составление бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Годовая отчетность создается на конец года и в ней описывается деятельность организации за прошедший период времени. Исключение делается для вновь созданных или реорганизованных предприятий. По объему содержащихся в отчетах сведений существуют частные и общие отчетности. Частная – включает в себя информацию о делах организации на отдельном участке ее деятельности, а общая – информирует внешних заинтересованных пользователей об имущественном и финансовом состоянии организации. По назначению отчетность разделяют на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя отчетность дает сведения для внутренних пользователей информации для целей оперативного управления организацией. В то время как внешняя отчетность создается для информирования внешних пользователей о деятельности организации, ее имущественном положении и доходности. Внутрихозяйственная отчетность выполняет управленческие и информационные функции внутри предприятия, отражает состояние отдельных участков предприятия. Она используется для разработки и оценки текущих и перспективных планов развития предприятия и принятия на этой основе оперативных и стратегических управленческих решений. Внешняя отчетность отражает хозяйственную деятельность предприятия в целом и предназначена для удовлетворения потребностей внешних пользователей исходя из разнообразия их интересов: инвесторов — сведениями о доходности и риске инвестиций, ценности и перспективности акций предприятия и его способности выплачивать дивиденды; кредиторов — о способности возвратить займы и выплачивать проценты; поставщиков — о платежеспособности предприятия; клиентов — о жизнеспособности предприятия; правительственные учреждения — об эффективности деятельности предприятия, налоговых поступлениях и др.; общественные организации — о тенденциях развития экономики предприятия и т. д. Так же различают отчетности по степени обобщения отчетных данных отчетность предприятия: первичную и сводную (консолидированную).1

1.2 Цель, принципы и пользователи  анализа финансовой отчетности

Основываясь на вышеизложенном, можно сказать, что финансовая отчетность дает представление о финансовом положении организации на конец  отчетного периода. Однако, важно не только составлять финансовую отчетность, но и уметь правильно анализировать полученные данные. Если финансовая отчетность представляет собой совокупность нужных пользователям данных, то анализ помогает получить эти  сведения. Для этого и используется анализ финансовой отчетности.

«Целью анализа финансовой отчетности является получение ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и наиболее точную картинку финансового состояния  и финансовых результатов деятельности предприятия. Цель анализа достигается  в результате решения определенного  взаимосвязанного набора аналитических  задач».

Рассмотрим подробнее  данное определение. Целью анализа  финансовой отчетности является определение  финансового состояния организации  на конкретный момент времени. Для организаций  в той или иной мере важны финансовые, информационные, технические и технологические  вложения, таким образом, организации  заинтересованы в опубликовании  финансовых отчетов в привлекательной  для инвесторов форме. «Организации обязаны публиковать свою годовую  финансовую отчетностью. Публичность  финансовой отчетности заключается  в ее опубликовании в газетах  и журналах, доступных пользователям  финансовой отчетности, либо распространении  среди брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую  отчетность, а также в ее передаче территориальным органам статистики по месту регистрации организации  для предоставления заинтересованным пользователям».

При проведении анализа финансовой отчетности необходимо учитывать ряд  принципов:

1. Принцип целевой ориентированности  подразумевает, что необходимо  сначала сформулировать цели  анализа, в соответствии с которой  будет выполняться анализ.

2. Принцип осторожности  означает возможность искажения  анализируемых данных, отсутствие  достоверной информации.

3. Принцип программирования  говорит о необходимости иметь  четкую программу анализа, до  начала его проведения.

4. Принцип развертывания  означает, что построение схемы  анализа должно быть построено  «от общего к частному», при  этом выделяя наиболее важные  моменты.

5. Принцип оценки аномалий  обращает внимание на необходимость  тщательного анализа значимых  отклонений от средних значений  показателей, в том числе и  случае их положительного характера.

6. Принцип приемлемой  точности в расчетах подчеркивает  целесообразность выявления тенденций  и закономерностей, как представляющих  наибольшую ценность.

7. Принцип акцентированности выводов говорит о завершении анализа в виде обобщения полученных результатов и сформулированных выводов и рекомендаций, имеющих оптимальное ограниченное количество.

8. Принцип критичности  предлагает исходить из принципа  осторожности и рассматривать  результаты финансового анализа  как субъективные оценки, и понимать, что они не являются неоспоримым  аргументом при принятии важных  решений.

Так как пользователи информации различны, то и их цели также отличаются друг от друга. Пользователем финансовой (бухгалтерской) отчетности и результатов  его анализа может быть как  юридическое, так и физическое лицо, которое заинтересованно в информации об организации. Существует деление  на группы: внутренние и внешние  пользователи. Внутренние пользователи отчетности включают в себя руководителей  организации (администрации), учредителей, участников и собственников имущества  организации. Внешние пользователи отчетности включают в себя, инвесторов, кредиторов, контрагентов организации, а также заинтересованных государственных  органов (например, органы налоговой  инспекции).

У каждой группы пользователей  финансовой (бухгалтерской) отчетности разные цели использования информации. Внутренние пользователи организации  заинтересованы данными, которые помогут  при принятии экономических, управленческих решений, связанных с дальнейшим существованием компании.

Реальные и потенциальные  инвесторы, а так же их представители  в первую очередь желают знать  о рискованности и доходности, предполагаемых или осуществленных ими инвестиций, о способности организации выплачивать дивиденды. Кредиторы хотят быть уверенными, что организация, которой предоставляют займ, сможет в обещанное время погасить кредит и выплатить проценты. Поставщики и подрядчики нуждаются в информации о том, будут ли оплачены вовремя счета, за поставленные товары и услуги. Покупатели и заказчики заинтересованы в продолжительности существования и деятельности организации. Государственные органы с помощью отчетности следят за законностью деятельности организации. К внутренним пользователям информации относятся менеджеры, бухгалтеры, акционеры; к внешним – банки, налоговые органы, аудиторские, информационные и консалтинговые фирмы, юристы и другие. Количество пользователей отчетности постоянно меняется и может значительно варьироваться в зависимости от конкретных экономических условий, тогда как интересы пользователей в отношении информационного содержания достаточно постоянны.

Информация о работе Анализ финансовой отчетности